0
2117
Газета Армии Интернет-версия

18.02.2000 00:00:00

В Минобороны не заинтересованы в договорах СНВ-2 и СНВ-3

Леонид Ивашов

Об авторе: Леонид Григорьевич Ивашов - начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ.

Тэги: НАТО, сотрудничество, СНВ2


ОТНОШЕНИЯ между Россией и США переживают далеко не лучшие времена. Уже поговаривают о возможности конфронтации, возврата к холодной войне, силовому противостоянию. Ряд ведущих политиков России во всех ее бедах видят козни американцев и создают определенный антиамериканский настрой в российском обществе. Другие объясняют похолодание логикой предвыборной президентской борьбы в Соединенных Штатах. Консервативные круги требуют от администрации Клинтона еще более жесткой линии в отношении России за ее чеченскую кампанию, сопротивление модернизации Договора по ПРО 1972 г., критику США за агрессию против Югославии.

Ситуация в российско-американских отношениях действительно непростая. И глубинные причины отнюдь не в Чечне и не в предвыборной тактике американских претендентов на высший пост. Как нам видится, они в сформированной после распада СССР и Варшавского договора стратегической линии США на построение однополярного мира и устранение России с геополитической сцены как соперника американским претензиям на мировое господство.

Россия, объявившая себя преемником СССР в части международных обязательств бывшего Союза, естественно, остается заинтересованной в сохранении и развитии процесса ограничения и сокращения ядерного и обычных вооружений, в поддержании равноправных отношений с США в сфере мировой политики. Однако это стремление входит в противоречие с интересами Вашингтона в его гегемонистских устремлениях. К тому же Россия, унаследовав обязательства Советского Союза, растеряла военный и экономический потенциал СССР, и лишь некоторая сопоставимость имеет место в характеристиках ядерных арсеналов. Существенно сузилось и геополитическое поле России.

Американцы это прекрасно понимают и тяготятся ранее взятыми обязательствами и тем положением, что Москва пытается на равных разговаривать по важнейшим международным проблемам. Сегодня это может позволить себе далеко не каждый - мировое сообщество постепенно привыкает к американскому диктату. И если возражает, то, как говорят, сквозь зубы, а тот, кто говорит вслух, тут же обвиняется во всех смертных грехах и нарекается государством-террористом, изгоем, подвергается различного рода санкциям.

ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА

Твердый голос России, ее критика американской политики, российская линия на конструктивное, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество в сфере международной безопасности будоражат мировое общественное мнение, подталкивают к сопротивлению (пока еще пассивному) Вашингтону. Сегодня даже натовская Европа, пресытившись американским "миролюбием" на Балканах, пытается освободиться от излишней опеки Пентагона в делах евробезопасности. Некоторые страны все смелее оказывают поддержку демократическим принципам внешней и оборонной политики России. Показательным в этом плане является голосование по вопросу сохранения Договора по ПРО 1972 г. на Генеральной Ассамблее ООН 1 декабря 1999 г. За резолюцию, внесенную Россией, Беларусью и КНР, высказались 80 стран, 68 воздержались и только 4 (США, Израиль, Микронезия и Албания) проголосовали против.

По сути дела, США оказались в международной изоляции в попытках разрушить фундаментальную основу стратегической стабильности. И сегодня администрация Клинтона предпринимает активные шаги по вовлечению России в переговорный процесс с целью внесения изменений в Договор по ПРО 1972 г. Москва упрямится, и, видимо, никакой, в том числе и валютный, нажим не подвигнет ее на уступки. Компромисс здесь практически исключен, поскольку речь идет об основополагающей статье договора (первая статья), суть которой - в обязательстве сторон не развертывать национальную систему ПРО и не создавать основы для такого развертывания. А именно этого и хотят американцы. Все остальные статьи лишь "обслуживают" первую статью и дают направления сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Но именно первая статья договора дала серьезный импульс процессу ограничения СНВ. Теперь же американская сторона предлагает одеть на себя защитный панцирь и затем договориться о существенном сокращении ракет и боеголовок в рамках будущего Договора СНВ-3.

Россия в этом случае попадает в весьма неприятную ситуацию. Развернув систему защиты территории от баллистических ракет, американцы наряду с преимуществом в обычных вооружениях получают стратегическое преимущество, изменив баланс ядерных сил в свою пользу.

Ответить тем же Москва не в состоянии. Но не отвечать нельзя, иначе американский силовой диктат станет для нас явью. Ведь не случайно в госдепартаменте США всерьез изучают тезис, выдвинутый Збигневым Бжезинским, по которому РФ должна (не без помощи США. - Л.И.) распасться на три государства: европейскую часть, Сибирь и Дальний Восток. И ядерное разоружение России, а именно эту цель преследует создание национальной ПРО Соединенных Штатов, должно продвинуть процесс создания аморфного конфедеративного государства на нынешней российской территории. Сократить, даже совместно с американцами, свой стратегический ядерный арсенал - значит усугубить положение. Видится лишь один выход - проводить самостоятельную российскую ядерную политику, реализуя и развивая технологические заделы в системе преодоления ПРО. А это означает возврат к ракетам с разделяющимися головными частями, никакой ратификации СНВ-2 и крест на СНВ-З. В целом же это серьезный откат в российско-американских отношениях.

