ЕСЛИ 1998 г. стал для российских ВВС временем радикальных реформ (см. "НВО" #2, 1999 г.), связанных с интеграцией с Войсками ПВО, то в ушедшем году командование проводило структурные и организационные мероприятия относительно небольшого масштаба.
ВВС продолжали развиваться как важнейший ударный наступательно-оборонительный и основной маневренный вид ВС РФ, главной целью действий которого являются завоевание и удержание господства в воздухе при отражении любой военной агрессии против России и ее союзников.
В результате преобразований в составе ВВС были в 1997-1998 гг. созданы и в 1999 г. сохранились формирования двух видов. Непосредственно и оперативно главкомату подчинены две воздушные армии: 37-я (дальняя авиация) и 61-я (военно-транспортная авиация). Непосредственно подчинены главкомату, но находятся под оперативным руководством командующих военными округами сформированные в 1998 г. следующие объединения и соединения: Московский округ ВВС и ПВО, четыре армии ВВС и ПВО (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Чита) и два корпуса ВВС и ПВО (Самара и Екатеринбург). По мнению Главкома ВВС Анатолия Корнукова, такая структура вполне отвечает нынешнему состоянию и задачам военной авиации. Среди возможных реформ - создание в случае объединения Приволжского и Уральского военных округов новой армии ВВС и ПВО двухдивизионного состава.
НЕХВАТКА ФИНАНСОВ
По словам генерала Корнукова, "группировка ВВС по стратегическим направлениям в основном соответствует степени прогнозируемых потенциальных угроз РФ и обеспечивает прикрытие важнейших административно-промышленных центров (объектов) на территории страны, мест дислокации основных группировок войск, в том числе стратегических ядерных сил".
В то же время высшие руководители ВВС сделали в 1999 г. ряд резких заявлений, свидетельствующих о недовольстве нынешним распределением военного бюджета между видами ВС. Поскольку оборонные расходы в России скрыты от общественности, невозможно определить, какое финансирование получают Военно-воздушные силы. Известно, однако, что доля ВВС в расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и закупку вооружений составляет примерно 10%. Судя по всему, суммарные расходы на ВВС не сильно отличаются от этих цифр. Это в два-три раза меньше, чем в армиях ведущих мировых держав, и Главком Корнуков считает, что "удельный вес бюджетного финансирования надо увеличить по крайней мере хотя бы на 10%".
В подтверждение своих слов руководители ВВС в течение 1999 г. сделали ряд заявлений, свидетельствующих о сложном состоянии военной авиации России. Так, например, количественное соотношение ВВС НАТО и России на западе - 4:1, что явно беспокоит российских военачальников, особенно после мощной воздушной кампании альянса против Югославии. Продолжалось постепенное сокращение парка (см. таблицу), который, по словам Анатолия Корнукова, при плохом финансировании может уменьшиться в ближайшее время еще на 25%. Современные самолеты и вертолеты составляют примерно 21% авиапарка. Средняя его исправность - 61% (55-81% в различных родах авиации). Примерно 80% самолетов и вертолетов эксплуатируются за счет продления ресурса. По словам заместителя ГК ВВС Юрия Клишина, уже в 2000 г. надо заменить Ил-18, МиГ-25, Ан-12, но денег на это нет.
Особую обеспокоенность командования вызывает состояние аэродромной сети. Около 65% аэродромов, используемых ВВС, выслужили свой срок и требуют капитального ремонта и реконструкции. К 2005 г. этот показатель возрастет до 75%. На поддержание аэродромной сети требуется примерно 1 млрд. руб. в год, которых в бюджете опять-таки нет.
ПРЕОДОЛЕВАЯ ДЕФИЦИТ
Несмотря на финансовые трудности, военная авиация не снизила уровень своей боевой готовности. В течение года обнаружено и проведено более 110 тыс. воздушных целей (год назад - 100 тыс.), в том числе около 400 (в 1998 г. - 500) самолетов-разведчиков, вскрыто более 10 случаев нарушения Государственной границы РФ. Более 40 экипажей поднимались в воздух для доразведки или перехвата летательных аппаратов-нарушителей. В соответствии со складывающейся воздушной обстановкой в готовность номер один приводились:
- подразделения радиотехнических войск - около 3 тыс. раз;
- зенитные ракетные дивизионы - почти 300 раз;
- экипажи самолетов и вертолетов - около 1500 раз.
За 1999 учебный год в ВВС проведено более 300 различных учений и тренировок. Наиболее значительными стали учения "Воздушный мост-99" ("НВО" # 11, 1999 г.), "Запад-99" ("НВО" #25, 1999 г.), "Боевое содружество-99" ("НВО" #34, 1999 г.), "Восток-99" ("НВО" # 37, 1999 г.). Впервые за последние 5 лет стратегические ракетоносцы совершили рейды к западным и восточным берегам Американского континента. Продолжались эксперименты, связанные с повышением мобильности истребительной авиации и, в частности, с отработкой задач сопровождения самолетов дальней авиации в ходе глубоких рейдов на океанских театрах военных действий.
