В СТАМБУЛЕ 18-19 ноября 1999 г. прошла встреча глав государств и правительств ОБСЕ. На ней удалось обсудить актуальные проблемы безопасности в Европе и подписать важные документы. Главным из них в военной области стало Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Очевидно, что оно во многом и на долгие годы определит характер развития ВС ряда европейских стран, в том числе и России. В этой связи критический анализ документа представляется чрезвычайно важным.
ОТКАЗ ОТ НАСЛЕДИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Адаптация Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) началась по инициативе российской стороны. Мы первыми поставили вопрос о приведении режима ДОВСЕ в соответствие с новыми реалиями в Европе.
Усилена политическая составляющая ДОВСЕ. Раз в пять лет договор, все его основные механизмы и цифровые параметры будут рассматриваться c точки зрения ненанесения ущерба интересам безопасности любого государства-участника. Каждый участник имеет право созывать чрезвычайные конференции, если сочтет, что возникли исключительные обстоятельства, относящиеся к договору.
Специальные конференции предусмотрены для случаев временного развертывания сверх бригадного уровня с последующим информированием постоянного совета ОБСЕ и возможностью принятия надлежащих политических мер для урегулирования ситуаций, связанных с таким развертыванием. Тем самым ДОВСЕ встраивается в инструментарий ОБСЕ по предотвращению кризисов и постконфликтному восстановлению.
Можно констатировать, что после Стамбула модернизированный договор в целом отвечает современным условиям и сдерживает бесконтрольные военные амбиции НАТО на европейском пространстве. Подтверждением этому могут служить данные о новых предельных национальных и территориальных уровнях вооружений для стран Европы, ограничиваемых адаптированным ДОВСЕ (см. таблицы 1 и 2).
Как видно, в результате переговоров удалось добиться существенного понижения уровней вооружений, прежде всего в наземных категориях, по сравнению с действующим договором. Суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 стран НАТО составит: по танкам - около 4800 единиц, по бронемашинам - 4000, по артиллерии - более 4000, что соответствует примерно 10 отмобилизованным дивизиям натовского стандарта.
Для России особенно важно, что в условиях расширяющегося блока НАТО общее сокращение разрешенного количества вооружений в области применения договора достигнуто за счет понижения уровней вооружений "старых" членов НАТО и центральноевропейской четверки - Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. Групповая основа договора (по признаку членства в военных альянсах) трансформирована в систему национальных и территориальных предельных уровней. Режим ДОВСЕ теперь ориентирован на укрепление безопасности каждого государства-участника независимо от принадлежности к военно-политическим союзам.
По сути, в договоре нашла свое воплощение идея многополярного мира в ее европейском разрезе. В этом контексте введена более плотная система ограничений, принципиальное отличие которой от ныне действующей заключается в двух аспектах: коллективные (групповые) уровни заменены четкой системой национальных (для каждой страны) ограничений, исключающей неконтролируемые и потенциально дестабилизирующие переливы сил от одного государства-участника другому; прежняя система зональных межблоковых балансов времен холодной войны уступила место сети "сотовых" (всего их тридцать) территориальных (географических) ограничений, устанавливающих потолки для размещения как национальных, так и иностранных вооружений и нейтрализующих накопление сил, достаточных для проведения широкомасштабных наступательных наземных операций.
Таким образом, жесткая национально-территориальная система ограничений модернизированного Договора об ОВСЕ весьма значительно сковывает возможности в создании и развертывании крупных группировок войск, в том числе и стран НАТО, в стратегически важных для России регионах. Новая система ограничений подкреплена дополнительными стабилизирующими мерами в "нервных узлах" района применения договора; на севере - в зоне непосредственного географического соприкосновения России и НАТО и на нестабильном юге.
Это пространство с более жесткими уровнями вооружений и урезанными возможностями для усиления охватывает территорию Норвегии, Исландии, Турции, Греции, Румынии, Болгарии, республик Закавказья, часть бывшего Одесского военного округа Украины, Ленинградский военный округ и южную часть Северо-Кавказского военного округа.
В обновленном договоре усилен принцип согласия принимающего государства на размещение иностранных сил на своей территории. Для проведения миротворческих операций иностранные силы могут быть развернуты только на основе резолюции СБ ООН или решения ОБСЕ. Конкретные параметры, установленные договором для стран, где имеются российские Ограниченные договором вооружения и военная техника (ОДВТ), позволяют поддерживать в необходимом объеме российское военное присутствие в Армении и на Украине и договариваться с Грузией о сокращении и переконфигурации наших сил. При подписании ДОВСЕ достигнута договоренность о выводе российских ОДВТ из Молдавии. При этом наше временное присутствие там не должно создавать препятствий для вступления договора в силу и его применения вплоть до полного завершения вывода.
НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Но до многополярности и безблоковой системы в Европе еще далеко. Наши отношения с НАТО после агрессии альянса против Югославии заморожены. Россия озабочена расширением Североатлантического союза на восток.
