0
1244
Газета Армии Интернет-версия

18.05.2001 00:00:00

В обычной и ядерной войне

Тэги: опарин, дальняя, авиация

Из досье "НВО" Михаил Михайлович Опарин родился 12 сентября 1946 г. в г. Наро-Фоминске Московской области. В 1964 г. поступил в Тамбовское ВВАУЛ, после окончания которого проходил службу в частях Дальней авиации на должностях правого летчика - помощника командира корабля, командира корабля, командира отряда, заместителя командира эскадрильи. В 1978 г. окончил ВВА им. Ю. А. Гагарина, в 1988-м - Военную академию Генерального штаба. Был командиром авиационного полка, авиационной дивизии, заместителем командующего ВА ВГК, начальником штаба ВА ВГК. С 1992 по 1994 г. - командующий ВА ВГК, с 1994 г. - первый заместитель начальника Главного штаба ВВС, с ноября 1997 г. - командующий Дальней авиацией. Воинское звание - генерал-лейтенант. Заслуженный военный летчик РФ, имеет налет более 3000 часов. Кандидат военных наук.

-Михаил Михайлович, как можно оценить современное состояние Дальней авиации и перспективы ее развития? Как вы видите роль Дальней авиации в обеспечении военной безопасности РФ?

- Оценка современного состояния Дальней авиации (ДА), ее соответствие сложившейся военно-политической обстановке, состоянию и основным задачам Вооруженных сил нашей страны становится более очевидной и объективной, если она представляется в сравнении с ее предшествующим состоянием.

Роль Дальней авиации в обеспечении военной безопасности России определяется прежде всего ее оперативно-стратегическими свойствами, в основе которых заложена постоянно развивающаяся и совершенствующаяся материальная и техническая основа: дальние и стратегические самолеты и их разнообразное вооружение - обычное и ядерное, неуправляемое и высокоточное, и, безусловно, высочайшим профессионализмом личного состава ДА, особенно его основы - летного состава.

После распада СССР в 1991 году Военно-воздушные силы России получили в наследство от развалившихся советских ВВС 60% боевых самолетов и всего лишь 40% военных аэродромов. Большие потери понесла и ДА. Об этом говорит хотя бы и тот факт, что на территории Украины осталось 43 стратегических самолета (24 Ту-95МС и 19 Ту-160). Только через 9 лет, в 2000 году, в Россию с Украины было возвращено на основе договоренности руководства обеих стран восемь Ту-160 и три Ту-95МС.

На Украине остаются 32 стратегических самолета бывших ВВС СССР. Это, безусловно, значительно снизило оперативные возможности ДА, что отрицательно влияет на обеспечение военной безопасности РФ.

Негативное влияние на боевую мощь ДА оказывали в прошлом и оказывают в настоящем постоянные изменения ее организационной структуры. Они не только снижают уровень воздушной выучки экипажей дальних и стратегических самолетов, но и в определенной степени приводят к безвозвратным потерям опытного руководящего звена, особенно летных кадров. За последние 17 лет (с 1980 по 1997 год) оргструктура ДА изменялась трижды. В январе 1980 года, несмотря на очевидную возрастающую роль дальней авиации в обеспечении военной безопасности страны, в соответствии с приказом МО СССР было упразднено командование ДА, которое в течение 34 лет (1946-1980 гг.) постоянно совершенствовалось и было надежным органом управления авиационных стратегических ядерных сил (АСЯС).

Вместо командования ДА формируется командование 37-й Воздушной армии ВГК стратегического назначения (ВА ВГК СН) - оперативный орган управления АСЯС. Эта структура сохранялась 8 лет - до середины 1988 года, когда по решению военно-политического руководства страны был восстановлен статус командования ДА. Но через 9 лет, в 1997 году, в новых геополитических условиях произошли очередные изменения: командование Дальней авиации упраздняется, на его базе образуется командование 37-й ВА ВГК (СН). Ее основой становятся авиационные соединения (дивизии) и части (полки) дальних и стратегических бомбардировщиков, вооруженные самолетами Ту-22МЗ, Ту-160 и Ту-95МС.