Примерно половина частей зенитных ракетных войск (ЗРВ) и 90% авиационных полков выполняли боевые стрельбы. С целью проверки боевой готовности пять дежурных дивизионов ЗРВ поднимались по тревоге и вывозились на полигоны для проведения учебно-боевых стрельб. Столько же авиаполков выполняли в ходе решения внезапно возникающих задач стрельбу по мишеням.
По итогам учений и проверок дежурных сил эффективность боевых стрельб составила 0,92 (в 1998 году - 0,89). В истребительной авиации ВВС этот показатель по сравнению с 1998 г. не снизился и составил 1,0.
Выполнено более 7,5 тыс. бомбометаний и свыше 600 пусков ракет класса "воздух-земля". Военно-транспортная авиация осуществила более 2 тыс. десантирований.
Вместе с тем в 1999 г. не удалось переломить тенденцию снижения налета экипажей строевых частей, который по сравнению с 1998 г. уменьшился на 6 часов. Необходимая норма - 60-80 часов для опытных пилотов и 100 часов для молодых - выполняется лишь на 20-25%. В вузах план летной подготовки выполнен на 50%.
Удовлетворительный налет имеют только летчики бомбардировочной, штурмовой и разведывательной авиации, выполняющие задачи на Северном Кавказе. В среднем по ВВС налет составляет: в истребительной авиации - 10-16 часов, в штурмовой авиации - 18-24 часа, в бомбардировочной авиации - 12-26 часов, в дальней авиации - 20 часов, в военно-транспортной авиации - 44-60 часов. В связи с тяжелым положением в этой сфере командование ВВС обращалось в правительство, и в соответствии с планами в 2000 г. налет должен составить 30-35% от потребного.
В прошедшем учебном году в ВВС произошли три аварии и две катастрофы, в ходе которых погибли три человека. Налет на одно летное происшествие составил более 27 тыс. часов. В целом при исполнении служебных обязанностей в 1999 г. погибли в два раза меньше военнослужащих ВВС, чем в 1998.
За 1998-1999 гг. из вузов ВВС выпущено почти 6,5 тыс. слушателей и курсантов. С 1 марта 1999 г. подготовка кадров осуществляется в одной академии, двух военных университетах, семи военных институтах и четырех филиалах вузов. Укомплектованность войск составляет почти 100%.
ПРОТИВ МЯТЕЖНИКОВ
Серьезнейшей проверкой для ВВС стала контртеррористическая операция на Северном Кавказе, в ходе которой на военную авиацию легла основная тяжесть в решении задач огневой поддержки, нанесении ударов по назначенным целям и переброски войск. К настоящему моменту выполнено свыше 6 тыс. вылетов, из них по 35% на бомбардировку и штурмовку, до 10% - для переброски войск, остальные - на разведку и выполнение других задач.
К операции на Северном Кавказе привлечены части 4-й армии ВВС и ПВО, два полка Московского округа ВВС и ПВО, подразделения одного из Центров ВВС.
В основном для ударов по бандитам в Чечне используются фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-24М, а также штурмовики Су-25. В ходе антеррористической операции рельефно выявилась проблема, связанная с тем, что в ВВС практически нет новых многофункциональных самолетов фронтовой авиации, в результате чего основная нагрузка пришлась на самую старую часть авиапарка. Из относительно новых машин в операции применялись лишь оснащенные высокоточным оружием штурмовики Су-25Т.
Главком ВВС, отвечая на вопрос корреспондента "НВО", отметил следующие основные отличия нынешней кампании от войны 1994-1996 гг.:
- авиация применяется более продуманно, ведется тщательная, с использованием всех разведывательных источников (в том числе агентурной разведки), подготовка к нанесению ударов и тотальный контроль их результатов;
- общевойсковое командование больше доверяет авиационным начальникам, коренным образом улучшилось взаимодействие видов и родов войск;
- авиация действует более целеустремленно и осмысленно, не ставя перед собой задачу "засыпать всех без разбора бомбами".
Параллельно с ударными и разведывательными задачами Военно-воздушные силы и армейская авиация сохраняют готовность к выполнению функций контроля воздушного пространства. И хотя фактов нарушения госграницы со стороны вертолетов и легкомоторной авиации противника пока не было, принимаются меры по усилению радиолокационного и визуального наблюдения. В интересах ПВО постоянно дежурят в повышенной готовности два истребителя Су-27, а также штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24, способные уничтожать вертолеты и легкомоторные самолеты-нарушители.