В процессе консультаций и обсуждения российские военные дипломаты предложили сохранить в адаптированном ДОВСЕ существующие групповые ограничения для военно-политических союзов. Иными словами, блоку НАТО предлагалось в любом количественном составе стран-участниц иметь строго фиксированное количество вооружений. Однако на это наши партнеры по переговорам не пошли. Таким образом, если расширение альянса продолжится, то его военный потенциал при приеме новых членов будет возрастать на величину национальной квоты вооружений присоединяющейся страны.
В связи с переходом на национально-территориальную систему ограничений Российская Федерация в ходе переговоров предложила определять территориальные предельные уровни государств, подписавших ДОВСЕ, по формуле "национальный предельный уровень плюс реально, фактически размещенные иностранные силы (там, где они есть)".
На практике же оказалось по-другому. Страны НАТО, перераспределив между собой существующие (по действующему ДОВСЕ) национальные уровни, установили для ряда своих членов территориальные уровни со значительными зазорами, обеспечив себе дополнительные возможности усиления группировок на территориях этих государств (Нидерланды, Бельгия, Испания, Италия и т.п.) (см. таблицы 1 и 2). Это вряд ли соответствует укреплению стабильности на Европейском континенте.
ФЛАНГОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Известно, что в ходе обсуждения ДОВСЕ Россия предлагала партнерам вообще отказаться от режима фланговых ограничений. Почему они не пошли на предложения Москвы? Трудно ответить однозначно. Но явно видно недоверие НАТО к России и другим новым независимым государствам. Наши партнеры по переговорам в определенной степени учли озабоченность РФ. После подписания стамбульских документов возможности России по содержанию вооружений на флангах существенно возросли. Сегодня мы имеем право содержать в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах 2140 боевых бронированных машин (ББМ) против 1380 по старому договору. Кроме того, все вооружения во фланговом районе, а это 1300 танков, 2140 ББМ и 1680 артиллерийских систем, могут по новому договору находиться в регулярных частях (по договору 1990 г. подлежало складированию 600 танков, 800 ББМ и 400 артиллерийских систем) и содержаться в более узкой географической зоне.Путем односторонних сокращений уровней сил Польши, Венгрии, Чехии и Словакии и введения политического запрета на повышение территориальных уровней этих стран, а также Германии, Украины и Белоруссии центр Европы превращен в зону повышенной стабильности. В совокупности эти два режима формируют пояс безопасности по всему периметру европейских рубежей России. Он захватывает также Калининградскую и Псковскую области. К договору смогут присоединиться все государства - участники ОБСЕ, имеющие территорию в Европе. Проекция режима ДОВСЕ на всю Европу от Атлантики до Урала позволит укрепить его значение как главного инструмента обеспечения европейской безопасности и создаст дополнительные возможности для стабилизации ситуации в районах конфликтов, прежде всего на Балканах, средствами контроля над вооружениями.
Между тем на фоне отказа НАТО ликвидировать фланговые ограничения для России и других стран по настоянию Брюсселя государства Центральной и Восточной Европы получили в адаптированном ДОВСЕ право на так называемое чрезвычайное временное развертывание (ЧВР) вооружений сверх своих территориальных уровней. Это весьма и весьма внушительные цифры - около двух полностью отмобилизованных дивизий натовского стандарта (459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем). Любопытно, что это предусмотрено для стабильной Центральной Европы, хотя для нестабильного юга России, где сейчас идет борьба с террористами, ЧВР не предусмотрены. Где логика?
ГЛАВНАЯ УГРОЗА - АВИАЦИЯ И ВМС
Запад по-прежнему имеет достаточно сил и возможностей для усиления своих авиационных группировок в Европе в нужное время, в нужном конкретном месте. Он не пошел на то, чтобы распространить охват территориальными ограничениями и авиационный компонент ОДВТ. Хотя Россия такое предложение делала еще задолго до военной агрессии НАТО против Югославии. С огромным трудом нам удалось добиться дополнительных мер транспарентности, которые позволят отслеживать соблюдение национальных уровней для боевых самолетов и ударных вертолетов и возможность усиления воздушных группировок в Европе.
Документами ОБСЕ по-прежнему не предусмотрен контроль за военно-морскими силами. Хотя предпосылки для этого были. На саммите планировалось принять еще одно военно-политическое соглашение - обновленный Венский документ. Однако его адаптация сорвалась из-за позиции ряда стран, которые, по сути, заблокировали важнейшие для будущей Европы предложения об охвате мерами доверия ВМС, транзитных перебросок войск и некоторые другие важные российские инициативы. В результате 16 ноября 1999 г. в ходе подготовительной конференции саммита одобрен так называемый Венский документ 1999 г.
Таким образом, в ходе Стамбульского саммита ОБСЕ принят ряд сбалансированных документов в области европейской безопасности, которые отвечают интересам всех европейских государств, в том числе оборонным интересам Российской Федерации. Однако по-прежнему актуальными являются проблемы дальнейшего укрепления мер доверия, снижения уровня вооружений и обеспечения безопасности как в СНГ, Европе, так и в России в целом.