![]() |
![]() |
|
Подразделения по борьбе с терроризмом есть сегодня практически во всех странах. Фото из журнала "Интернешнл полис ревью" |
![]() |
Американские специалисты выделяют понятие "организованная преступность" в отличие от обычных уголовных банд, террористических групп, партизанских отрядов (незаконных вооруженных формирований) по целому ряду отличительных принципов. Среди них выделяются:
- отсутствие "идеологической подкладки";
- организованная иерархическая структура;
- историческая длительность существования;
- приверженность угрозам или применению силы;
- получение прибыли за счет незаконной деятельности;
- ориентация на "обслуживание" товарами и услугами некоторой специфической части населения;
- ставка на коррупцию и запугивание по отношению к представителям власти;
- использование в своих целях бандитских групп;
- секретность деятельности;
- тщательное планирование на перспективу.<.p>
К важнейшим силам организованной преступности американские специалисты относят следующие: американская мафия ("Коза ностра"); четыре картеля в Мексике; сицилианская мафия ("Коза ностра" в Италии); русская мафия; курдские кланы так называемых "тюрков" в Турции; шесть "Великих Триад" в Китае, из которых пять - в Гонконге и одна - в Шанхае; организация "Борекудан" (известная в прошлом как "Якудза") в Японии.
Как правило, все эти синдикаты организованной преступности для извлечения прибыли прибегают к различным методам и формам деятельности, включая распространение наркотиков, продажу людей, проституцию, игорный бизнес, вымогательство, шантаж, воровство, заказные убийства и т.д. Самыми опасными из "национальных" структур организованной преступности, по взглядам американцев, являются русская мафия и китайские триады.
По поводу использования вооруженных сил против оргпреступности среди специалистов не существует единства. По мнению некоторых экспертов, привлечение ВС США к борьбе с организованной преступностью недопустимо, так как это прерогатива специальных полицейских формирований, ФБР и других правоохранительных органов. Однако армия может и должна привлекаться для оказания помощи этим органам в их борьбе с оргпреступностью. В связи с этим на ВС могут быть возложены следующие задачи:
- воздушная, наземная и морская охрана рубежей государства;
- пограничный контроль за путями нелегального пересечения границы;
- подготовка, обучение и вооружение военизированных формирований стран Латинской Америки по борьбе с распространением наркотиков;
- обработка разведывательной информации по деятельности группировок организованной преступности и доведение этой информации до правительств США и других стран;
- перевод и анализ информации, полученной методом радиоперехвата;
- транспортное обеспечение сил, ведущих борьбу с организованной преступностью внутри страны и за рубежом.
Одной из наиболее серьезных проблем становится такая сторона деятельности организованной преступности, как распространение наркотиков. В последнее время с ростом нелегального оборота этих веществ в мире и возрастанием влияния наркомафии на положение в различных регионах эта проблема становится особенно актуальной. Организованная преступность представляет угрозу для внутренней безопасности ряда стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, откуда поступают нарковещества в другие страны и регионы. Не менее актуальным противодействие наркомафии становится и для тех стран, в которых наркотики стали бичом общества, в частности США.
По официальной статистике, в 1960 г. в Соединенных Штатах были арестованы за нарушение законодательства о наркотиках 300 тыс. человек. В середине 90-х гг. ежегодно по той же причине привлекается к ответственности более 1 млн. человек. В 1992 г., по оценке комиссии конгресса США, в стране насчитывалось 6,5 млн. наркоманов.
Вопросами борьбы с распространением наркотиков наряду со специальными органами занимаются и американские ВС.
Сухопутные войска в борьбе против наркобизнеса играют ведущую роль по сравнению с другими видами вооруженных сил. При проведении операций по борьбе с наркобизнесом они, как правило, участвуют в решении следующих задач:
- обнаружение путей и способов ввоза наркотиков в США, отслеживание путей распространения;
- командование, управление, связь и компьютерное обеспечение;
- ведение разведки;
- планирование;
- материально-техническое обеспечение;
- транспортные перевозки;
- подготовка и обучение военнослужащих и гражданских лиц;
- обеспечение людскими ресурсами;
- проведение научно-исследовательской работы, внедрение новых разработок и технологий в практику борьбы с наркобизнесом;
- планирование, разработка и участие в программах по предупреждению употребления наркотиков, выявление лиц, их потребляющих, и осуществление лечебно-реабилитационных мероприятий.
Однако главным участником операций по борьбе с наркобизнесом от ВС является Национальная гвардия (НГ). В каждом штате или округе имеется координатор от НГ по вопросам борьбы с наркобизнесом, который, как правило, получает запрос от губернатора штата или правоохранительных органов об оказании необходимой помощи и в дальнейшем осуществляет всю координационную работу. Только в 1992 финансовом году НГ помогла конфисковать наркотических веществ на сумму более 69 млрд. долл.
Планирование и проведение операций по борьбе с наркотиками осуществляется в строгом соответствии с общегражданским законодательством и воинскими уставами: с этой целью командир в обязательном порядке консультируется с военным юристом, весь личный состав должен быть подробно проинструктирован относительно целей и задач операции, ее юридической обоснованности и основных способах проведения.
По официальным данным МО США, в настоящее время в таких операциях полностью задействованы 4 тыс. военнослужащих Сухопутных войск, НГ и резерва ВС. Более 200 военнослужащих и служащих МО США на постоянной основе приданы в так называемые объединенные силы (группы) по борьбе с распространением наркотиков. 21 представитель МО США включен в федеральные агентства, занимающиеся вопросами противодействия наркобизнесу, для координации деятельности военных и гражданских органов в этом деле.
Кстати, для сравнения: само Федеральное агентство по борьбе с распространением наркотиков США насчитывает всего 3 тыс. агентов в 100 представительствах на территории США и в 65 зарубежных странах и одно авиакрыло.
ВС поддерживают агентство по борьбе с распространением наркотиков по следующим основным направлениям: оперативное планирование, тыловое обеспечение, разведка, обработка разведывательной информации, поддержка переводчиками, инженерная поддержка, оснащение, обучение личного состава внутри США. Помимо этого армия обеспечивает разведывательную, тыловую и техническую, авиационную поддержку этого агентства за рубежом. Американские военнослужащие участвуют в операциях в девяти странах Латинской Америки и некоторых странах Карибского моря, а также в регионе Южной и Юго-Восточной Азии.
В 1995 г. Сухопутные войска Соединенных Штатов участвовали более чем в 100 операциях за рубежом. Обучение специалистов для агентства по борьбе с распространением наркотиков США ведется так называемыми мобильными группами армии (на местах) и, в частности, в армейском авиационном учебном центре в Форт-Раккер, штат Алабама.
В 1995 г. резерв американских Сухопутных войск участвовал в 202 миссиях, для которых были привлечены 1785 чел. Войска НГ, со своей стороны, осуществили 8204 операции, задействовав при этом 3 тыс. солдат.
В целом такое участие ВС США во внутригосударственных антитеррористических операциях, борьбе с распространением наркотиков и организованной преступностью отвечает, по мнению американских специалистов, функциям и задачам армии по "защите Конституции от внутренних врагов" и одновременно позволяет сохранить должное дистанцирование Вооруженных сил от прямого вмешательства в гражданскую сферу.