Противник пытается противодействовать самолетам ВВС в основном стрелковым оружием и установками ЗУ-2-23. Поступают доклады пилотов о применении переносных ЗРК, однако результативность стрельбы достаточно низкая вследствие, как полагают в ВВС, слабой подготовки зенитчиков. До сих пор с помощью ПЗРК (предположительно "Стингера") был сбит один самолет Су-24МР.
В ходе операции на Северном Кавказе была выявлены серьезная оргштатная проблема, связанная с сокращением в 90-х гг. частей и подразделений обеспечения. Ныне они с большим трудом справляются с резко возросшим объемом боевых задач. В ответ на это Генштаб принял решение увеличить боевой состав ВВС на Северном Кавказе, повысить число частей постоянной готовности и довести их штат до норм военного времени.
По результатам операции в Дагестане и Чечне свыше 500 военнослужащих ВВС представлены к правительственным наградам.
ПЕРВЫЙ ШАГ К ПЕРЕВООРУЖЕНИЮ
По словам Анатолия Корнукова, в 1999 г. ВВС добились некоторых успехов в обновлении вооружения.
Завершены предварительные заводские испытания ЗРС С-400. Издан приказ о проведении госиспытаний этой системы, которые планируется начать уже в январе месяце. К концу 2000 г. первый дивизион С-400 должен заступить на боевое дежурство в Московском округе ВВС и ПВО.
Интенсивно велись работы по созданию новых крылатых ракет воздушного базирования большой дальности.
Крупным успехом ВВС стало получение из Украины стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС в рамках сделки "бомбардировщики за газовые долги". Усиление дальней авиации двенадцатью ракетоносцами в сочетании с грядущим принятием на вооружение новых КРВБ превращают 37-ю воздушную армию в серьезную силу, способную решать задачи не только в ядерной, но и в обычной войне. Ранее подобными возможностями обладала лишь стратегическая авиация США.
Удалось добиться положительных перемен в осуществлении основной перспективной программы ВВС, имеющей целью создание многофункционального самолета Су-27ИБ. В конце 1999 г. получены дополнительные средства на завершение его предварительных испытаний.
Наконец, в 1999 г. сдвинулась с мертвой точки программа модернизации самолетов фронтовой авиации. Проходят переоборудование МиГ-29 и Су-25, близится начало работ по МиГ-31, Су-27 и Су-27УБ. В 2000 г. планируется также приступить к совершенствованию ЗРС С-300ПС и С-300ПМ. В целом модернизация, по заявлениям высших должностных лиц ВВС, остается в условиях недостаточного финансирования магистральным направлением развития вооружения и военной техники. В то же время, как показал конфликт вокруг РСК "МИГ", в Министерстве обороны и промышленности существуют серьезные разногласия по некоторым аспектам модернизационных программ, и в наступившем году необходимо разрешить противоречия.
Следует отметить, что в поиске средств на усовершенствование вооружений ВВС все чаще обращаются к поиску новых форм внебюджетного финансирования. В частности, речь идет о коммерческих перевозках, военно-транспортной авиации, продаже техники из наличия, а также о лизинговых программах. Например, в ходе визита в Дели Анатолий Корнуков обсуждал возможность передачи индийским ВВС в аренду дальних бомбардировщиков Ту-22М3 и летающих радаров А-50.
Однако решить все проблемы за счет внебюджетного финансирования невозможно, и резюме Главкома звучит пессимистично: "Без дополнительных средств через 6-7 лет авиации просто не будет". Между тем новое руководство России пока не спешит обнадеживать авиаторов. Более того, ВВС - единственный вид ВС, которому до сих пор не обещано увеличения финансирования в наступившем году.
=== ТАБЛИЦА ===
1998/1999г. 1999/2000г.
Дальняя авиация
Всего боевых самолетов, 191 2441
в т.ч.
Стратегическая авиация, 66 86
в т.ч.
Ту-160 6 152
Ту-95МС 60 713
Дальние бомбардировщики и
разведчики семейства Ту-22М - 158
Дальние бомбардировщики Ту-22М3 125 -
Самолеты-заправщики Ил-78 20 20
Фронтовая авиация и авиация ПВО
Всего боевых самолетов, 2040 15904
в т.ч.
Ударная авиация, 725 575
в т.ч.
Фронтовые бомбардировщики
Су-24 (Су-24М) 475 350
Штурмовики Су-25 250 225
Истребительная авиация, 1115 880
в т.ч.
Истребители МиГ-29 315 260
Истребители Су-27 375 340
Истребители-перехватчики МиГ-31 425 280
Разведывательная авиация, 200 135
в т.ч.
МиГ-25Р 40 15
Су-24МР 160 120
Самолеты ДРЛО и управления А-50 20 20
Транспортная авиация
Всего самолетов 340 280