-Владимир Федорович, что делает Федеральное собрание для улучшения ситуации в сфере военного строительства?
- Армию долгие годы, особенно в первую половину 90-х годов, не реформировали, а бездумно сокращали, резали по живому. В частности, ликвидировали главкомат Сухопутных войск, а главные оборонные задачи в России - на суше. В настоящее время эта ошибка уже исправляется.
Солдаты были плохо обучены потому, что год за годом катастрофически не хватало денег на боеприпасы, горючее, боевую подготовку, не говоря уж о закупках техники и оружия. Это на совести тех, кто обрезал военный бюджет. Зато потом, в разгар чеченской кампании, пришлось услышать рекомендацию: "меньше стрелять на полигонах". Чтобы хватило боеприпасов для боя.
Чечня, Таджикистан, Абхазия, Косово еще раз доказали, что недопустимо расплачиваться жизнями солдат за нехватку денег на оборону, головотяпство, некомпетентность, ошибки.
- Как вы оцениваете законодательную базу обороны страны?
- Законодательное "сопровождение" пока явно отстает. Парадокс: давно приняты законы о госгранице, милиции, внутренних и железнодорожных войсках, органах федеральной правительственной связи и информации, ФСБ, а о главной военной силе государства - армии и флоте - закона нет.
На мой взгляд, нужен федеральный закон о войсках и силах Министерства обороны, об органах военного управления. У нас к Вооруженным силам относятся войска и структуры различных федеральных ведомств. Надо регламентировать отдельным законодательным актом формы и порядок их "соприкосновения", взаимодействия, при необходимости интеграции в единые группировки, как, например, в Чечне или при опасности вторжения агрессора, решении других боевых задач. И, естественно, планомерной, заблаговременной подготовки к таким действиям в мирное время.
Крайне актуальна разработка закона о главном государственном органе военного управления всеми войсками и силами - Генеральном штабе Вооруженных сил. В период глубоких структурных изменений в силовом блоке страны, сокращения его численности эффективность решения проблем координации - один из серьезнейших параметров состояния обороноспособности России.
С появлением новой военной доктрины, Концепции национальной безопасности и закона о ней, других правовых актов потребуется серьезный пересмотр Федерального закона "Об обороне", изменения и дополнения к нему, либо даже принятие нового закона целиком.
- А закон о военной реформе?
- Ввиду важности дела и горького опыта "пробуксовывания" самых хороших планов и решений считаю, что законодательно должны быть закреплены стратегические задачи реформирования военной организации государства на 10-15 лет в тесной увязке с задачами экономического развития России до 2010 г. Должны также разрабатываться, с дальнейшей конкретизацией задач, и утверждаться законодательно четырех-пятилетние планы развития всех составляющих военной мощи страны - Вооруженных сил в целом, их видов, других причастных к обороне силовых структур, ОПК, военной науки. Причем принимать надо законы не только о планах, но и о результатах их выполнения.
- Но все эти законы останутся на бумаге, если государство в оборонной сфере не решит самые острые и злободневные проблемы - социальные.
- Вы имеете в виду предстоящее изменение статуса военнослужащих? Проект изменений и дополнений в Закон "О статусе военнослужащих" - действительно качественный прорыв в этом направлении, серьезная победа думского комитета во главе с Андреем Николаевым. Военнослужащие, их права и гарантии, размеры денежного довольствия поднимаются на уровень федеральных государственных служащих. Эту депутатскую инициативу поддержал президент. В Совете Федерации задержки не будет. Поэтому уверен, что качественно новый, более эффективный правовой механизм социальной защиты военных, повышения оплаты их труда вступит в действие без помех.
Но это только начало. По-прежнему стоит ребром жилищная проблема, программа жилищных сертификатов при всей ее полезности не сняла остроты. В сложном состоянии военная медицина, тыл и снабжение, практически все социальные параметры воинского быта - городки, их инфраструктура, казармы, госпитали и многое другое. Куда ни кинь - горькие плоды многолетнего хронического недофинансирования армии, и даже приметы нищеты.
Если не принять решительных мер, эта социальная ситуация может еще более обостриться. У нас 350 тыс. бесквартирных военнослужащих. Еще 600 тыс. человек будет уволено в течение трех лет. Значительная часть из них покинет места службы, военные городки. Нужно уже сейчас, не медля, анализировать, просчитывать, скольким из них понадобятся квартиры. Нужны очень значительные деньги на переезды, чтобы их переселить в те районы, где захотят жить дальше. Нужны средства на переподготовку, обучение гражданским профессиям, трудоустройство.
Растет у нас и число участников боевых действий, вдов, сирот, инвалидов. Значит, должны расти и расходы государства на их лечение, реабилитацию, отдых, социальную помощь и защиту. Очевидно, часть вопросов сможет отрегулировать закон о статусе участников боевых действий, проект которого находится в работе Но вряд ли он решит все проблемы. Движение в этом направлении надо продолжать.