- Как исторически развивалась Дальняя авиация?

- Вопреки многочисленным реформированиям орструктур ДА она по своей сущности, оперативно-стратегическим свойствам была, есть и остается Дальней авиацией, отчет рождения которой ведется от 23 декабря 1914 года - со дня создания первой в России и в мире эскадры тяжелых воздушных кораблей "Илья Муромец", командиром которой был генерал-майор Михаил Шидловский.

Развитые страны того времени, особенно США, многое заимствовали у России в вопросах строительства совершенно новой составной части военной авиации - стратегической авиации. Россия явилась первой страной в мире, эскадра тяжелых воздушных кораблей которой в феврале 1915 года получила боевое крещение в сражениях Первой мировой войны.

Соединенные Штаты Америки, их стратегическая авиация смогли это сделать только во Второй мировой войне, используя при этом идеи и дела российских ученых Николая Жуковского, Игоря Сикорского и многих других, работавших как в СССР, так и в США.

Боевой состав современной ДА в сравнении с ее составом до распада СССР сократился в несколько раз. Но ее оперативные возможности по выполнению основных задач в определенной мере возрастают за счет модернизации самолетного парка ДА, оснащения стратегических и дальних бомбардировщиков высокоточными крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) средней и большой дальности (2000-5000 км ) с обычной боевой частью (ОБЧ).

- А какова роль Дальней авиации в современных войнах?

- В целом роль ДА в современных войнах, как уже отмечалось, определяется ее основными оперативно-стратегическими свойствами. К ним относятся: универсальность, высокая мобильность, сочетаемая с межконтинентальной дальностью полета, многогранность объема выполняемых основных задач в обычной войне, способность эффективно применять все виды авиационного оружия - высокоточного и неуправляемого - на различных ТВД в любых метеоусловиях и в разное время суток и года, способность наносить мощные авиационные удары.

Универсальность ДА проявляется, во-первых, в ее способности наносить эффективные удары по стационарным и подвижным объектам противника на всю оперативно-стратегическую глубину расположения ВС агрессора с применением обычного и ядерного оружия как на континентальных, так и на океанских (морских) театрах военных действий.

Во-вторых, универсальность ДА, характеризуется многогранностью объема задач, возлагаемых на нее. Этим свойством Дальняя авиация приобретает новые качественные показатели по мере вооружения авиачастей высокоточным оружием, в особенности крылатыми ракетами класса "воздух-поверхность" ("воздух-корабль", "воздух-РЛС") большой дальности с обычными и ядерными зарядами.

Межконтинентальная дальность полета стратегических самолетов ДА в сочетании с возможностью их дозаправки топливом в воздухе и способностью выполнять полет на сверхзвуковой скорости (Ту-160) обеспечивают ДА высочайшую мобильность, которая недостижима ни для ракетных подводных лодок, ни для современных образцов МБР (типа "Тополь").

Эти оперативно-стратегические свойства ДА были весьма убедительно и наглядно продемонстрированы всему миру, в том числе военному руководству США и НАТО, на стратегических командно-штабных учениях Вооруженных сил России "Запад-99", когда отечественные стратегические бомбардировщики (ракетоносцы), выполнив взлет с авиабазы в Центральной России, вышли в северо-восточную Атлантику, обогнув Скандинавский полуостров. Они были встречены истребителями ПВО объединенных ВВС НАТО только на обратном маршруте полета.

За считанные часы стратегические бомбардировщики (ракетоносцы) при обеспечении самолетов-дозаправщиков (типа Ил-78) и современных истребителей (типа МиГ-31, Су-27) способны выйти в район Северного полюса, а также в другой район Северного полушария, и по сигналу Ставки Верховного главного командования применить высокоточные крылатые ракеты большой дальности по заданным объектам агрессора, не входя в его зоны ПВО.

