0
1009
Газета Армии Интернет-версия

14.09.2001 00:00:00

Балтфлот обречен на выживание

Валерий Громак

Об авторе: Валерий Иванович Громак - капитан 1 ранга

Тэги: Громак, балтфлот, выживание


Пожалуй, ни один флот Отечества нашего, а то и мира, не имеет столь яркой биографии, как Балтийский, - старейший российский флот-воин, флот-труженик. Его корабли окно в Европу распахнули; посланцы Балтики утверждали российский флаг в Средиземноморье; балтийцы гибли во имя России в Цусиме; и с них же начинались флоты на Черном море, на Севере и на Тихом океане.

Но не возраст, экономический недуг государства гнетет Балтфлот сегодня. Геополитическое переустройство мира перемалывает в прах все, что без малого триста лет создавалось Петром Великим и его последователями. Ведь от некогда фактически всего восточного побережья Балтики у России в новых политико-географических реальностях остались клочок суши Калининградской области да "лужа" Финского залива. А новые хозяева портов от Клайпеды до Таллина "играют" теперь против России. Впрочем, обо всем по порядку.

КТО ЕСТЬ КТО НА МОРЕ

К мелководной Балтике (суммарный объем ее воды примерно равен запасам Байкала) привязаны интересы не только девяти государств, выходящих на ее берега. Но именно эта "девятка" определяет сегодня будущее региона. Правда, каждая из стран имеет далеко не равную с другими "силу" голоса. Если раньше Советский Союз со своими партнерами по ОВД Польшей и ГДР могли поддерживать примерный баланс интересов, то ныне интересы России на уровне пятой (а то и ниже) позиции.

И дело не только в более высокой степени экономического развития Германии, Швеции, Финляндии, Дании, ориентации на них прибалтийских государств. В совокупности военно-морские силы этих стран перетягивают чашу весов не в пользу российского Балтийского флота, а значит, к экономическому фактору присовокупляется и военно-политический. Появляется, так сказать, искушение силового диктата. И хотя в странах Балтийского региона ведется речь о том, чтобы не искать противника, а объединять усилия для решения общих проблем (в первую очередь, экологических, спасения на море), интересы партнеров складываются с учетом их защищенности силовыми структурами на море.

Более того, за разговорами о разумном балансе флотов скрывается и явное наращивание военно-морских сил.

Флот объединенной Германии - тому подтверждение. Он вроде бы и сокращается, и от военно-морского имущества ГДР избавляется, но слабее не становится, переход количества в качество выдерживается строго. Особенно в совершенствовании и без того трудно обнаруживаемых даже на балтийском мелководье подводных лодок, которых сегодня у Германии 14. Кроме этого в строю 2 эсминца, 12 фрегатов, 30 ракетных катеров и еще 113 других единиц. Что касается выучки немецких моряков, то она достаточно профессиональная. Несколько лет назад я побывал на борту эсминца "Лютенс", выходил в море на одном из ракетных катеров и судить об этом могу с полным основанием. В боевом строю у немцев также 74 самолета типа "Торнадо", "Атлантик", ДО - 228, 44 вертолета "Си Линкс" и "Си Кинг".

Вполне оснащенный и совершенствующийся флот имеет Швеция, кстати, мало соответствующий принципам объявленного нейтралитета. Судите сами, в ВМС Швеции сегодня служит 9200 человек. Флот располагает 9 подводными лодками, 6 корветами, 14 ракетными катерами и еще 27 единицами кораблей. Добавьте сюда еще 25 летательных аппаратов.

Более чем сорокалетний поиск советских, затем российских подлодок в шведских фиордах, поддерживающий миф о российской военной угрозе, оправдывает постоянное обновление этих сил. Запирающая же выходы из Балтики в Северное море Дания и без подобных оправданий планомерно совершенствует свои ВМС.

