ИЗВЕСТНЫЙ эпизод, связанный с обнаружением в Баку в марте 1999 г. на борту российского самолета "Руслан" якобы предназначенных для Югославии 6 разобранных истребителей МиГ-21, сейчас, возможно, получит разгадку. Тогда в разгар начала боевых действий НАТО на Балканах руководство Азербайджана обвинило Россию в попытках оказать военную помощь режиму Милошевича. Однако впоследствии оказалось, что РФ здесь ни при чем, и военный груз пытались отправить не в Югославию, а в Северную Корею некоторые официальные структуры Казахстана.
В Астане 22 ноября завершено расследование уголовного дела по факту незаконной поставки Пхеньяну около 40 боевых истребителей МиГ-21.
Привлекается к уголовной ответственности не менее четырех человек. И среди них значатся гражданин Казахстана Александр Петренко и начальник Генерального штаба Вооруженных сил Казахстана Бахытжан Ертаев. Есть ли в списках обвиняемых отправленные несколько месяцев назад в отставку министр обороны Мухтар Алтынбаев и шеф Комитета национальной безопасности (КНБ) Нуртай Абыкаев, не сообщается.
Между тем Алтынбаев лоббировал незаконную сделку, а Абыкаев - не организовал необходимый контроль за порядком хранения и сбережения боевых самолетов. Их освободили от занимаемых должностей после того, как 11 августа МИД Южной Кореи выступил с протестом по поводу поставок Казахстаном партии истребителей МиГ-21 Пхеньяну. По этому поводу заместитель премьер-министра республики, министр иностранных дел Токаев заявил, что "ни президент, ни руководство правительства не знали о поставке самолетов в указанную страну, и казахстанское правительство сожалеет о случившемся". Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев обратился к правительству КНДР с просьбой вернуть его стране 30 проданных МиГ-21. Ответа пока не последовало и вряд ли последует.
Поиск покупателя, сообщает КНБ, был поручен представителю завода "Металлист" Александру Петренко, жителю Алма-Аты, одновременно являвшемуся представителем чешской компании "Агропласт a.s." Установлено, что по рекомендации Петренко завод "Металлист" 14 октября 1998 г. заключил с фирмой "Агропласт a.s." контракт # 98МА510 на продажу 40 самолетов МиГ-21.
Конечным пользователем военной техники на основании сертификата # 29/46/225 от 22 сентября 1998 г. являлось Министерство национальной обороны Федерации Босния и Герцеговина. Был установлен факт направления в КНДР военнослужащих Сил воздушной обороны Казахстана, а также 12 граждан Белоруссии, участвовавших в сборке самолетов. Следствием установлено, что плата за поставленные в Северную Корею самолеты Петренко произведена в наличной иностранной валюте. У него изъято 1,8 млн. долл. Общая сумма сделки составляет около 8 млн. долл., ведется розыск остальной части денег. Реализовать "МиГи" казахстанские руководители решили еще в декабре 1996 г. Тогдашний премьер-министр республики Акежан Кажегельдин распорядился продать КНДР 133 самолета МиГ-21. Сумма сделки - 28 млн. долл. Но позже госдепартамент США сделал по этому поводу соответствующее заявление, одновременно пригрозив Казахстану экономическими санкциями, и сделка была расторгнута. Однако, как мы видим, отсутствие должной системы контроля продажи вооружений способствовало тому, что часть самолетов все же была отправлена в КНДР.
"Не исключено, что самолет с "МиГами" "засветили" российские или американские спецслужбы. Продавая по демпинговым ценам старое вооружение, Казахстан и некоторые другие страны СНГ не только разрушают мировой рынок вооружений, но и оснащают им тоталитарные режимы. Это невыгодно крупным мировым державам, ведущим борьбу с терроризмом", - такой вывод делают наблюдатели. При этом они ссылаются на опубликованный в 1997 г. в одном из номеров газеты "Вашингтон пост" секретного доклада ЦРУ, в котором утверждается, что Казахстан стоит вместе с Украиной, Китаем и Ираном в "списке ведущих продавцов" оружия государствам, поддерживающим терроризм.