0
813
Газета Армии Интернет-версия

01.09.2000 00:00:00

Человек с ружьем - еще не защитник Отечества

Николай Безбородов

Об авторе: Николай Максимович Безбородов - кандидат исторических наук, заместитель председателя Комитета по обороне Государственной думы, генерал-майор авиации.

Тэги: армия, культура


Об армии, о военной доктрине современной России говорят и пишут сегодня много и многие. Анализируют, оценивают, прогнозируют все и вся - от СНВ-2 до тактики действий против чеченских боевиков.

Но одна из проблем не обсуждается никем. Это - современная российская военная культура. Как будто ее вообще не существует. А она есть. Более того, без военной культуры не будет вооруженных сил, а так - нечто им подобное, поскольку полноценная армия полноценного государства без военной культуры невозможна.

Названная проблема сама себя обозначает очень настойчиво и остро: лишь читайте, слушайте смотрите "военные хроники" каждого дня. Поэтому в моей статье изложу только некоторые соображения, сделаю, так сказать, "вброс вопроса" - для привлечения внимания к теме, которую далее замалчивать нельзя, ибо слишком велика цена отсутствия культурной идентичности вооруженных структур, исполняющих функции Российской армии.

Военная культура - явление чрезвычайно многогранное. Как вариант можно предложить следующий набор ее компонентов: внутренние духовные идеалы и ценности военнослужащих; особый нравственный кодекс; традиции, обычаи и образы героев для подражания; своеобразные эстетика и ритуалы служебной деятельности; специфическая профессиональная психология; особые правовые отношения; уникальная сакраментальность военного уклада и т.д.

Не буду раскрывать сущность каждого вышеназванного компонента, надеюсь на интуитивное понимание читателями их смысла. Вместе с тем отмечу три самых, на мой взгляд, существенных положения. Первое: военная культура производна от общенациональной и по происхождению, и по содержанию, и по проявлению. Второе: полного тождества между военной культурой и культурой общенациональной нет. Третье: военная культура из-за особенностей ратной профессии превращается в набор "странностей".

Простейшие доказательства. Если не учитывать своеобразия военной эстетики, то отдание чести, парадный шаг, строевые песни нелепы. Боевой приказ командира, без учета особых правовых отношений в армии, - не что иное, как абсолютное насилие над личностью подчиненного.

Еще более "специфична", опять-таки без учета специфики военного дела, главная функция вооруженных сил - физическое уничтожение противника (людей!). И если вооруженные силы существуют вне военной культуры, то они неотличимы от корпоративного убийцы. Равная опасность для участников вооруженной борьбы отличает бой от убийства. Хотя, между прочим, исходя из данного принципа, милитаристская акция НАТО в марте - мае 1999 г. против Югославии - не военная операция, а преступное нападение.

На сегодняшний день очевиден факт внекультурного существования вооруженных сил РФ, что, однако, не только огорчительно, но и вполне закономерно и естественно. Иначе быть не могло: Российская армия в основе своей отнюдь не является ни аналогом, ни наследницей, ни правопреемницей Советской армии. Родство между ними, несмотря на некоторую похожесть, - кажущееся, формальное. Если подходить строго, то ничего общего у РА и СА, кроме технической базы, нет ( и та неумолимо приходит в упадок).

СА была детищем государства, ее создавшего, и исчезла вместе ним. РА - продукт и инструмент другого общественного строя, государства. Образующие факторы этих двух армий - как минимум, различны, а многие противоположны. Даже такой категорический императив, как защита Отечества, и тот не совпадает территориально. Военная доктрина, потенциальные противники, система и методы политического и военного управления, режим жизнедеятельности, социальный статус военнослужащих и еще очень многое иное отличает РА от СА. Естественно, поэтому военная культура Советской армии оказалась непригодна для армии России. Культура, соответствующая параметрам РА, пока не сформировалась, и это тревожит, так как функционирование вооруженных сил вне полноценной военно-культурной среды не может быть устойчивым и надежным, а нравственным - тем более.

Следует отметить, однако, что российские реформы, революционные по масштабу и глубине преобразований, также лишены пока культурного обрамления. Для этого понадобятся годы и годы. Ничего раньше времени не появится, не утвердится, не превратится в образ жизни. Культура для такого массива, как народ, не вводится - взращивается.

