Целям укрепления стратегической стабильности в Европе был посвящен рабочий визит секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова во Францию и Польшу, который состоялся с 19 по 24 марта.
Франция
В общей сложности переговоры Сергея Иванова с представителями политического и военного руководства Франции на самом высоком уровне заняли свыше 20 часов. Среди обсуждавшихся тем - европейская и международная безопасность, проблемы ОБСЕ, ситуация в Чечне, борьба с терроризмом, военные аспекты европейской безопасности, отношения Россия-НАТО, создание европейской нестратегической ПРО, вопросы Калининградской области, Балканское и Ближневосточное урегулирование, отношения на пространстве СНГ, глобальные вызовы.
Как подчеркнул Сергей Иванов, официальный визит президента РФ Владимира Путина в Париж в октябре прошлого года консолидировал фундамент российско-французских отношений на длительную перспективу. Руководство РФ исходит из того, что отношения привилегированного партнерства с Францией восстановлены. Ключевым событием двусторонних отношений в 2001 г. станет официальный визит в Россию президента Франции, который состоится нынешним летом. Избран курс на реализацию наиболее крупных пилотных проектов в приоритетных областях сотрудничества, которые позволят продвинуть весь комплекс двусторонних отношений и деловых связей. Прежде всего это проекты в энергетике, авиационно-космической и телекоммуникационной сферах.
В ходе пребывания Сергея Иванова во Франции существенный прогресс достигнут по проблеме европейской нестратегической ПРО. Москва и Париж выразили готовность приступить к практическому анализу рисков и угроз стратегической стабильности. С этой целью будет создана специальная российско-французская экспертная группа. На первом этапе формирования европейской нестратегической ПРО Москва предлагает провести совместную оценку угрозы ракетных ударов по странам Европы. В перспективе же не исключается возможность создания европейских противоракетных мобильных сил быстрого реагирования. Москва также готова к выработке новых механизмов контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, в том числе на основе российской инициативы о глобальной системе контроля за таким нераспространением.
Вместе с тем, признавая потенциальную угрозу со стороны стран с нестабильными режимами, Россия не считает, что развертывание США национальной ПРО и слом Договора по ПРО 1972 г. являются оптимальным путем для парирования таких угроз. Использование подобных методов может взорвать всю стратегическую стабильность и "станет таким лекарством, от которого больной умрет". Выступая на пресс-конференции по итогам проведенных в Париже переговоров, Сергей Иванов заявил, что "российская позиция в отношении сохранения Договора по ПРО близка и иногда совпадает до полной идентичности с позицией Франции". Много общего у России по этому вопросу и с Германией. Более того, российскую позицию по вопросу НПРО разделяют 88 государств мира.
РОССИЯ-ОБСЕ-НАТО
Москва рассматривает ОБСЕ как уникальную в своем роде организацию, располагающую существенным потенциалом в деле формирования архитектуры европейской безопасности ХХI века. Она обладает такими тремя важными преимуществами, как универсальный географический состав участников, широкий спектр компетенции, включающий все измерения безопасности, а также демократичность принятия решений путем консенсуса. Вместе с тем в последние годы в работе ОБСЕ стали проявляться географические и функциональные дисбалансы, на которые Россия неоднократно обращала внимание своих партнеров. Сегодня деятельность ОБСЕ практически сводится к постсоветскому пространству и Балканам, хотя можно использовать потенциал этой организации для урегулирования кипрской или курдской проблем. Работа ОБСЕ ведется главным образом в рамках гуманитарной сферы, что идет в ущерб развития безопасности в военно-политическом и экономико-экологическом измерении. В итоге наблюдается деформация ОБСЕ, которая постепенно дрейфует от всеобъемлющего форума безопасности в сторону инструмента так называемой "демократизации европейской периферии". По мнению Сергея Иванова, надо провести специальную дискуссию о будущем этой организации. Россия уже внесла два документа в Вене - Повестку дня для ОБСЕ и российский взгляд на направление дискуссии по оптимизации работы постоянного совета и связанных с нею структур. Москва предлагает набор приоритетных тем для восстановления баланса в работе ОБСЕ: интеграционные процессы в Европе и их воздействие на европейскую безопасность, развитие военно-политического измерения ОБСЕ, борьба с международным терроризмом, проблематика нацменьшинств, повышение роли экономического измерения и др.
