0
1598
Газета Армии Интернет-версия

14.04.2000 00:00:00

Москва выиграет, одобрив договор СНВ-2


Главное достоинство Договора СНВ-2 состоит в том, что он заставляет американцев сокращать свои ядерные боеголовки, в том числе и те, что размещены на МБР "Минитмен".
Фото пресс-службы ВС США
ВОПРОС ратификации Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) после шестилетнего обсуждения в российском парламенте можно считать предрешенным.

По большому счету, российский истеблишмент в большинстве своем признает выгодность Договора СНВ-2 для Москвы. Очевидным и, пожалуй, самым большим плюсом является возможность сразу после вступления Договора в силу начать официальные переговоры по новому, более радикальному сокращению ядерных арсеналов России и США в рамках договора СНВ-3. Понятно, что уровень в 3-3,5 тыс. ядерных боеголовок, предлагаемый Договором СНВ-2 в качестве максимального, превышает возможности России, но значительно сокращает число ядерных боеголовок США. Параметры же договора СНВ-3, согласованного еще в марте 1997 г. президентами Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном на встрече в Хельсинки, - 2-2,5 тыс. боеголовок. Это уже вплотную приближается к тому максимуму, который сегодня себе может позволить Россия. Главное, что американцы согласились вести диалог по этому вопросу.

Но в нынешней ситуации самым сложным в системе международных договоров, определяющих стратегическую стабильность, остается желание США создать пока ограниченную систему национальной ПРО. Это входит в противоречие с основополагающим Договором по ограничению систем противоракетной обороны 1972 г. (ПРО). Принимая решение о создании ограниченной НПРО, президент Билл Клинтон будет исходить главным образом из соображений технической возможности, политической и военной необходимости. Последнее уже, собственно, определено. Сейчас у американцев возникают проблемы с испытаниями элементов будущей системы НПРО - последние прошли неудачно, а ранее приходилось переносить пуски в связи с неполадками, выявленными накануне. Так что ключевым фактором станет успех или провал испытаний. Однако существует и масса иных аспектов. Не стоит забывать, что повышение шансов кандидата от Демократической партии Альберта Гора на победу в президентской гонке даст возможность администрации тщательнее взвесить все "за" и "против" создания НПРО. Если есть возможность не спешить, американцы спешить не будут. Другое дело республиканцы. Для них национальная система ПРО - фактически один из предвыборных лозунгов, хоть и не очень заметный на фоне внутриполитических приоритетов, но все же провозглашающийся. Однако и демократы, и республиканцы при объяснении окончательного решения по данному вопросу будут ссылаться на то, ратифицировала ли Госдума РФ Договор СНВ-2 или нет. В таком случае, ратифицировав Договор СНВ-2, мы, помимо прочего, получим возможность выбить у американцев лишний довод в пользу создания НПРО. Вкупе с плюсом в заочной полемике это усилит наши шансы и на переговорах о стратегической стабильности, как с США, так и на многостороннем уровне.

Однако все это вовсе не означает, что мы должны надеяться лишь на везение. А потому вполне логично будут выглядеть поправки, которыми депутаты сопроводят ратификационные документы. К слову, перевод резолюции сената США о ратификации Договора СНВ-2 занимает без малого 15 страниц, из которых 14 - разного рода оговорки, поправки, условия.

А потому вполне логично сопроводить ратификационные документы Думы оговорками. Основными из них должны стать следующие. Во-первых, после ратификации сразу же начинаются полноценные переговоры (а не консультации, которые уже идут) по Договору СНВ-3. Во-вторых, Дума должна связать вступление в силу Договора СНВ-2 с требованием к США не допустить развертывания НПРО. То есть в случае нарушения этих условий для России Договор теряет силу.

Россия просчитывает и самый негативный вариант: тот, при котором в любом случае Вашингтон решается на создание НПРО. Как заявлял уже и глава МИД Игорь Иванов и представители военного ведомства, на это будет дан адекватный ответ. Главным образом речь идет не о тех же мерах - создании собственной ПРО, а об усилении как раз наступательных вооружений, поскольку это в несколько раз дешевле. Такая оговорка, может быть, в более общей форме, также должна появиться в ратификационных документах. То есть России следует заявить, что она оставляет за собой право принятия адекватных мер в случае нарушения Договора по ПРО. Насколько известно, текст Закона о ратификации как раз и содержит в себе шесть пунктов, говорящих о возможностях выхода России из Договора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
334
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
334
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
464
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
329

Другие новости