Вряд ли можно считать секретом, что отношения России и США находятся на одной из самых нижних точек - если не на самой нижней - с конца холодной войны. Антиамериканизм, когда-то сосланный на периферию политического спектра, в последние несколько месяцев стал постоянным явлением в российских СМИ, отражающих преобладающую в политических кругах точку зрения, в то время как русофобия все больше проникает в американское понимание хода событий в России. Выступления в начале февраля на мюнхенской конференции по европейской политике безопасности секретаря российского Совета безопасности Сергея Иванова и министра обороны США Дональда Рамсфелда довольно точно показали недовольство обеих сторон.
Обе стороны, конечно, утверждают, что хотели бы улучшить отношения.
Улучшение отношений потребует понимания того, как меняется мир и как эти перемены влияют на Россию и США. В этом плане я бы предложил десять тезисов.
1. Сегодняшний мир не тот, что мы ожидали лишь десять лет назад, и США стали ведущей державой мира с неожиданно большим отрывом от остальных.
2. Холодная война закончена.
3. Конец холодной войны, геополитические сдвиги и глобализация изменили характер силы в международных отношениях не в пользу России.
Использование силы может оставаться последним средством, но ее относительная важность уменьшилась, так же как стало фактом, что гораздо меньше целей может быть достигнуто посредством захвата и удержания территории. А среди арсенала силы роль ядерного оружия радикально изменилась. Хотя обладание им продолжает придавать престижа, большие арсеналы мало на что годятся, кроме как на сдерживание других больших арсеналов или масштабных нападений с помощью обычных вооружений. В то же время небольшие количества вооружений могут оказаться бесценными - если не для государств как таковых, то для действующих лиц меньшего калибра, скажем, террористических организаций. Короче говоря, чем меньше, тем удобнее им пользоваться.
По мере того как роль силы уменьшалась, роль других факторов - технологий, финансов, торговли, культуры и т.д. - росла. В отсутствие реалистических сценариев начала войны между великими державами экономика стала главной ареной соревнования и экономические успехи - главным фактором, определяющим положение страны в мире. Вдобавок глобализация увеличила силу и радиус действия внегосударственных формирований и уменьшила возможности государств контролировать ход событий даже в его собственных границах.
К несчастью для России, ее положение в мире всегда исторически основывалось на военных успехах, а во времена холодной войны этот фактор подкреплялся ее идеологической притягательностью, причем последняя за это время исчезла. В экономическом смысле Россия всегда была бедной страной, и разрыв между ею и ведущими державами мира лишь увеличился за последнее десятилетие. Короче говоря, у России есть относительно мало того, что сегодня имеет наибольшее значение в мире, а ход событий в мире еще более разрушил ее еще более слабые государственные структуры.
4. Россия не находится и не может находиться в центре американской внешней политики.
В результате этих перемен у России больше нет центрального места в сфере американских интересов, которым она раньше обладала. Хотя она остается важной страной - по причине ее ядерных возможностей, расположения в центре Евразии, ее вето в Совете Безопасности и богатых ресурсов, - она должна бороться за внимание США вместе с другими ведущими странами и регионами, включая особенно Европу, Китай, Японию и Индию. Более того, важность России неодинакова в каждом конкретном случае. У нее, в частности, центральная роль в вопросах нераспространения, но ее влияние на мировую экономику минимально.
5. США - больше не консервативная держава.
Другими словами, не существует статус-кво, который надо было бы сохранять. Вызов для США, как главного получателя выгоды от драматических перемен в мире, в том, чтобы использовать этот период максимального взлета своей мощи так, чтобы канализировать перемены в русло формирования такого международного порядка, который сохранил бы в неприкосновенности ведущее место и процветание США. Это потребует пересмотра системы ООН - особенно Совета Безопасности; новых или реформированных институтов для управления глобальной экономикой; новых методов решения транснациональных проблем - преступности, экологических бедствий, эпидемий; и новой системы поддержания стратегической стабильности. Та договорная база, которая регулировала российско-американские ядерные отношения за последние 30 лет, устарела хотя бы лишь потому, что стратегическая стабильность - с неизбежным распространением оружия массового поражения - уже не только лишь двусторонняя проблема.
6. Россия - держава, смотрящая вспять.
Это верно в двух смыслах. Во-первых, остро сознавая свою слабость, Россия хочет оттянуть консолидацию новой международной системы до того момента, когда у нее будет большая способность участвовать в формировании этой системы. Она также старается замедлить перемены, которые еще больше подорвут ее статус в мире. Это - одна из причин ее твердой оппозиции любым формам национальной системы противоракетной обороны, неважно до какой степени ограниченной, и ее настойчивым попыткам сохранить существующую договорную систему. Ядерный паритет - последний остающийся атрибут ее статуса великой державы.