У Москвы нет возражений против возвращения в Чечню группы содействия (ГС) ОБСЕ. Она может выехать туда хоть завтра. По основным вопросам, связанным с возвращением группы, найдены развязки в соответствии с российскими законами. По мнению Иванова, проект меморандума о взаимопонимании по вопросам безопасности, предложенный МВД России, является оптимальным вариантом быстрого и надежного решения вопроса обеспечения безопасности группы. Теперь дело за ГС и действующим председателем ОБСЕ. Находясь в Москве, ГС смогла начать реализацию в Чечне целого ряда гуманитарных проектов. После возвращения в Чеченскую Республику эта работа приобретет новое качество. Однако Москва категорически против посреднической роли ОБСЕ в Чечне. Деятельность ГС должна ограничиваться чеченской территорией и по содержанию фокусироваться на задачах гуманитарной сферы.
"Мы внимательно следим за процессом формирования общей внешней политики и политики безопасности ЕС, а также ее оперативной составляющей - европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО)", - заявил Сергей Иванов. По его мнению, строительство ЕПБО должно вестись при уважении основополагающей роли СБ ООН, устава ООН и международного права. Залогом открытости и взаимного доверия может стать выход на согласование конкретных общих действий в интересах укрепления европейской безопасности, предотвращения и урегулирования кризисов.
Отношения России с НАТО Сергей Иванов считает неотъемлемым элементом европейской безопасности и международной стабильности. За прошедший год имел место определенный позитив по этапам установления контактов с альянсом. Расширен список тем, по которым ведется диалог. Вместе с тем развитие контактов с НАТО будет зависеть от способности Североатлантического альянса встроиться в систему общей и всеобъемлющей безопасности без разделительных линий. "Запретить расширение НАТО мы не можем, - сказал Иванов, - однако никто не может помешать нам принять меры, которые мы сочтем необходимыми для обеспечения своих интересов". Безоглядная экспансия НАТО приведет к образованию новых разделительных линий и опасности эрозии действующих режимов контроля над вооружениями в Европе.
Польша
Прибытие секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова с визитом в Польшу вызвало большой интерес и внимание со стороны как печатных, так и электронных СМИ. Накануне руководитель польского Бюро национальной безопасности Марек Сивец заявил информационному агентству ПАП, что приезд Сергея Иванова - "это прекрасная возможность обсудить вопросы, связанные международной безопасностью, являющиеся основной сферой моего партнера. Во-вторых, мы хотели бы поговорить о двусторонних отношениях сквозь призму философии контактов. И еще один вопрос - когда мы можем ожидать приезда президента Путина".
Во время пребывания секретаря СБ РФ в Варшаве обсуждались вопросы борьбы с терроризмом, организованной преступностью и нелегальной миграцией, двустороннее военно-техническое сотрудничество, строительство газопровода-перемычки через польскую территорию, расширение НАТО, европейская безопасность, а также ряд других проблем. Российская сторона также подняла проблему функционирования в Польше информационных центров чеченских сепаратистов, которые, как считают в Кремле, должны быть закрыты.
Москва готова оказать содействие в модернизации состоящих на вооружении польских ВВС истребителей МиГ-29, а также продолжить поставку Польше авиационной техники, адаптированной под натовские стандарты.
Тема шпионских скандалов, омрачивших российско-польские контакты в прошлом году, по обоюдной договоренности не затрагивалась. В то же время Сергей Иванов счел необходимым отреагировать на скандал вокруг российского дипломатического персонала в Соединенных Штатах, сделав ряд весьма жестких заявлений в адрес Вашингтона. "У России есть время на адекватную реакцию на действия новой американской администрации. Такого рода массовые высылки - это всегда политический скандал. РФ по своей инициативе никогда таких методов не использовала", - подчеркнул Иванов. Говоря об ответных мерах, он отметил: "Мы с большой легкостью можем найти форму более болезненную для США. У нас есть время хорошо подумать и выбрать из более чем тысячи американских дипломатов, которые работают в России, тех, которые представляют наибольшую ценность для американцев. Последние действия США свидетельствуют, что часть американской администрации не расстались со стереотипами холодной войны".
Париж-Варшава-Москва