0
2014
Газета Армии Интернет-версия

04.08.2000 00:00:00

Президент резко меняет курс военного реформирования

Тэги: Сергеев, Квашнин, реформа


Рисунок Вадима Мисюка
Затишье перед сильнейшей реформистской бурей - таким единственным определением можно охарактеризовать настроения, воцарившиеся сегодня в российских военно-политических кругах. Очевидно, что гордиев узел противоречий, завязавшийся из концепций военного строительства, отстаиваемых нынешним министром обороны маршалом Игорем Сергеевым, и вошедших в антагонистическое противоречие с ними планов начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина, способен разрубить только меч решительных кадровых перестановок.

Заседание Совета безопасности при президенте РФ перенесено на первую декаду августа. А до того президент и его окружение должны определиться, кому конкретно будет доверено проведение военного реформирования в должности министра обороны и начальника Генерального штаба. Тем временем ведется проработка общего замысла военного реформирования с опорой на расчеты Генерального штаба.

Танцуем от печки

Впервые за точку отсчета военного реформирования берутся макроэкономические показатели развития страны до 2010 года, которые не так давно обнародовал премьер Михаил Касьянов. В прокрустово ложе долгосрочного правительственного планирования будут вмонтированы реформистские преобразования в Вооруженных силах.

Подобный подход принципиально отличается от прежней модели войсковых и флотских преобразований, которая не выходила за рамки пропорционально-структурных сокращений. В результате после очередных этапов военного реформирования сохранялась слегка уменьшенная по численности модель все тех же советских Вооруженных сил. Но зато никто из военных руководителей не был в обиде - вверенные ему формирования сократили-де больше, чем другие. Сегодня на повестке дня принципиально иная постановка вопроса - Вооруженные силы должны быть эффективными и способными выполнять хотя бы какие-то основные задачи по обеспечению безопасности государства, его защиты от внутренних и внешних угроз.

В этом отношении "бунт Квашнина" оказался как нельзя кстати. Он побудил президента поручить Совбезу самым тщательным образом разобраться с показателями военного реформирования и определить его магистральные пути. В эти дни для Совбеза нет более важной задачи.

Однако такая ситуация вовсе не означает, что консультативный аппарат президента полностью опирается на "концепцию Квашнина", пытается определиться в этих проблемах, исходя из оборонных потребностей и экономических возможностей страны. Совбез находится в довольно сложных условиях, поскольку со стороны министра обороны конкретные расчеты отсутствуют и его участие в подготовительной работе над документами не более чем консультативное. У Игоря Сергеева просто нет соответствующего аналитического аппарата, специалисты сосредоточены в Генштабе.

Тем не менее принципиально важные направления военного реформирования уже обозначились. Судьба РВСН предрешена, структура Вооруженных сил примет трехвидовой облик. Однако, чтобы подсластить пилюлю стратегическим ракетчикам, их структурные преобразования скорее всего пройдут в два этапа. На первом РВСН превратят в отдельный род Вооруженных сил, а затем, когда страсти в их среде поутихнут, ракетно-стратегический род войск вольется в ВВС. Сегодня, как говорят генштабисты, аппарат Совбеза разбирается с каждой пусковой установкой и стремится исключить ситуацию, когда, единожды отрезав, затем семь раз думают, а целесообразно ли было такое сокращение.

Всем экспертам очевидно, что общую численность Вооруженных сил необходимо сокращать примерно на треть, а следовательно, и ужимать круг выполняемых ими задач. Рубеж определен в 800-900 тыс. личного состава. Возникают проблемы с увольнением примерно 300-400 тыс. военнослужащих в течение ближайших двух-трех лет. Наиболее затратные категории увольняемых - офицеры и прапорщики. Целесообразно ассигнования по этой статье вынести за рамки военного бюджета. По некоторым данным, сейчас вопрос согласовывается с соответствующими правительственными органами. В противном случае участь увольняемых офицеров мало чем будет отличаться от положения, в котором оказались их предшественники так называемого хрущевского сокращения в середине 50-х годов: "миллион двести" так и не получили никаких выходных пособий, только грамоты за отличную службу.

Еще одно магистральное направление реформирования состоит в попытке сделать Вооруженные силы развивающимся организмом, а не организацией, которая последние десять лет проедает сама себя и тратит 70% военного бюджета на содержание личного состава, а остальное - на ремонт вооружения и военной техники. Ставится сверхзадача, квинтэссенция которой заключается в том, чтобы довести это оптимальное соотношение до показателей 50 на 50. Это, в свою очередь, позволит закупать новое оружие и технику, что в прямой зависимости обеспечит и выход из кризиса оборонного производства, насчитывающего порядка 1700 головных предприятий.

Словом, по замыслам Совбеза и расчетам Генштаба, подобным образом должна быть повышена качественная позиция Вооруженных сил.

