- ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, средства массовой информации давно уже называют судьбу ракетного крейсера "Москва" самой наглядной иллюстрацией новейшей истории бывшего СССР.
- Что ж, подобное сравнение вряд ли можно назвать надуманным. Действительно, пришедший в свое время в Николаев своим ходом и вставший там для проведения планового ремонта и небольшой модернизации, корабль оказался, по сути, заложником тех необратимых процессов, которые происходили, да и сегодня продолжают происходить на всем постсоветском пространстве. Разрыв межведомственных и экономических связей, "расселение" наших оборонных предприятий по национальным квартирам, неопределенность флотского правового статуса - все эти факторы стали почти непреодолимыми барьерами на пути возвращения крейсера в боевой строй Черноморского флота.
К счастью, со временем здравый смысл все же восторжествовал, и Россия не потеряла один из своих самых мощных по ракетному вооружению крейсеров. А ведь при известном стечении обстоятельств это вполне могло и произойти. Здесь следует отдать должное мужеству экипажа, на протяжении нескольких лет делавшего все, чтобы сохранить корабль и не превратить его в разменную монету в большой политической игре.
- Как раз на роли экипажа в спасении своего крейсера хотелось бы остановиться более подробно. Нетрудно представить, что пришлось пережить людям за годы безвременья и неопределенности. И все же не поддалась ли действию вируса всеобъемлющей безысходности основная часть экипажа?
- У большинства иммунитет оказался крепким. Моряк до последней возможности должен бороться за жизнь своего корабля. Это аксиома. Сидеть сложив руки и пассивно ждать решения своей судьбы - подобная модель поведения для военного моряка просто неприемлема. В качестве старшего помощника командира я принял крейсер в 1994 году. К тому времени на флоте уже прошла волна политической агитации и переприсяганий на верность отделившейся Украине. К сожалению, а может быть, к счастью, эта волна коснулась и нашего экипажа. В числе первых на верность Украине присягнул старший помощник командира, по флотской иерархии - второе лицо на корабле. Яркая примета того времени - "руховские" листовки в корабельных гальюнах, призывающие экипаж перейти под желто-голубые знамена. К тому же, воспользовавшись моментом безвластия, корабль стали потихоньку "раздевать". И только благодаря принципиальной позиции командира бригады ремонтирующихся кораблей и здоровому военно-морскому патриотизму большей части экипажа, откровенный грабеж и активную деятельность национальных агитаторов удалось прекратить. В результате на корабле остались только те, кто продолжал верить в будущее крейсера и был верен единожды данной присяге. Именно с активной позиции этой команды единомышленников началось возрождение корабля. Если бы в ходе многочисленных проверок члены комиссий различного, в том числе и самого высокого уровня, решавшие судьбу крейсера, стали бы свидетелями картины общего запустения, уверен, его будущее было бы предрешено: наверняка корабль постигла бы участь проданного на металлолом "Варяга".
Активность оторванного от основной базы немногочисленного экипажа, часто ценой неимоверных усилий поддерживающего на своем корабле флотский порядок, фактически спасла крейсер. Именно в этот сложный период на бедственное положение крейсера обратил внимание мэр российской столицы Юрий Лужков. Застопорившийся на начальной стадии ремонт был вновь продолжен уже на средства правительства Москвы. Без действенной и всесторонней помощи москвичей, активной и принципиальной позиции командующих Черноморским флотом адмиралов Игоря Касатонова, Виктора Кравченко и Владимира Комоедова корабль, наверное, и по сей день продолжал бы оставаться неподвижным памятником былому могуществу советского флота.
- В этой ситуации торжественное переименование в 1995 году ракетного крейсера "Слава" в "Москву" вряд ли можно назвать случайным?
- Безусловно. Вообще-то, на флоте всегда традиционно, без особого энтузиазма относились к переименованиям. Это касается сферы морских суеверий, уходящих своими корнями во времена петровского парусного флота, а возможно, еще глубже. Но в данном случае, да простит меня совет ветеранов "Славы", переименование подшефного крейсера считаю вполне логичным и заслуженным. По сути, столица стала крестной матерью для спасенного ею корабля, и его дальнейшая судьба уже просто немыслима без участия Москвы.
- Многолетнее пребывание крейсера в Николаеве вряд ли можно назвать комфортным. В обстановке постоянного давления со стороны руководства судоремонтного завода, зачастую в ультимативной форме требовавшего оплаты выполненного объема работ с применением штрафных санкций, вероятно, еще более усиливалось ощущение оторванности от родной базы?
