0
1595
Газета Армии Интернет-версия

18.05.2001 00:00:00

В обычной и ядерной войне

Тэги: опарин, дальняя, авиация


-Михаил Михайлович, как можно оценить современное состояние Дальней авиации и перспективы ее развития? Как вы видите роль Дальней авиации в обеспечении военной безопасности РФ?

- Оценка современного состояния Дальней авиации (ДА), ее соответствие сложившейся военно-политической обстановке, состоянию и основным задачам Вооруженных сил нашей страны становится более очевидной и объективной, если она представляется в сравнении с ее предшествующим состоянием.

Роль Дальней авиации в обеспечении военной безопасности России определяется прежде всего ее оперативно-стратегическими свойствами, в основе которых заложена постоянно развивающаяся и совершенствующаяся материальная и техническая основа: дальние и стратегические самолеты и их разнообразное вооружение - обычное и ядерное, неуправляемое и высокоточное, и, безусловно, высочайшим профессионализмом личного состава ДА, особенно его основы - летного состава.

После распада СССР в 1991 году Военно-воздушные силы России получили в наследство от развалившихся советских ВВС 60% боевых самолетов и всего лишь 40% военных аэродромов. Большие потери понесла и ДА. Об этом говорит хотя бы и тот факт, что на территории Украины осталось 43 стратегических самолета (24 Ту-95МС и 19 Ту-160). Только через 9 лет, в 2000 году, в Россию с Украины было возвращено на основе договоренности руководства обеих стран восемь Ту-160 и три Ту-95МС.

На Украине остаются 32 стратегических самолета бывших ВВС СССР. Это, безусловно, значительно снизило оперативные возможности ДА, что отрицательно влияет на обеспечение военной безопасности РФ.

Негативное влияние на боевую мощь ДА оказывали в прошлом и оказывают в настоящем постоянные изменения ее организационной структуры. Они не только снижают уровень воздушной выучки экипажей дальних и стратегических самолетов, но и в определенной степени приводят к безвозвратным потерям опытного руководящего звена, особенно летных кадров. За последние 17 лет (с 1980 по 1997 год) оргструктура ДА изменялась трижды. В январе 1980 года, несмотря на очевидную возрастающую роль дальней авиации в обеспечении военной безопасности страны, в соответствии с приказом МО СССР было упразднено командование ДА, которое в течение 34 лет (1946-1980 гг.) постоянно совершенствовалось и было надежным органом управления авиационных стратегических ядерных сил (АСЯС).

Вместо командования ДА формируется командование 37-й Воздушной армии ВГК стратегического назначения (ВА ВГК СН) - оперативный орган управления АСЯС. Эта структура сохранялась 8 лет - до середины 1988 года, когда по решению военно-политического руководства страны был восстановлен статус командования ДА. Но через 9 лет, в 1997 году, в новых геополитических условиях произошли очередные изменения: командование Дальней авиации упраздняется, на его базе образуется командование 37-й ВА ВГК (СН). Ее основой становятся авиационные соединения (дивизии) и части (полки) дальних и стратегических бомбардировщиков, вооруженные самолетами Ту-22МЗ, Ту-160 и Ту-95МС.

- Как исторически развивалась Дальняя авиация?

- Вопреки многочисленным реформированиям орструктур ДА она по своей сущности, оперативно-стратегическим свойствам была, есть и остается Дальней авиацией, отчет рождения которой ведется от 23 декабря 1914 года - со дня создания первой в России и в мире эскадры тяжелых воздушных кораблей "Илья Муромец", командиром которой был генерал-майор Михаил Шидловский.

Развитые страны того времени, особенно США, многое заимствовали у России в вопросах строительства совершенно новой составной части военной авиации - стратегической авиации. Россия явилась первой страной в мире, эскадра тяжелых воздушных кораблей которой в феврале 1915 года получила боевое крещение в сражениях Первой мировой войны.

Соединенные Штаты Америки, их стратегическая авиация смогли это сделать только во Второй мировой войне, используя при этом идеи и дела российских ученых Николая Жуковского, Игоря Сикорского и многих других, работавших как в СССР, так и в США.

Боевой состав современной ДА в сравнении с ее составом до распада СССР сократился в несколько раз. Но ее оперативные возможности по выполнению основных задач в определенной мере возрастают за счет модернизации самолетного парка ДА, оснащения стратегических и дальних бомбардировщиков высокоточными крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) средней и большой дальности (2000-5000 км ) с обычной боевой частью (ОБЧ).

- А какова роль Дальней авиации в современных войнах?

- В целом роль ДА в современных войнах, как уже отмечалось, определяется ее основными оперативно-стратегическими свойствами. К ним относятся: универсальность, высокая мобильность, сочетаемая с межконтинентальной дальностью полета, многогранность объема выполняемых основных задач в обычной войне, способность эффективно применять все виды авиационного оружия - высокоточного и неуправляемого - на различных ТВД в любых метеоусловиях и в разное время суток и года, способность наносить мощные авиационные удары.