В настоящее время клуб ядерных держав мира расширяется. Это повышает остроту проблемы ядерного сдерживания. Господствующим является мнение о том, что главную роль в решении вопросов национальной безопасности России играют стратегические ядерные силы (СЯС), их основа - РВСН. В соответствии с этим осуществляются финансирование и строительство (обновление) трех составляющих СЯС: РВСН, АСЯС (авиационные стратегические ядерные силы - ДА) и МСЯС (морские стратегические ядерные силы - ракетные подводные лодки).

В условиях неуклонного роста количества ядерных держав, а следовательно и увеличения вероятности возникновения ядерной войны, стремительного развития высокоточного оружия воздушного и морского базирования и непосредственной проверки его эффективности в обычных войнах последнего десятилетия XX века, возникла острая необходимость во всесторонней разработке теории и практики ядерного сдерживания в условиях ведения обычных войн различного масштаба; разработке критериев (показателей) ядерного сдерживания; оптимального сочетания политических и военных мер по ядерному сдерживанию; глубоком изучении и обобщении мировых "ядерных кризисов".

Сейчас и на обозримую перспективу в качестве стратегического средства сдерживания следует считать высокоточное оружие класса "воздух-поверхность" в обычном снаряжении, а именно КРМБ и КРВБ большой дальности.

Одним из вариантов реагирования российской стороны на это является вооружение Дальней авиации высокоточными крылатыми ракетами, имеющими не только большую дальность полета на предельно малых высотах, но и предельно минимальную эффективную отражающую поверхность, выражаемую в сотых единицах квадратного метра.

Подобными КРВБ Дальняя авиация способна наносить эффективные удары по важным объектам тыла потенциального агрессора, преодолевая как современную, так и перспективную ПРО.

В интересах упрочения национальной безопасности России в военной области необходимо развивать ДА как средство Верховного главного командования, непосредственно подчиненное главнокомандующему ВВС России, ускорить довооружение ДА высокоточными КРВБ большой дальности.

Важно подчеркнуть и то, что при реализации Договора СНВ-2 вклад ДА в операции СЯС, согласно расчетам, увеличивается почти в два раза: с 13% до 20-25%.

Все изложенное позволяет сделать следующий обобщающий вывод: стратегическое сдерживание от развязывания против России крупномасштабной обычной войны в современных условиях на ближайшие годы принадлежит не только стратегическим ядерным силам, но и высокоточным крылатым ракетам воздушного и морского базирования в обычном снаряжении большой дальности (2000-5000 км). Это требует выделения из государственного бюджета соответствующих средств на модернизацию ДА.

Дальняя авиация - стратегическое средство сдерживания от развязывания против России обычной, особенно обычной крупномасштабной, и ядерных войн. Она способна решать широкий круг оперативных, оперативно-стратегических и стратегических задач в глубоком тылу потенциального агрессора, на континентальных и океанских ТВД.

Массированное применение Дальней авиацией высокоточных КРВБ средней и большой дальности обеспечит избирательное и надежное поражение важнейших объектов военного, военно-экономического и экономического потенциалов агрессора, в том числе кораблей-носителей КРМБ, аэродромов базирования стратегических самолетов-носителей КРВБ, объектов энергосистем, пунктов государственного и высшего военного управления.

- Председатель комитета по обороне Госдумы Андрей Николаев в интервью "НВО" (# 5, 2001 г.) заявил, что "Дальней авиации надо несколько суток, чтобы быть готовой к выполнению поставленной задачи". Как вы могли бы прокомментировать это утверждение?

- Данное утверждение Андрея Николаева имеет принципиальное значение. Это, по сути, безапелляционная, однозначная оценка возможностей ДА - средства ВГК, авиационной компоненты СЯС - по срокам подготовки к выполнению поставленных задач, в числе которых первостепенными являются задачи в интересах обеспечения военной безопасности, что следует из Военной доктрины РФ.

Кроме этого в интервью Андрей Николаев приводит и такие характеристики ДА, как "Наша дальняя авиация не выполнит ту задачу, которую выполнят американцы" (по-видимому он имеет в виду стратегическую авиацию ВВС США), и что в случае ядерного конфликта Дальняя авиация тут же не полетит выполнять боевую задачу через Северный Ледовитый океан.

