ЖИЛИЩНАЯ проблема в российской армии была и остается одной из наиболее трудноразрешимых: в 1992 г. в списках бесквартирных военнослужащих насчитывалось 104,6 тыс. человек; в 1993 г. - 119,8; в 1994 г. - 133,8; в 1995 г. - 125,2; в 1998 г. около 100 тыс. человек.
Вывод напрашивается сам собой: с 1991 по 1994 г. наблюдался рост числа бесквартирных военнослужащих, а начиная с 1995 г. заметно постепенное и неуклонное их уменьшение. Появляется ложное впечатление, что положение с жильем для военнослужащих не так безнадежно, и через каких-нибудь 10-15 лет проблема будет решена.
Почему это впечатление ложное? Прежде всего потому, что все эти годы армия сокращалась, и сегодня в Вооруженных силах служит всего 1,2 млн. человек (примерно в 2,5-3 раза меньше, чем в 1994 г.).
Картина получается безрадостная: на пороге XXI века в российской армии почти каждый третий офицер не имеет своего жилья. Хуже того, перспективы на его получение в ближайшем будущем весьма туманны.
Надежды на то, что реализация президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" позволит решить квартирный вопрос, не оправдываются. По итогам 1998 г. не выполнен даже план по выдаче сертификатов, а квартиры получены меньше чем на половину выданных документов.
Где же выход из создавшегося положения?
Во-первых, необходимо провести тщательную инвентаризацию всего жилого фонда Минобороны и в ходе ее ликвидировать все "нелегальные" квартиры. Речь идет о так называемых командирских фондах (гостевых квартирах и домиках), нерациональном использовании квартир или не по назначению (для штабов, служб и пр.). Если в каждом военном городке удается выявить хотя бы 1-2 комнаты, то в масштабе Вооруженных сил это может дать около 5 тыс. квартир (одно- и двухкомнатных).
Кроме того, выявлены многочисленные факты, когда должностные лица имеют одновременно по две квартиры: одну по месту службы, другую - в областном центре или столице. Нередко это даже не квартира, а свой дом (коттедж).
Во-вторых, следует тщательно проанализировать списки бесквартирных военнослужащих. Известно, что на практике перемещение (назначение) офицеров по службе производится без учета возможностей конкретных воинских частей обеспечивать прибывающих жильем. Поэтому на новом месте службы офицер самостоятельно решает эту проблему и после встает на квартирный учет. А на его прежнее место прибывает другой офицер и действует аналогичным образом. Получается, что общая очередь бесквартирных в Министерстве обороны пополняется на два человека, а фактически должна увеличиться только на одного.
Следовательно, необходимо все перемещения и назначения в обязательном порядке производить с учетом обеспечения военнослужащего реальным жильем (служебной квартирой, общежитием и пр.). И если такая возможность отсутствует, то перемещения не производить.
Тщательная проверка независимыми комиссиями списков очередников в квартирно-эксплуатационных частях районов поможет определить, какова реальная картина и какие мероприятия необходимо провести, чтобы улучшить положение дел. Независимой можно считать только ту комиссию, которая не имеет никакого отношения к данному виду (роду) войск и куда входят представители общественной организации ветеранов армии, жилищной комиссии части (гарнизона) и бесквартирные офицеры.
На первый взгляд, указанные мероприятия носят внутриведомственный характер, тем не менее представляется целесообразным участие в них представителей органов управления субъектов Федерации, Счетной палаты и других учреждений (прокуратуры, прессы и пр.). Результаты проверки следует предавать гласности.
В-третьих, необходимо привлечь федеральные органы исполнительной и законодательной власти к изучению квартирного вопроса в ВС. Например, Государственная Дума могла бы обратиться к главам исполнительной власти всех уровней с предложением помочь военнослужащим в решении жилищной проблемы.
Председатель правительства России, губернатор края (области), мэр города имеют реальные возможности повлиять на ситуацию и обязаны принимать меры по реализации Закона "О статусе военнослужащего". Например, правительство Москвы очень много сделало для того, чтобы моряки Черноморского флота чувствовали тесную связь с Родиной.
Но что делать бесквартирным военнослужащим Московского гарнизона? Обращаться к мэру Киева или Вашингтона? В очереди на получение жилья в Москве числятся несколько тысяч военнослужащих, и она не сокращается. Нельзя сказать, что эти люди чувствуют себя уютно в столице в нынешних условиях, когда жилищная проблема усугубляется задержками выплаты денежного довольствия и полным пренебрежением чиновников к бытовым трудностям военных.
С учетом большого объема свободной жилой площади в домах-новостройках правительство Москвы и Министерство обороны РФ могли бы найти способ договориться с собственниками жилья. Вариантов здесь может быть несколько.
Например, никем не занятые квартиры (дом) не приносят доходов владельцу (строительному предприятию, фирме) и городу. Поэтому не только использование сертификатов для покупки квартир, но и покупка квартир в кредит (рассрочку), их временная аренда или аренда с последующим выкупом могут быть вполне приемлемыми вариантами решения проблемы.
Можно и нужно просчитать возможности перехода на новый порядок обеспечения жильем, который бы исключал недостатки существующего и был перспективным. Одним из таких путей могло бы стать введение квартирной надбавки. То есть порядок, при котором государство не обеспечивало бы военнослужащих конкретной квартирой, а выплачивало бы определенную сумму (надбавку к денежному содержанию) на жилье. Размер надбавки должен зависеть от состава семьи, служебно-должностного положения и места службы. Такой порядок существовал в русской армии и до сих пор действует во многих странах.
Денежная надбавка служила бы государственной гарантией прав военнослужащих в обеспечении их жильем по социальной норме с учетом условий службы. При этом военнослужащие, проходящие службу по контракту, имели бы возможность выбора: жить в служебной квартире (комнате) и разницу между квартирной надбавкой и платой за служебное жилье перечислять на накопительный счет; снимать жилье по собственному желанию на время контракта, вступать в жилищно-строительные кооперативы с перечислением квартирной надбавки на счет кооператива и др.
При условиях, когда двое из трех военнослужащих-контрактников фактически имеют постоянное жилье и не будут получать квартирные надбавки, в каждой воинской части возникнет определенный резерв свободных денежных средств (невыданные квартирные надбавки). Эти средства на первом этапе могут использоваться при строительстве и покупке нового жилья, оплате арендуемых воинскими частями жилых помещений, снижении стоимости служебного жилья и т.д. По мере увольнения военнослужащих, имеющих постоянное жилье, объем свободных денежных средств будет уменьшаться, но к этому времени завершится формирование служебного жилого фонда и каждая воинская часть сможет обеспечить потребности военнослужащих в жилье.
Кроме того, после формирования служебного жилого фонда вся остальная жилплощадь и коммунальные сооружения (службы) будут переданы в ведение местных органов власти (в соответствии с указом президента РФ), что позволит значительно снизить расходы Министерства обороны по их содержанию.
Следует отметить, что при решении жилищной проблемы военнослужащих роль государственных органов, и прежде всего правительства РФ, заключается не только и не столько в разработке жилищных программ, а в создании механизма их реализации.
"