Кадровый пасьянс

Очертив генеральные направления, президент - Верховный главнокомандующий, как замышляется, вручит мандат на их выполнение новым военным руководителям, ибо нынешним доверия в этом вопросе нет. Имеется несколько "разведпризнаков", указывающих на то, что в администрации президента склоняются к разделению административных и оперативных полномочий по руководству Вооруженными силами, то есть учреждению политического контроля над силовыми структурами и назначению гражданского лица на пост главы военного ведомства. Вот тут-то кадровая обойма оказалась практически пустой. Но тем не менее можно делать некоторые предположения.

Один из наиболее вероятных претендентов - заместитель секретаря Совбеза Алексей Московский. Судя по тому, что на совещании с силовиками в Сочи Алексей Московский олицетворял правую руку Владимира Путина, именно ему глава государства персонально поручил вести работу по нынешнему реформированию Вооруженных сил. Буквально за несколько дней до того Алексей Московский получил из его же рук погоны генерал-полковника. Тем не менее в случае необходимости переход в гражданское качество может быть обеспечен одним росчерком пера. Алексей Московский довольно молод, энергичен, ему всего 53 года. В Совбезе отвечает за вопросы военно-технической политики и оборонно-промышленного комплекса. Его прохождение также вписывается в повестку дня реформирования - необходимости оснащения новыми образцами вооружения, он на протяжении пяти лет был первым заместителем начальника вооружения Вооруженных сил РФ, затем входил в состав Главной военной инспекции в составе администрации президента. Среди минусов карьеры - никогда не руководил оперативной деятельностью войск, но для политико-гражданского лица, наверное, это и не столь существенно.

Не исключается и вариант назначения на пост главы военного ведомства вице-премьера Ильи Клебанова. Ему всего 49 лет, выдвиженец Анатолия Чубайса с должности директора крупного оборонного предприятия в Санкт-Петербурге. Сегодня он курирует военную промышленность и оружейный экспорт, и, более того, его как-то надо разводить с главой вновь созданного Минпромнауки России, с которым совпадают сферы профессиональной деятельности. В минувшее воскресенье именно Илья Клебанов сопровождал президента на военно-морском празднике, нынешний же министр обороны Игорь Сергеев отсутствовал, что по-своему показательно, если вспомнить недавнюю инаугурацию, на которой олигарх Гусинский отсутствовал, но потом все разборки и начались.

Кандидат номер три на пост министра обороны - также выходец из президентского окружения, первый заместитель секретаря Совбеза Михаил Фрадков. Он исключительно гражданский человек, однако вплотную был связан с экспортом вооружения, возглавляя Минторг РФ. Он уж совершенно определенно не разделяет интересов какого-либо из кланов в системе Минобороны. Молод - 50 лет, хорошо знает и прекрасно ориентируется в коридорах власти. Его перевод в аппарат Совбеза в марте этого года связывали с перспективным выдвижением на ответственную должность в силовые структуры.

Среди других известных фигур рассматривается бывший секретарь Совета обороны Юрий Батурин. В политику пришел из заведующих лаборатории космической фирмы Сергея Королева. Доктор юридических наук по проблемам компьютерного права. Ему 51 год. Симптоматичен тот факт, что недавно он завершил обучение на высших оборонных курсах Академии Генерального штаба (около трех месяцев). Однако любовью и признанием Вооруженных сил никогда не пользовался.

Некоторые наблюдатели склонны считать, что на российском политическом небосклоне может возродиться звезда Андрея Кокошина, бывшего первого заместителя министра обороны (отвечал за вопросы связей с оборонной наукой и промышленностью). С поста секретаря Совбеза его сверг Борис Ельцин за очевидные симпатии к Юрию Лужкову. Доктор исторических наук, теоретик военно-экономических проблем - решение их на практике оказалось малоэффективным. Заметного следа от длительного пребывания в Минобороны ни в делах, ни в душах людей практически не оставил.

Предложение по кандидатам в начальники Генерального штаба еще скуднее. Нынешний первый заместитель генерал-полковник Валерий Манилов просто в расчет не берется, не то у него служебное прохождение: ни батальоном, ни полком не довелось командовать. Начальник Главного оперативного управления генерал-полковник Юрий Балуевский хотя и исключительно аппаратный работник, однако ему явно не хватает решительности характера, словом, "не боец". Начальник другого ведущего управления Генштаба - Главного организационно-мобилизационного, генерал-полковник Владислав Путилин всем хорош, но является креатурой ракетно-ядерного лобби в Вооруженных силах.

Среди командующих военными округами наиболее подходящими для замещения должности высшего оперативного руководителя российской военной машиной представляются командующий войсками Ленинградского округа генерал-полковник Валентин Борбышев и командующий войсками Приволжского округа генерал-полковник Анатолий Сергеев.

В общем, у Владимира Путина выбор кандидатов и на пост министра обороны, и на должность начальника Генерального штаба ограничен, но его надо делать.

И тем не менее чистки уже начались - группировка маршала Сергеева тает на глазах: на этой неделе указом президента отстранены от должностей начальник вооружения ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов, начальник Главного ракетно-артиллерийского управления генерал-полковник Николай Караулов, начальник ПВО сухопутных войск генерал-полковник Борис Духов и некоторые другие генералы. В ближайшее время ожидается появление новых указов президента об освобождениях и назначениях.

