Военно-политиЧеское руководство США придает большое значение целенаправленному формированию общественного мнения. Это особенно наглядно проявилось в ходе военной операции Соединенных Штатов и их союзников по НАТО в Косово, когда стал осуществляться широкий комплекс мероприятий информационно-пропагандистского и психологического характера, направленный на формирование взглядов западной аудитории в интересах североатлантического блока.
Наибольший интерес представляет тема ведения психологических операций (ПсО) с использованием крупнейших масс-медиа. Вопросам взаимодействия и координации совместных усилий средств массовой информации и органов ПсО была посвящена работа специального симпозиума, проходившего в начале февраля с.г. в г. Арлингтон (штат Вайоминг). На совещании обсуждались возможности использования СМИ для передачи выборочной информации и установок с целью влияния на эмоции, мотивы и суждения широкой аудитории и, в конечном счете, на поведение правительств других стран, а также неправительственных организаций и групп.
В статье, напечатанной в конце марта 2000 г. в американской газете "Сан-Хосе меркьюри ньюс", изложены факты участия военнослужащих 4-й группы психологических операций (ГрПсО) ВС США в подготовке и выпуске программ крупнейшего информационного агентства Си-эн-эн.
В специальную группу, непосредственно работающую в Си-эн-эн, было включено пять военнослужащих 30-го батальона подготовки и распространения материалов 4-й ГрПсО. В течение нескольких недель они занимались подготовкой и обработкой материалов для выпусков новостей. Как заявил на арлингтонском симпозиуме командир 4-й ГрПсО полковник Кристофер С. Джон, военнослужащие были задействованы в рамках программы "Обучение на производстве", разработанной этой группой для налаживания взаимодействия со СМИ и другими информационными структурами. Двое военнослужащих работали на телеканале Си-эн-эн, двое - на радиовещании и один занимался обработкой спутниковой информации. Совместная деятельность 4-й ГрПсО и Си-эн-эн началась 7 июня 1999 г. накануне завершения операции в Сербии.
О масштабах, проводимых ПсО, свидетельствует тот факт, что на этот же период времени приходился целый ряд передач Си-эн-эн, в ходе которых военные эксперты и аналитики буквально заполнили основную часть времени выпусков новостей и аналитических передач активной пропагандой в пользу действий НАТО. Об отсутствии объективности информационного вещания Си-эн-эн и о заказном характере передач свидетельствует также и выбор ведущего для передач об операции НАТО в Косово. Ведущим корреспондентом Си-эн-эн, умело спекулировавшим на чувствах американцев, являлась Кристиан Аманпор - жена официального представителя госдепартамента США Джеймса Рубина. Следует отметить, что использование корреспондента-женщины для освещения сюжетов о зверствах сербов в Косово и страданиях косоварских женщин и детей имело сильное психологическое воздействие на американскую аудиторию.
Только в течение первых двух недель операции в Косово Си-эн-эн подготовила более 30 статей, которые были размещены в Интернете. В среднем каждая статья содержала 7 упоминаний о Тони Блэре со ссылками на официальных представителей НАТО (таких, как Джэми Ши или Дэвид Уилби). Не менее 9 раз в каждой статье проходили слова "беженцы", "этнические чистки", "массовые убийства". В то же время упоминание о жертвах среди мирного населения Югославии встречалось в среднем 0,3 раза. Анализ текстового содержания сообщений позволяет сделать вывод о том, что проводимые психологические операции были хорошо подготовлены и отработаны. Все это свидетельствует об успешном сотрудничестве 4-й ГрПсО с Си-эн-эн в формировании общественного мнения по вопросу о проводимой операции НАТО в Косово.
Одним из безотказных приемов воздействия на аудиторию стало использование так называемых "объективных" цифр и документальных данных. Так, один из аналитиков Си-эн-эн заявил о будто бы имевшим место факте использования 700 албанских детей для создания банка крови, предназначенного сербским солдатам. Данная дезинформация, естественно, произвела шоковое впечатление на общественное мнение Запада.
Взаимодействия 4-й ГрПсО с Си-эн-эн и другими СМИ рассчитано на максимальный охват аудитории, возможность активного ведения дезинформации и включает в себя разнообразие форм подачи материалов, учет восприимчивости аудитории.