Во-вторых, российское руководство продолжает оперировать в рамках геополитического мышления XIX века или холодной войны, мышления по принципу "либо мы - либо они", настаивая, что Россия - важный геополитический полюс (даже если у самих российских руководителей есть глубокие сомнения на этот счет). Путин весь прошедший год старался создать сеть стратегических партнерств, способных подорвать ведущую роль Америки, или оторвать Европу от США.
7. Россия действует так, будто США смотрят на мир через призму отношений с Россией.
Российские элиты не восприняли еще ту реальность, что американская политика по большинству вопросов рассматривает Россию как фактор в лучшем случае второго ряда. Это верно даже в вопросах безопасности, там, где Россия для мира имеет наибольшее значение. Российские лидеры настаивают, что НПРО направлена именно против них. Реальность же такова, что США прежде всего озабочены государствами-изгоями: Северной Кореей, Ираном и Ираком, а случайные запуски с территории России (в результате распада российских систем управления и контроля) их беспокоят гораздо меньше. Расширение НАТО нацелено прежде всего на продвижение демократического развития в центральной и Восточной Европе, на укрепление безопасности и поддержание позиций США в Европе, оно не направлено против России.
8. Налицо громадная и растущая асимметрия между Россией и США в силе, богатстве, взглядах и воззрениях.
Такая асимметрия исключает отношения на равных, создает помехи в обмене информацией и подогревает подозрения.
9. США беспокоит не сила России, а ее слабость.
10. Улучшение американо-российских отношений требует подхода менее амбициозного и более практического, чем в прошлом десятилетии.
Первым шагом в улучшении отношений должно стать восстановление доверия, которое так сильно пострадало. А это требует более четкой повестки дня. США нужно принять во внимание уменьшившиеся возможности России, чтобы завязать отношения и избежать их замусоривания вторичными и третичными вопросами.
***
Я думаю, легко обнаружить, что многое из того, что я здесь сказал, отражает взгляды высокопоставленных членов администрации Буша. Я хотел бы добавить некоторые мысли о том, что это будет означать в практическом ведении дел.
Первое: администрация не будет обращаться с Россией как с особым случаем.
Второе: упор будет делаться на отношения безопасности, особенно нераспространение. Внутренняя трансформация России будет приоритетом второго ряда.
Третье: администрация будет склонна иметь дело с Россией как частью группы иных государств, поскольку есть совсем немного вопросов, которые администрация считает возможным решать исключительно или преимущественно один на один с Россией. ПРО, например, означает общение с группой государств, включая Европу, Россию, Южную Корею, Японию и Китай. Каспийские вопросы будут решаться с группой, которая включает Россию, Турцию, Иран и государства региона. По вопросу о расширении НАТО основным собеседником Вашингтона будет Европа, хотя Россия также будет частью проблемы.
Четвертое: администрация считает, что те вопросы, которые выглядят наиболее беспокояще, а именно, НПРО и расширение НАТО, по сути, предлагают шанс к улучшению отношений. В обоих случаях администрация хотела бы вовлечь русских в дискуссию о долгосрочных возможностях и угрозах. Здесь есть масса возможностей для сотрудничества - встретить вызовы нераспространения, выстроить противоракетную оборону, укрепить безопасность Европы. Но чтобы ожидания сбылись, Россия должна изменить свой подход. Это потребует для начала, чтобы Россия двинулась дальше позиции "нет, никогда" в вопросе о НПРО и неприятии расширения НАТО. НПРО и расширение НАТО произойдут, что бы Россия ни делала, и отвергать их, не глядя, не поможет улучшению отношений с Западом.
Более просвещенным подходом для Москвы было бы работать так, чтобы сформировать противоракетную оборону и расширение НАТО таким образом, чтобы продвинуть свои стратегические интересы так же, как интересы США и Европы. И есть некоторые весьма ободряющие признаки того, что Москва уже пришла к пониманию этого в вопросах о ПРО. Ее последние разговоры о совместной российско-европейской противоракетной обороне могут быть сигналом, что она готова к серьезным дискуссиям о природе угроз и способах предотвращения их.
В целом новая администрация хочет улучшить отношения с Россией. Удастся ли ей это, зависит, конечно, от того, готова ли Россия для серьезного разговора.