- Разумеется, хорошего настроения это не прибавляло. Но, с другой стороны, я могу понять состояние того же генерального директора завода, знающего, что ему за ремонт крейсера должны огромные деньги, и в то же время не имеющего возможности расплатиться со своими бастующими рабочими. В конечном счете задолженность флота за уже выполненные работы, стоянку корабля в заводе и бескомпромиссность его руководства привели к тому, что последние несколько месяцев своего пребывания в Николаеве "Москва" была полностью отключена от береговых систем энерго- и водоснабжения. Но флот не оставил нас. По распоряжению командующего рядом с нами постоянно находилось специальное энергосудно, с помощью флота недостатка в воде мы также не испытывали. Каждый месяц на грузовиках нам привозили столь необходимые топливо и продукты, вещевое имущество. В результате многомесячное пребывание в такой экономической блокаде прошло для нас почти безболезненно. Конечно, чисто психологически было тяжело, ведь семьи, родная база, товарищи - все там, в Севастополе. Последние месяцы, когда ремонт силами завода был прекращен, чтобы не обрастать новыми долгами, в глазах экипажа читался только один вопрос: "Когда вернемся в Севастополь?".
- И когда же было принято окончательное решение о выходе крейсера из Николаева и его переходе в Севастополь?
- В соответствии с предварительным распоряжением командования флота "Москва" фактически была готова к переходу на родную базу еще в сентябре прошлого года. Но не разрешенные вовремя проблемы с погашением задолженности перед заводом не позволили осуществить задуманное до наступления зимы. Этот год стал для нас годом ожидания. Несколько месяцев экипаж жил в условиях полной боевой готовности, ведь команда на выход могла поступить в любой момент. Не имеющий собственного хода крейсер должны были буксировать портовые плавсредства. Желание экипажа вернуться на родную базу было настолько велико, что в случае проблем с буксирами моряки шутили, что готовы тянуть корабль до выхода в море бурлацким способом. К счастью, в этом не было необходимости. 19 июля, после нескольких переносов времени выхода, "Москва" наконец покинула Николаев.
- Как провожали "Москву"?
- Весьма дружелюбно. Попрощаться с крейсером и его экипажем пришли большинство горожан, рабочие и дирекция завода, представители горадминистрации. Жители Николаева, в большинстве своем русскоязычного города, говорили, что вместе с крейсером от них уходит Россия. Заводчане также не скрывали своего сожаления по поводу ухода "Москвы". Они утверждали, что это первый корабль, который покидает завод не своим ходом. Кроме того, с уходом крейсера будут потеряны тысячи рабочих мест. Образно говоря, наш корабль удерживал на плаву все предприятие, обеспечивая работой николаевских судостроителей. В районе Очакова крейсер приняли уже наши флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День Военно-морского флота России, "Москва" стояла в парадном строю в Севастопольской бухте.
- Какой объем работ осталось выполнить на крейсере, чтобы он стал полнокровной боевой единицей Черноморского флота?
- Силами предприятий Черноморского флота нам осталось ввести в строй газотурбинную установку, ракетное и артиллерийское вооружение, установить и отрегулировать радиотехническое оборудование. Командующим Черноморским флотом адмиралом Владимиром Комоедовым была поставлена конкретная задача: в декабре крейсер должен выйти на ходовые испытания, сдать курсовые задачи. В том, что все это будет выполнено в срок, сомнений нет, ведь мы теперь дома.
Из досье "НВО"
- Корабль заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г., является головным в серии ракетных крейсеров. Основные тактико-технические характеристики: длина - 187 м, ширина - 21 м, осадка - 8 м, водоизмещение 11 тыс.т. Силовая установка - газотурбинная. Вооружение: шестнадцать пусковых установок ракетного комплекса "Базальт", восемь пусковых установок зенитных управляемых ракет "Форт", 130-мм спаренная артиллерийская установка, шесть 30-мм зенитных артустановок АК-630. Спущен на воду 27 июля 1979 г. с именем "Слава", которое носил до 22 июня 1995 г., когда был переименован в РКР "Москва" приказом Главнокомандующего ГК ВМФ РФ. В состав ВМФ корабль принят в 1982 г. На счету корабля несколько боевых служб в Средиземном море, обеспечение встречи на высшем уровне руководителей СССР и США на о.Мальта в 1989 г. С декабря 1990 г. крейсер проходил текущий ремонт на заводе им. 61 коммунара. 12 июня 1997 г. на корабле поднят Андреевский флаг. 13 мая 1998 г. с целью сохранения на флоте гвардейских традиций кораблю переданы флаг и гвардейское звание от выводимого из состава ЧФ гвардейского сторожевого корабля (СКР) "Красный Кавказ".