С такой оценкой согласиться нельзя. Дело в том, что уже более 50 лет в Дальней авиации проводится целенаправленная подготовка экипажей, подразделений и частей дальних и стратегических бомбардировщиков (ракетоносцев) к выполнению основных задач с применением обычного и ядерного оружия, в том числе и высокоточного, в установленное время (период времени).

Соединения (части) ДА как средства ВГК способны выполнять поставленные задачи не через несколько суток, как утверждает уважаемый председатель комитета по обороне Госдумы, а точно в установленный срок, который может изменяться только временем прохождения сигнала на применение Дальней авиацией оружия, в том числе ядерного. Это подтверждено опытом учений с объединениями ДА, проведенными в сентябре 1989 года, июне 1990 года, ноябре 1992 года, июне 1993 года, опытом СКШУ "Запад-99".

Наиболее убедительным подтверждением сказанному служит и такое историческое событие. Во взаимоотношениях между США и СССР был критический период, когда ядерное сдерживание осуществлялось не только поддержанием высокой боевой готовности МБР, выполнением боевого патрулирования атомных ракетных подводных лодок в океане, но и путем боевого дежурства в назначенных зонах (полетами по назначенным маршрутам) определенного числа стратегических самолетов США и самолетов ДА СССР с оружием на борту. Это было политическим решением глав обоих государств.

Боевое дежурство (патрулирование в воздухе) самолетов ДА продолжалось в течение 26 месяцев (с января 1985 года по апрель 1987 года). Об интенсивности полетов на боевое патрулирование свидетельствует то, что общий налет самолетов Ту-95М составил 1224 часа, самолетов-заправщиков - 755 часов. Экипажи стратегических самолетов Ту-95М находились в назначенных зонах по 16 и более часов.

В ходе этих действий проявились характерные черты ДА - высочайшая мобильность и возможность одновременно действовать как с обычным, так и с ядерным оружием.

- В последнее время самолетам Дальней авиации присваиваются персональные названия. С какой целью это делается?

- Соединения и части Дальней авиации базируются на территории 23 субъектов Российской Федерации. Это обстоятельство обусловливает необходимость осуществления тесного сотрудничества командования 37-й ВА ВГК (СН), а также руководящего состава авиасоединений и авиачастей с главами администраций, способствует развитию тесных, доброжелательных отношений, взаимопонимания и взаимопомощи между местным населением и личным составом частей ДА.

Важной частью такого сотрудничества в интересах развития и укрепления патриотизма среди населения, особенно молодежи, является присвоение стратегическим самолетам таких почетных наименований, как: "Смоленск", "Иркутск", "Рязань", "Саратов", "Благовещенск", "Тамбов" и другие.

Так, 5 мая 2000 года на авиабазе Энгельс приземлился стратегический бомбардировщик Ту-160 - первый самолет, полученный от промышленности за последние 5 лет. Ему присвоено почетное наименование "Александр Молодчий" - имя дважды Героя Советского Союза, боевой легенды Дальней авиации времен Великой Отечественной войны.

Все это способствует укреплению славных традиций Дальней авиации и благоприятствует развитию стремлений юношей стать летчиками, посвятить свою жизнь служению авиации России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вакцина "Спутник V" защищает от развития затяжной инфекции, а также от обострения заболеваний

Вакцина "Спутник V" защищает от развития затяжной инфекции, а также от обострения заболеваний

0
399

Памфилова: ЦИК регулярно фиксирует попытки взлома официального сайта комиссии

Галина Грачева

0
377
В мае из банков ушли 500 миллиардов рублей

В мае из банков ушли 500 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Россияне наращивают долги и забирают деньги

0
947
Памфилова напоминает о себе Беглову

Памфилова напоминает о себе Беглову

Иван Родин

"Наблюдатели Петербурга" зафиксировали ограничения прав граждан на старте выборов в Заксобрание

0
759

Другие новости

Загрузка...