НА УКРАИНЕ объявлена административная реформа. Одной из первых структур, подвергшихся ей и, можно сказать, канувших в Лету, стала Национальная гвардия (НГУ) - вооруженное формирование, еще вчера называвшееся военной элитой государства. Чтобы пойти в гвардейцы, осенью 1991 г., когда формировалась НГУ, требовалось определенное мужество. Ведь несмотря на провозглашенный Украиной в августе того же года суверенитет, все воинские части на ее территории подчинялись Москве. Фактически в то время все офицеры НГУ прошли своеобразный фильтр. Именно гвардейцы первыми приняли присягу на верность украинскому народу. Характерно, что неуставные отношения ("дедовщина") никогда не были в Национальной гвардии актуальной проблемой.
"Боевым крещением" НГУ стала специальная операция в 1992 г. по прикрытию государственной границы с Молдовой. Граница тогда, собственно, была обозначена только на картах, а у соседей вовсю полыхал приднестровский вооруженный конфликт. Не допустить, чтобы огонь войны перекинулся на территорию Украины, стало задачей НГУ. В те времена в гвардии появился первый герой - майор гвардии Владимир Игнатьев, погибший в поезде при самостоятельном задержании преступника (он стал первым украинским офицером, награжденным президентом республики. Правда, посмертно).
Выучка и подготовка гвардейского спецназа оказались бесценными при проведении ежегодных совместных с Пограничными войсками операций "Кордон" по борьбе с контрабандой в районах, прилегающих к государственной границе.
"Зоной особого внимания" для гвардейцев всегда был Крым. Здесь дислоцируется 7-я Крымская дивизия НГУ, роль которой в стабилизации политической обстановки в Автономной Республике Крым (АКР) трудно переоценить. Во время событий в регионе 1993-1994 гг. "малиновые береты" фактически вели боевые действия, выполняя задачу защиты конституционного строя и территориальной целостности Украины. Весной 1999 г., накануне очередной годовщины депортации татар, в предчувствии обострения политической ситуации в АРК сам Леонид Грач, глава Крымской Автономии, выступал перед телекамерами в форме национального гвардейца.
Национальная гвардия отличилась и при ликвидации последствий наводнения в Закарпатье.
Таким образом, к моменту расформирования НГУ полностью состоялась как вооруженное формирование, промежуточное между полицией (милицией) и армией. К необходимости существования подобных структур пришло большинство стран мира.
Гвардия недавно пережила реформу штатной структуры, придя к оптимальному варианту, позволяющему решать поставленные задачи при минимальной численности. Командующий НГУ генерал-лейтенант гвардии Александр Чаповский определил основную боевую единицу - отдельный батальон гвардейского спецназа, способный действовать как самостоятельно, так и с другими подразделениями иных вооруженных формирований. Подписаны международные соглашения и договоры с национальными гвардиями штатов Канзас и Калифорния (США), национальными жандармериями Франции, Турции, Аргентины, грузинскими гвардейцами и латвийской "Земессардзе", итальянскими карабинерами┘ Кто станет правопреемником этих договоров после ликвидации НГУ - непонятно. Министерство обороны на эту роль просто не тянет - им перешла малая часть гвардии (подразделения с тяжелым вооружением - танки, артиллерия и т.п.), а внутренние войска - это уже МВД (полиция), т.е. совершенно другая структура.
НГУ первой среди военных структур Украины стала проводить учения полкового уровня с боевой стрельбой. Отечественные и зарубежные военные обозреватели называли гвардию самым боеспособным формированием на Украине.
И тем не менее упреки в сторону гвардии были. Один из них - то, что "малиновые береты" во время финансового кризиса в стране закупали новую боевую технику. Однако большую ее часть гвардия получала без задействования средств бюджета. Например, для оснащения НГУ новейшими украинскими бронетранспортерами БТР-80УМ (изготовленными, кстати, по техническому заказу гвардии) Производственное объединение им. Малышева и командование "малиновых беретов" разработали механизм компенсаций. Гвардия отдавала старую технику, а в обмен получала новую.
К моменту расформирования НГУ денежное обеспечение офицеров гвардии было на уровне офицерской зарплаты в армии, а вот обеспечение продпайками и обмундированием осуществлялось хуже. Несмотря на это, для гвардии характерен высокий морально-психологический дух.
Объяснить роспуск НГУ непросто. На первом месте - соображения экономии. Глава администрации президента Владимир Литвин сообщил, что расформирование гвардии даст возможность сэкономить 50 млн. гривен. Однако механизм сокращения госрасходов неясен. Гвардия должна была получать из бюджета 65 млн. гривен в год (реально выделялось немногим более 50 млн.). Согласно вышеупомянутому указу, части и соединения "малиновых беретов" не расформировываются, а переходят в подчинение Минобороны и МВД, то есть остаются на финансировании из госбюджета, а ликвидации подлежит лишь Главное управление командующего НГУ. Отметим, что гвардия была весьма немногочисленной - всего 26,6 тыс. человек, т.е. меньше любого другого вооруженного формирования Украины.
Объясняя разгон гвардии, администрация президента и руководители силовых ведомств заявляют, что НГУ сыграла свою историческую роль на первом этапе становления независимости Украины и нынче попросту не нужна. Между тем во многих государствах силовые структуры разъединяют - это одно из условий демократии, своеобразная профилактика диктатуры. В этой связи стремление к сосредоточению власти в одних руках не может не настораживать.
Судьба бывших гвардейцев остается неопределенной. Во внутренние войска МВД войдут 16 тыс. гвардейцев, остальные перейдут в Минобороны. Однако различие в основных задачах делает невозможной и ненужной гвардейскую подготовку в армии и конвое. "Войска правопорядка" делают упор на одиночной подготовке своих солдат - они готовятся к "поединку с преступником", но никак не действиям в составе мобильных подразделений, как это было в НГУ. Армия же склонна к тактике действий силами крупных соединений и групп войск - ведь она предназначена бороться с регулярными войсками противника. Мощный многопрофильный гвардейский спецназ (горно-стрелковый, разведывательный воздушно-десантный, антитеррористический и пр.) в этих структурах никогда не сможет реализовать свой потенциал - в связи с элементарным несоответствием задачам. Например, на отработку антитеррористических операций гвардия делала в последнее время особый упор по распоряжению президента. Но это теперь не нужно ни ВВ, ни МО - таких функций по закону у них нет.
Несмотря на то что указ о расформировании дает три месяца только на разработку механизма ликвидации НГУ, а соответствующий закон Верховной Радой не принят, уже в двадцатых числах декабря комиссии внутренних войск и Министерства обороны полным ходом начали "прием". Причем называют сроки передачи - до 1 февраля (по указу НГУ существует до марта). А на сегодня части НГУ уже практически имеют "новых хозяев".
Нельзя не упомянуть и о том, что гвардейцев волнует вопрос, кто рассчитается с долгами по зарплате, продпайкам и т.д. (только гвардейскому главку, в котором всего около 300 офицеров, государство должно 1 млн. 253 тыс. гривен - около 240 тыс. долл. по официальному курсу). В частях прошли стихийные собрания личного состава, да и в самом главке состоялось собрание офицеров, которое приняло обращение к президенту с просьбой немедленно решить указанные вопросы. Настроения среди гвардейцев далеки от умиротворенности. Возможно, именно поэтому украинские масс-медиа (в большинстве своем контролируемые властью) единогласно проигнорировали воззвания гвардейцев, пытающихся "докричаться" до общества.