0
1240
Газета Армии Интернет-версия

26.11.1999 00:00:00

Принцип непрерывности

Виктор Рябчук

Об авторе: Виктор Дмитриевич Рябчук - заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член АВН и Международной академии информатизации, доктор военных наук, профессор, генерал-майор в отставке.


РЕЗКОЕ возрастание сложности стоящих перед военной организацией государства задач и повышение уровня неопределенности тенденции развития геополитической обстановки вызвали необходимость совершенствования методологии разработки военной доктрины Российской Федерации и отказа от узковедомственного подхода.

Для доработки проекта военной доктрины по результатам обсуждения на военно-научной конференции Академии Генерального штаба была создана рабочая группа из представителей Генерального штаба и перечисленных выше организаций. Опыт работы в составе этой группы позволяет автору сделать определенные выводы и высказать свои замечания по методологии разработки и содержанию опубликованного проекта "Военной доктрины Российской Федерации".

1. Представляется целесообразным дать определение: "Военная доктрина - это принятая в государстве система взглядов на сущность, цели, характер будущих войн и вооруженных конфликтов, если их не удается предотвратить, на подготовку к ним государства и его Вооруженных сил, на формы и способы их ведения".

2. Военная доктрина должна быть направлена в будущее, а не в прошлое и даже не в настоящее, что особенно присуще обсуждаемому проекту.

3. Военная доктрина теряет свою активную направляющую силу, если она "является документом переходного периода". Во-первых, доктрина - это "систематизированная и сконцентрированная" совокупность взглядов, а не документ. А во-вторых, при чем здесь переходной период, каковы его временные рамки, как он связан с решением проблем военной безопасности и как влияет на это решение? Вряд ли ссылка на "демократическую государственность" и "многоукладность экономики" усилит целенаправленность и предназначение военной доктрины.

4. Военная доктрина должна быть изложена кратко, четко, понятно, убедительно. Этим обсуждаемый проект не страдает. Так, третий абзац введения состоит из одной фразы в 13 (тринадцать!) строк с тремя вводными предложениями. Это литературный (или редакционный) нонсенс, мешающий пониманию смысла фразы.

Между тем если из этого абзаца просто убрать все тривиальное и второстепенное, то всем станет понятна его сущность: "Положения военной доктрины являются обязательными для всех органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций в пределах их обязанностей и полномочий при решении задач обороны и безопасности Российской Федерации".

Ни одна мысль не утеряна, ни одного слова, кроме предлога "при", не добавлено, содержание сохранилось, а фраза сократилась вдвое.

5. В тексте военной доктрины следует избегать выражений тенденциозного и конъюнктурного характера.

То, что мы привержены миру и не хотим войны, - правда, и это должно быть видно из текста доктрины. А вот усиливать эту мысль в абзаце пятом словами "сугубо оборонительный характер" вряд ли следует. Они вызывают недоверие, подозрение в неискренности.

Да и по существу эти слова излишни. Мы привержены миру, но если нас вынудят, то мы ответим не только и не столько обороной, но и наступлением. И пусть знают об этом наши потенциальные недруги, которых наш "сугубо оборонительный характер" может спровоцировать на активные действия.

Кстати, в "Стратегической концепции НАТО на ХХI век" (аналог военной доктрины) подобная мысль формулируется изящней: "Союзники будут содержать военную мощь, достаточную для того, чтобы убедить любого потенциального агрессора в том.., что риск, связанный с развязыванием конфликта, превысит любую предполагаемую выгоду".

6. Военная доктрина должна определять, не как надо делать, а что надо делать для обеспечения военной безопасности.

В этом отношении важно в каждом из трех основных разделов сформулировать основные принципы, в "военно-экономических основах" эти принципы даны.

Представляется, что в начале "военно-стратегических основ" не вредно было бы изложить принципы (содержательное существо этих основ). Например: мы не хотим войны, но готовы к отражению агрессии с любого направления; для этого нужны немногочисленные, но мощные высокотехнологичные и высокоинформатизированные вооруженные силы;

- мы против применения ядерного оружия, но за сбалансированное сохранение его в качестве средств сдерживания любых устремлений, направленных против независимости и территориальной целостности Российской Федерации;

- мы за минимально необходимые Вооруженные силы, но достаточные для решения задач обороны;

- оборонная достаточность должна обеспечивать не только отражение агрессии, но и недопущение политики с позиции силы в отношении Российской Федерации.

7. Опыт разработки "Основных положений военной доктрины РФ" 1993 г. и опубликованного 9 октября 1999 г. проекта свидетельствует о том, что рекомендации по итогам широкого их обсуждения мало используются в ходе разработки и особенно окончательной их доработки.

Достаточно сказать, что мощный коллектив ученых Академии военных наук несколько лет разрабатывал научные основы военной доктрины. В "НВО" президентом АВН, генералом армии Махмутом Гареевым был опубликован вариант военной доктрины РФ.

30 июня 1999 г. в Минобороны РФ была проведена научно-практическая конференция АВН по проблемам оборонной безопасности России. В "НВО"

(# 27 за 1999 г.) опубликованы выступления ведущих военных руководителей на этом форуме, содержащие важные и обоснованные суждения о содержании военной доктрины. К великому сожалению, этому богатейшему материалу с оригинальными ценными рекомендациями почти не нашлось места в обсуждаемом проекте военной доктрины РФ.

Есть опасения, что не только материалы обсуждения проекта доктрины на страницах "НВО", но даже замечания, подготовленные наспех за несколько дней в военных академиях, не будут использованы из-за дефицита времени и внимания.

Отсюда последний вывод: методология разработки военной доктрины должна предусматривать перманентную работу над ее системным формированием штатного постоянного научного коллектива и выделение достаточного времени на обсуждение и еще большего времени на обобщение и использование полезных рекомендаций. Для обсуждения целесообразно привлекать не только военных ученых и практиков, но и специалистов в области других общественных, естественных и технических наук.

Важной задачей такого коллектива должно быть обоснование того срока, когда военная доктрина объективно требует обновления и замены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
405
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
388
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1924
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2179

Другие новости