Универсальность ДА проявляется, во-первых, в ее способности наносить эффективные удары по стационарным и подвижным объектам противника на всю оперативно-стратегическую глубину расположения ВС агрессора с применением обычного и ядерного оружия как на континентальных, так и на океанских (морских) театрах военных действий.

Во-вторых, универсальность ДА, характеризуется многогранностью объема задач, возлагаемых на нее. Этим свойством Дальняя авиация приобретает новые качественные показатели по мере вооружения авиачастей высокоточным оружием, в особенности крылатыми ракетами класса "воздух-поверхность" ("воздух-корабль", "воздух-РЛС") большой дальности с обычными и ядерными зарядами.

Межконтинентальная дальность полета стратегических самолетов ДА в сочетании с возможностью их дозаправки топливом в воздухе и способностью выполнять полет на сверхзвуковой скорости (Ту-160) обеспечивают ДА высочайшую мобильность, которая недостижима ни для ракетных подводных лодок, ни для современных образцов МБР (типа "Тополь").

Эти оперативно-стратегические свойства ДА были весьма убедительно и наглядно продемонстрированы всему миру, в том числе военному руководству США и НАТО, на стратегических командно-штабных учениях Вооруженных сил России "Запад-99", когда отечественные стратегические бомбардировщики (ракетоносцы), выполнив взлет с авиабазы в Центральной России, вышли в северо-восточную Атлантику, обогнув Скандинавский полуостров. Они были встречены истребителями ПВО объединенных ВВС НАТО только на обратном маршруте полета.

За считанные часы стратегические бомбардировщики (ракетоносцы) при обеспечении самолетов-дозаправщиков (типа Ил-78) и современных истребителей (типа МиГ-31, Су-27) способны выйти в район Северного полюса, а также в другой район Северного полушария, и по сигналу Ставки Верховного главного командования применить высокоточные крылатые ракеты большой дальности по заданным объектам агрессора, не входя в его зоны ПВО.

В настоящее время клуб ядерных держав мира расширяется. Это повышает остроту проблемы ядерного сдерживания. Господствующим является мнение о том, что главную роль в решении вопросов национальной безопасности России играют стратегические ядерные силы (СЯС), их основа - РВСН. В соответствии с этим осуществляются финансирование и строительство (обновление) трех составляющих СЯС: РВСН, АСЯС (авиационные стратегические ядерные силы - ДА) и МСЯС (морские стратегические ядерные силы - ракетные подводные лодки).

В условиях неуклонного роста количества ядерных держав, а следовательно и увеличения вероятности возникновения ядерной войны, стремительного развития высокоточного оружия воздушного и морского базирования и непосредственной проверки его эффективности в обычных войнах последнего десятилетия XX века, возникла острая необходимость во всесторонней разработке теории и практики ядерного сдерживания в условиях ведения обычных войн различного масштаба; разработке критериев (показателей) ядерного сдерживания; оптимального сочетания политических и военных мер по ядерному сдерживанию; глубоком изучении и обобщении мировых "ядерных кризисов".

Сейчас и на обозримую перспективу в качестве стратегического средства сдерживания следует считать высокоточное оружие класса "воздух-поверхность" в обычном снаряжении, а именно КРМБ и КРВБ большой дальности.

Одним из вариантов реагирования российской стороны на это является вооружение Дальней авиации высокоточными крылатыми ракетами, имеющими не только большую дальность полета на предельно малых высотах, но и предельно минимальную эффективную отражающую поверхность, выражаемую в сотых единицах квадратного метра.

Подобными КРВБ Дальняя авиация способна наносить эффективные удары по важным объектам тыла потенциального агрессора, преодолевая как современную, так и перспективную ПРО.

В интересах упрочения национальной безопасности России в военной области необходимо развивать ДА как средство Верховного главного командования, непосредственно подчиненное главнокомандующему ВВС России, ускорить довооружение ДА высокоточными КРВБ большой дальности.

Важно подчеркнуть и то, что при реализации Договора СНВ-2 вклад ДА в операции СЯС, согласно расчетам, увеличивается почти в два раза: с 13% до 20-25%.

Все изложенное позволяет сделать следующий обобщающий вывод: стратегическое сдерживание от развязывания против России крупномасштабной обычной войны в современных условиях на ближайшие годы принадлежит не только стратегическим ядерным силам, но и высокоточным крылатым ракетам воздушного и морского базирования в обычном снаряжении большой дальности (2000-5000 км). Это требует выделения из государственного бюджета соответствующих средств на модернизацию ДА.

Дальняя авиация - стратегическое средство сдерживания от развязывания против России обычной, особенно обычной крупномасштабной, и ядерных войн. Она способна решать широкий круг оперативных, оперативно-стратегических и стратегических задач в глубоком тылу потенциального агрессора, на континентальных и океанских ТВД.

Массированное применение Дальней авиацией высокоточных КРВБ средней и большой дальности обеспечит избирательное и надежное поражение важнейших объектов военного, военно-экономического и экономического потенциалов агрессора, в том числе кораблей-носителей КРМБ, аэродромов базирования стратегических самолетов-носителей КРВБ, объектов энергосистем, пунктов государственного и высшего военного управления.

