Анастасия Цветаева. Amor: автобиогр. роман [расширенная редакция] / вступ. ст. и коммент. Ст.А. Айдиняна.
– М.: Бослен, 2024. – 544 с. ISBN 978-5-91187-477-3
В сентябре исполнилось 130 лет со дня рождения Анастасии Цветаевой (1894–1993) – писательницы, мемуаристки, младшей сестры Марины Цветаевой. К этой дате приурочен выход автобиографического психологического романа «Amor», дополняющего двухтомник «Воспоминаний» Анастасии Ивановны. Как сказано в аннотации, издание расширено по авторизованной машинописи и представляет собой текст в том виде, который сама автор хотела видеть в печати. Кроме того, в него включен раздел «Из тетради Ники» (Ника – героиня книги, прототипом является сама автор): стихи, написанные специально для романа и впервые опубликованные в несокращенном виде. Работа над романом началась в 1930-е в лагере, о чем Цветаева вспоминала: «Он писался на Дальнем Востоке, в зоне, в часы отдыха, после десятичасового рабочего дня, на нестандартной бумаге, на маленьких листах, чернильным карандашом, так мелко, что прочесть его не смог бы никто, кроме автора...»
Андрей Дмитриев. Ветер Трои: роман-маршрут.
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. – 320 с. (Новая русская классика). ISBN 978-5-17-168631-4
Действие романа прозаика, сценариста, лауреата «Русского Букера» и «Ясной Поляны», финалиста «Большой книги» разворачивается в Стамбуле в сентябре 2020-го, где после 40 лет разлуки встречаются он и она: Мария прилетела из Америки, Тихонин – из России. И начинается их турецкое автопутешествие, во время которого героям предстоит вспомнить и заново узнать друг друга. «Сожму глаза и вижу тебя перед собой тощей, но с хорошей грудью, вижу твою знаменитую светло-русую косу до самых впадинок под коленками, и ты – в широких, толстых, пол-лица заслоняющих очках… Ты их снимала неожиданно для всех, и открывалось вдруг все твое лицо. Оно было всякий раз как фотовспышка. И глаза твои из-за твоей, ты извини, подслеповатости казались сонными, с наглым таким, восхитительным сонным прищуром; я сразу сошел с ума, когда ты впервые сняла передо мной очки…»
Евгений Минин. Годичные кольца.
– Иерусалим: Evgarm, 2025. – 228 с. (Лета-А). ISBN 978-5-98-575-228-2
В предисловии поэт, прозаик, пародист, издатель, постоянный автор «НГ-EL» Евгений Минин признается, что на заглавие книги его вдохновили строчки собственного стихотворения «…Оттого перебираю годы, / Сидя за компьютерным столом». «Строчка «перебирая годы» остановила меня. И она же надоумила сгруппировать стихи по годам, тем более что в моем архиве под каждым стихотворением стоит дата. Вот я и решил: пусть книга выглядит как ствол спиленного дерева, где каждое годичное кольцо – год стихов. А главное, это упростит работу над книгой, поскольку стихи не надо будет группировать по тематике, по форме...» Поэтому разделы называются соответственно: «Годы стихов – 2015», «Годы стихов – 2016» и т.д. Завершает книгу раздел «Стихи Максима Невгармина» – поэтического альтер эго Минина.
Андрей Бычков. Антропологическое письмо. Курс лекций и семинаров с выпускниками Московской Школы Нового Кино и Литературных курсов им. А.П. и М.А. Чеховых, Москва, студия doku_meta, 2021–2022 гг.
– СПб.: Алетейя, 2024. – 378 с. ISBN 978-5-00165-863-4
Курс лекций и семинаров, проведенных прозаиком, сценаристом, постоянным автором «НГ-EL», лауреатом премии «НГ» «Нонконформизм» Андреем Бычковым. «Эта книга о том, как писать, но она может быть интересна и просто читателям. В лекционной части книги рассказывается о 12 писателях и анализируются их избранные произведения. Я рассказываю о Гоголе, Достоевском, Толстом, Чехове, Андрееве, Белом, Набокове, Кафке, Джойсе, Прусте, Беккете и Арто. Эти авторы, на мой взгляд, сформировали то, что можно бы назвать канонической писательской матрицей, по крайней мере для тех, кто, перефразируя Рембо, хочет быть настоящим писателем и работает, чтобы им стать». Фрагмент лекции о Гоголе печатался в «НГ-EL» от 23.03.23.
HistoriCity: городские исследования и история современности / под ред. Б. Степанова, К. Левинсона, О. Запорожец.
– М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 456 с. (STUDIA URBANICA). ISBN 978-5-4448-2511-2
В центре внимания – формирование образа города и городской памяти как одного из главных ориентиров для современного исторического сознания, помогающего определить вектор развития цивилизации. Среди авторов историки, философы, культурологи, социологи, филологи, а темами исследований стали «Урбанистические теории Ренессанса и барокко как модели коммуникации власти и подданных» (Юлия Иванова, Павел Соколов), «Городские образы в европейском изобразительном искусстве XVII–XVIII веков и их функция в коммуникативной среде» (Наталия Осминская) и др. «Опыт междисциплинарного диалога, воплощенный в этом коллективном труде, призван показать, каким образом различные дисциплины могут откликаться на всплеск интереса к проблематике города и экспансию, которую urban studies переживают в последние десятилетия».
комментарии(0)