Понимает ли это нынешняя американская администрация? Скорее всего, да. Но в стремлении монополизировать мир она сделала российско-американские отношения заложником своей политики. Именно с подачи администрации Клинтона появилась придуманная в недрах Пентагона северокорейская ракетная угроза, обоснование которой было дано более чем фантастическое, потому что в КНДР нет финансово-экономических и технологических условий для создания МБР, а интересы безопасности Пхеньяна не выходят за рамки региона Северо-Восточной Азии, да и нет в руководстве Республики людей, способных пойти на шаг, который немедленно приведет к уничтожению северокорейского государства.

Но дезинформация сработала, идея создания национальной ПРО была подхвачена сторонниками американского ВПК и консервативными кругами в конгрессе. Поэтому Вашингтон сегодня мечется в поисках между взаимоисключающими решениями: выйти из Договора по ПРО 1972 г. и не испортить вконец отношения с Россией. Визит госсекретаря США Мадлен Олбрайт в Москву, продолжительные переговоры с и.о. президента РФ Владимиром Путиным и Игорем Ивановым подтверждают этот вывод. Общий тезис достигнутых договоренностей - не допустить ухудшений в двусторонних отношениях.

Нет сомнений, что это обоюдное стремление. Однако есть одно "но". Если для России эта цель носит долгосрочный стратегический характер, то для США это, скорее, тактический ход нынешней администрации. В противном же случае госпожа Олбрайт должна была привезти из Вашингтона более серьезные предложения: отказ США от реализации планов развертывания национальной ПРО в обмен на ратификацию Договора СНВ-2 и начало работы над проектом Договора СНВ-З. Витиеватая фраза о проведении консультаций "под углом зрения использования Договора СНВ-2 при сохранении Договора по ПРО" ("НГ" #19 от 3 февраля 2000 г.) призвана, скорее всего, приглушить критику американской политики, направленной на разрушение основ стратегической стабильности.

ПОХОД НА ВОСТОК

Говорить о наметившемся потеплении в российско-американских отношениях пока не приходится. Тем более что на других треках в диапазоне Москва-Вашингтон результаты не лучше. На пространстве СНГ происходят сложные перипетии. Посулами, подачками, нажимом Вашингтон пытается вырвать некоторые страны этого региона из орбиты тесного сотрудничества с Россией. Особенно это отчетливо проявляется на Кавказе. Два кавказских государства уже созрели для вступления в НАТО и стучатся в двери альянса, что не особенно радует его европейских членов. Не радует по трем причинам: не хочется раскошеливаться, нет желания влезать в разрешение трудноразрешимых конфликтов и, главное, нет намерений вступать в конфронтацию с Россией. А таковая неизбежна: последняя вряд ли согласится с тем, чтобы граница с НАТО проходила по реке Псоу, т.е. на окраинах Сочи.

Поэтому избран менее ущербный вариант - ползучее наращивание военного присутствия союзника США и члена альянса Турции в регионе и вовлечение кавказских государств СНГ в военную деятельность блока через двусторонние соглашения.

Реализация подобных замыслов идет полным ходом, исключение составляет лишь Армения. Связанная узами стратегического сотрудничества с Россией, понимающая, что разрыв с Москвой неизбежно приведет к потере самостоятельности в развитии и проведении внутренней и внешней политики, республика сопротивляется. Но сегодня на армянское руководство оказывается мощный нажим с целью сократить до минимума влияние России в Кавказском регионе, сковать ее геополитическое пространство на южном стратегическом направлении, понизить шансы на отстаивание своих интересов в вопросах каспийских ресурсов.

На западном направлении также активизируется процесс продвижения НАТО к российским границам. И если европейцы несколько снизили активность в этом процессе, то январское заявление замгоссекретаря США Строуба Тэлботта прибалтийские страны интерпретируют как прямую поддержку их планам вступления в НАТО. Россия же не дезавуировала (и, видимо, не собирается делать этого) свое заявление о "красной линии".

Американцы не только не желают снижать свой военно-воздушный и военно-морской потенциал в Европе, но и не хотят охватывать его мерами доверия, что явилось главной причиной провала попыток адаптировать Венский Документ 1994 г. на саммите в Стамбуле.

Конечно, впереди возможно размораживание отношений Россия-НАТО, и Москва искренне желает конструктивного взаимовыгодного сотрудничества с Европой, но не безоглядного броска в объятия альянса. Выдвигаются два российских условия: безусловное выполнение силами КФОР резолюции #1244 СБ ООН по Косово и достижение взаимопонимания в этом вопросе между Москвой и Брюсселем, а также готовность НАТО воспринимать РФ в качестве игрока на поле евробезопасности. Руководство альянса по-прежнему желает видеть Москву только в качестве зрителя, в порядке доброй воли комментирующего ход игры. Вряд ли такое отношение устроит Россию.

Продолжается соперничество, а точнее выдавливание РФ, в Центральноазиатском регионе, который решением президента Клинтона от 1 октября прошлого года объявлен зоной ответственности Центрального объединенного командования США. Готовится развертывание системы ПРО у дальневосточных границ России, с приданием ей способности перехватывать стартующие баллистические ракеты.

В целом же в американской политике довольно четко просматривается долгосрочная антироссийская линия поведения, что находит свое правовое закрепление в ежегодных докладах президента США конгрессу.

Если в начале 90-х гг. речь шла об угрозе демократическим процессам в России, то нынче недвусмысленно говорится об опасности российского ядерного потенциала и возможности восстановления боеспособности российских Вооруженных сил. Так можно говорить лишь о вероятном противнике.

Поэтому, когда и.о. президента РФ говорит о намерении развивать с Америкой конструктивные отношения, это искренне. Другого России просто не дано. Но искренне ли отвечают американцы? Практические дела говорят об обратном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
673
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
867
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
721
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
587

Другие новости