Во втором эшелоне

Около четырех месяцев Главная военная прокуратура рассматривает уголовное дело по факту нанесения государству ущерба в сумме 450 млн. долл. Основными ответчиками по нему проходят начальник Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ (ГУВБиФ МО РФ) генерал-полковник Георгий Олейник, главный бухгалтер этого управления генерал-майор Евгений Дацко, начальник второго управления ГУВБиФ МО РФ генерал-майор Леонид Герасименко и начальник третьего управления ГУВБиФ МО РФ генерал-майор Анатолий Воробьев.

Из материалов следствия видно, что вышеуказанные должностные лица в 1995-1996 гг. оформили, подписали и направили в Набережное отделение Центрального банка РФ платежные поручения на перечисление 450 млн. долл. на счета английской компании United Energy International Ltd., которая является соучредителем и агентом ЕЭС Украины, за якобы полученные Министерством обороны РФ от Республики Украина строительные материалы.

Можно предположить, что бывший украинский премьер-министр Павел Лазаренко придумал гениальную комбинацию в духе Остапа Бендера. Российское акционерное общество "Газпром" взяло кредит в Национальном резервном банке и банке "Империал" (т.е. у самого себя) соответственно на 200 и 250 млн. долл. Эти деньги были переведены в счет погашения задолженности перед бюджетом в ЦБ России. Государственная налоговая служба РФ, в свою очередь, все 450 млн. долл. перечислила на счет Минфина РФ, а последний во исполнение финансирования бюджета по статье "Национальная оборона" - на счета Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ.

В тот же платежный день ГУВБиФ МО РФ перевел всю полученную сумму на счета указанной английской компании UEI Ltd. Обоснованием для этого перевода явилось то, что "украинская сторона готова была передать Вооруженным силам РФ материально-технические ценности". Уже в конце того же банковского дня англичане вернули деньги "Газпрому", как бы погашая украинские долги, а "Газпром" успел еще и вернуть полученные кредиты "Империалу" и НРБ РФ.

Все бы прошло у махинаторов гладко, но ГУВБиФ МО РФ осуществило перевод этой огромной суммы на счета английской фирмы без какого-либо документального обоснования. Никакого соглашения между правительствами России и Украины, которое бы зафиксировало этот долг России и ее Вооруженных сил перед Украиной не существует. Не было даже списка "материально-технических ценностей", которые Минобороны России хотело бы получить за свои деньги.

Несмотря на явную незаконность таких действий, Минфин РФ перечислил на счет ГУВБиФ МО РФ 450 млн. долл. (в рублевом эквиваленте), а ГУВБиФ МО РФ перевел их далее, минуя Центральный банк Украины, указанной английской компании.

Таким образом, вышеуказанный платеж был осуществлен незаконно. Фактически никаких стройматериалов на день перечисления денег не получено, а из бюджета Минобороны России по распоряжению Георгия Олейника незаконно изъята огромная сумма денег.

Зная об этой ситуации, более чем странную позицию занял начальник Финансовой инспекции Минобороны РФ генерал-лейтенант Альфред Каримов, который за последние годы дважды проверял ГУВБиФ МО РФ и оба раза не усмотрел в этой финансовой операции признаков незаконной деятельности генерал-полковника Олейника, которого он хорошо знает по предыдущей совместной службе и по рекомендации которого он был назначен на свою нынешнюю должность.

Также не усмотрел ничего незаконного в этой "операции" и другой ближайший "сподвижник" Георгия Олейника - начальник Управления военно-экономического анализа и экспертиз генерал-майор Виктор Сторонин.

Он выходец из РВСН, там достиг пика своей карьеры на должности начальника финансовой службы дивизии. Затем с должности начальника секретной части ГУВБиФ МО РФ не без помощи руководителей ракетно-ядерного клана сделал прыжок на финансово-контрольный олимп. Но еще до окончания следствия генерал-майор Дацко подал рапорт на увольнение в отставку, возможно, затем, чтобы не тянуть за собой начальника на "дно".

Представляется, что и это скандальное дело не последнее в недрах Минобороны. Стоило только потянуть за веревочку реформирования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В бюджете России обнаружилась аномалия

В бюджете России обнаружилась аномалия

Ольга Соловьева

Доходы казны в январе упали в пять раз

0
1643
Правительство может применить комплексный подход к проблемам дачников

Правительство может применить комплексный подход к проблемам дачников

Анатолий Комраков

Количество зарегистрированных садовых участков в России выросло почти на треть за три года

0
1281
Украинские танки заправляются российским дизелем через Индию и Болгарию

Украинские танки заправляются российским дизелем через Индию и Болгарию

Михаил Сергеев

Глобальный рынок углеводородов мешает санкциям и ограничению военных поставок

0
1558
Оборот онлайн-торговли в "Киберпонедельник-2023" вырос на 16%

Оборот онлайн-торговли в "Киберпонедельник-2023" вырос на 16%

0
445

Другие новости