Но... В "гражданской" жизни трудности и длительность культурного вызревания - терпимы, хотя и тяжелы. Армия без культурной основы - что это? Из всех вероятных определений выделим одно: дремлющий кошмар. Потенциальный кошмар чудовищной силы. Но потенциальный - для общества. И реальный - для тех, кто в данный момент служит в РА.

Каждый день средства массовой информации и личный опыт многих российских граждан подтверждают остроту проблемы культурной безоружности наших вооруженных сил. Но армия - объективно - во многом структура, так сказать, рукотворная, созданная по определенному замыслу, плану. То есть поддающаяся реформированию, перестройке. Значит, военную культуру надо не только взращивать естественным путем, но и разрабатывать, сознательно насаждать, целеустремленно и неуклонно прививать.

Осмелюсь все-таки порассуждать об одном компоненте военной культуры - о культурной основе профессионального сознания воина современной российской армии. Думаю, что это - историзм в самом широком смысле слова, причем более глубокий, более актуализированный, чем историзм общегражданский, побуждающий к определенному поведению, поступкам и действиям. Историзм, обращенный непосредственно к внутреннему миру каждого воина, возможно, даже весьма своеобразный - некритический, преимущественно положительный. Историзм пафосный: святость отношения к прошлому Отечества, прежде всего к страницам ратной летописи России.

А теперь обратимся к одной недавней радиопередаче... Ученый-историк рассуждает о проблеме Курильских островов, рассуждает сугубо научно и объективно: "Передача Курил Японии - факт совершенно незначительный с точки зрения экономической целесообразности сего дня, но дающий значительные политические и экономические выгоды в будущем. Курилы достались нам легко, как подарок за участие в войне против Японии на стороне нашего союзника во второй мировой войне - США..."

Думается, такой "объективизм", такая "научность" прямо противоречит сознанию, культурному миру военного человека. Потому что участие нашей страны в войне с Японией было делом отнюдь не виртуально-политическим: разгром японской Квантунской армии, немалые людские потери советских частей в боевых действиях, весомый вклад в принуждение Японии к капитуляции - вот в чем выразилось реальное участие нашей страны в той "легкой" войне. Для военного человека неприемлемы даже абстрактные рассуждения о возможности отдать кому-то пусть всего лишь клочок Отечества, вся земля которого свята и неприкосновенна. Кровь соотечественников, пролитая в войнах, не имеет для военного "подходящей" цены. Как бы она ни была велика сегодня, ее нельзя соизмерить с ценностью отданных ради интересов Родины солдатских жизней.

Но почему я отношу неприкосновенность территории страны к сфере военной культуры, а не к профессиональному долгу, не к политическим обязательствам военных перед своим государством? Дело в том, что для исполнения долга защитника Отечества человеку необходимы духовные силы, которые формируются в недрах сознания более глубоких, чем те, где складываются политические убеждения, фигуры логики и прочие сущности бытия (представления о должном, обязательном и т.д.).

Военная культура - это некий фильтр, не пропускающий в сознание воина объективизма, который вносит сомнения в восприятие родной земли как святыни, отсеивающий вирусы, убеждающие в порочности отечественной военной истории, микробы, утверждающие неидеальность героев прошлых войн. Разумеется, военная культура вовсе не отвергает объективное и беспристрастное исследование событий прошлых войн. Подобные труды не только не запретны, но и необходимы. Но это сфера специалистов, а не любителей-верхоглядов.

Работая над этой статьей, я, неожиданно для себя, столкнулся с вопросом: могут ли профессиональная армия, воин-профессионал овладеть всей полнотой и глубиной военной культуры? Ответа не предлагаю. Давайте подумаем вместе. Было бы очень уместно и своевременно провести серьезную дискуссию по проблемам военной культуры. "Независимое военное обозрение" - самое подходящее для нее издание.

...Люди с оружием - еще не армия. Армия - не просто сословие, умеющее профессионально сражаться на поле боя. Это нечто другое. Гораздо более сложное и достойное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
922
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3180
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4385
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6319

Другие новости