- Председатель комитета по обороне Госдумы Андрей Николаев в интервью "НВО" (# 5, 2001 г.) заявил, что "Дальней авиации надо несколько суток, чтобы быть готовой к выполнению поставленной задачи". Как вы могли бы прокомментировать это утверждение?

- Данное утверждение Андрея Николаева имеет принципиальное значение. Это, по сути, безапелляционная, однозначная оценка возможностей ДА - средства ВГК, авиационной компоненты СЯС - по срокам подготовки к выполнению поставленных задач, в числе которых первостепенными являются задачи в интересах обеспечения военной безопасности, что следует из Военной доктрины РФ.

Кроме этого в интервью Андрей Николаев приводит и такие характеристики ДА, как "Наша дальняя авиация не выполнит ту задачу, которую выполнят американцы" (по-видимому он имеет в виду стратегическую авиацию ВВС США), и что в случае ядерного конфликта Дальняя авиация тут же не полетит выполнять боевую задачу через Северный Ледовитый океан.

С такой оценкой согласиться нельзя. Дело в том, что уже более 50 лет в Дальней авиации проводится целенаправленная подготовка экипажей, подразделений и частей дальних и стратегических бомбардировщиков (ракетоносцев) к выполнению основных задач с применением обычного и ядерного оружия, в том числе и высокоточного, в установленное время (период времени).

Соединения (части) ДА как средства ВГК способны выполнять поставленные задачи не через несколько суток, как утверждает уважаемый председатель комитета по обороне Госдумы, а точно в установленный срок, который может изменяться только временем прохождения сигнала на применение Дальней авиацией оружия, в том числе ядерного. Это подтверждено опытом учений с объединениями ДА, проведенными в сентябре 1989 года, июне 1990 года, ноябре 1992 года, июне 1993 года, опытом СКШУ "Запад-99".

Наиболее убедительным подтверждением сказанному служит и такое историческое событие. Во взаимоотношениях между США и СССР был критический период, когда ядерное сдерживание осуществлялось не только поддержанием высокой боевой готовности МБР, выполнением боевого патрулирования атомных ракетных подводных лодок в океане, но и путем боевого дежурства в назначенных зонах (полетами по назначенным маршрутам) определенного числа стратегических самолетов США и самолетов ДА СССР с оружием на борту. Это было политическим решением глав обоих государств.

Боевое дежурство (патрулирование в воздухе) самолетов ДА продолжалось в течение 26 месяцев (с января 1985 года по апрель 1987 года). Об интенсивности полетов на боевое патрулирование свидетельствует то, что общий налет самолетов Ту-95М составил 1224 часа, самолетов-заправщиков - 755 часов. Экипажи стратегических самолетов Ту-95М находились в назначенных зонах по 16 и более часов.

В ходе этих действий проявились характерные черты ДА - высочайшая мобильность и возможность одновременно действовать как с обычным, так и с ядерным оружием.

- В последнее время самолетам Дальней авиации присваиваются персональные названия. С какой целью это делается?

- Соединения и части Дальней авиации базируются на территории 23 субъектов Российской Федерации. Это обстоятельство обусловливает необходимость осуществления тесного сотрудничества командования 37-й ВА ВГК (СН), а также руководящего состава авиасоединений и авиачастей с главами администраций, способствует развитию тесных, доброжелательных отношений, взаимопонимания и взаимопомощи между местным населением и личным составом частей ДА.

Важной частью такого сотрудничества в интересах развития и укрепления патриотизма среди населения, особенно молодежи, является присвоение стратегическим самолетам таких почетных наименований, как: "Смоленск", "Иркутск", "Рязань", "Саратов", "Благовещенск", "Тамбов" и другие.

Так, 5 мая 2000 года на авиабазе Энгельс приземлился стратегический бомбардировщик Ту-160 - первый самолет, полученный от промышленности за последние 5 лет. Ему присвоено почетное наименование "Александр Молодчий" - имя дважды Героя Советского Союза, боевой легенды Дальней авиации времен Великой Отечественной войны.

Все это способствует укреплению славных традиций Дальней авиации и благоприятствует развитию стремлений юношей стать летчиками, посвятить свою жизнь служению авиации России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иркутский бизнес ищет применение промотходам

Иркутский бизнес ищет применение промотходам

Владимир Полканов

Наращивание переработки промышленных отходов с содержанием золы в регионе станет большим шагом к построению экономики замкнутого цикла

0
584
Армения и Азербайджан из-за "Цезаря" поспорили о войне и мире

Армения и Азербайджан из-за "Цезаря" поспорили о войне и мире

Артур Аваков

Новость о закупках гаубиц осложняет диалог Баку и Еревана

0
1224
Аудиторы обнаружили недостачу фонарей, дорожных знаков и зелени

Аудиторы обнаружили недостачу фонарей, дорожных знаков и зелени

Анастасия Башкатова

Городская среда по всей стране благоустраивается в целом успешно

0
1728
На довыборы в Госдуму партии решили не торопиться

На довыборы в Госдуму партии решили не торопиться

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В двух округах ожидается блиц, еще в одном – демонстрация консенсуса

0
1597

Другие новости