Ни в какое сравнение с этими флотами, конечно же, пока не идут военно-морские силы прибалтийских республик. Уверенно гарантируют безопасность своих морских границ, охрану судоходства и рыболовной зоны финские ВМС.

В связи с вступлением Польши в НАТО, эта страна, бывший союзник СССР, получила искусственное впрыскивание от НАТО. Сегодня в ВМС Польши служит 16860 человек. Авиация насчитывает 57 советских МиГов, свыше 50 вертолетов и около трех десятков транспортных и других самолетов.

ЦЕНА - В ПОЛУШКУ,

ДА В РУБЛЬ - ПЕРЕВОЗ

Октябрь семнадцатого года запер балтийцев в Кронштадте, лишив значительной части кораблей и практически всех доминирующих позиций на Балтике, в том числе военно-морских баз, построенных на российские средства в Финляндии, Латвии. Эстонии. История повторилась, и усовершенствованные за счет налогоплательщиков всего бывшего Союза военно-морские базы и пункты базирования Балтийского флота в трех, ставших суверенными, государствах вновь оказались за пределами России.

До распада СССР Балтфлот по численности боевых кораблей был в три раза больше, чем сегодня. Втрое уменьшилось на флоте и число моряков. Только офицеров и мичманов было уволено в запас свыше 17 тыс. человек.

За последние десять лет флот потерял 80% основных пунктов базирования, 12 из 16 пунктов рассредоточения, а утраты причального фронта - ровно 61%. Было потеряно 30% аэродромов, на которых находилась четвертая часть авиации флота. Потеряны и более 75% судоремонтных мощностей.

Подобно соломинке, переброшенной через ручей, флот "соединил" два "берега", опираясь своими базами на Балтийск и Кронштадт. Видимость "переправы" есть, а попробуй ступи на соломинку... Контролируя прежде одну треть (вместе со странами Варшавского договора) Балтийского моря, сегодня флот едва успевает озирать пятнадцатую часть морских "угодий".

В силу сложившихся обстоятельств Балтийск остался единственной военно-морской базой на южной Балтике, и практически весь корабельный состав флота сосредоточен здесь, отрезанный двумя границами от материковой России. И то, что за морем ценою в полушку, в Калининградской области из-за таможенных пошлин становится недоступно. Сборы и пошлины за ту же краску для кораблей флота, доставляемую из России, превышают порой саму цену этой краски.

Невероятно, но факт: в головном, можно сказать, соединении флота, на котором держится вся боеготовность, больше половины военнослужащих живут за чертой бедности. Не лучше обстоит дело и с жильем. В Прибалтике, в местах прежнего базирования, оставлено тридцать тысяч квартир. На 2001 г. флоту выделено средств столько, что хватит на постройку чуть более 200 квартир. При нынешних темпах финансирования жилищная проблема на Балтике будет решаться не один десяток лет.

Что до подводных лодок, то они сегодня, как это случилось в ходе Великой Отечественной войны, оказались запертыми в Финском заливе. В 1990 г. здесь было почти сто подводных лодок. В том числе ракетные типа "Гольф - 2". Сегодня в Ленинградской области базируется 6 подводных лодок. В море выйти могут, к сожалению, не все.

Общая численность флота - 33200 человек, в том числе 25 тыс. человек служат в Калининградской области. К 2003 г. флот должен быть сокращен еще на 8200 человек.

На пороге XXI века

Десять лет, на протяжении которых был значительно сокращен старейший флот России, что позволило НАТО господствовать на Балтике, у руля флота стоял адмирал Владимир Егоров, ныне губернатор Калининградской области. Во время избирательной кампании в различных средствах массовой информации, в устных выступлениях каких только обвинений (заслуженных и незаслуженных) не выслушал он в свой адрес. Кто прав, а кто нет рассудит история. Но и то надо признать: адмирал Егоров выполнял приказ

За годы своей почти 300 летней службы Балтфлот не раз попадал в сложнейшие ситуации. Но каждый раз возрождался. В XXI в. Балтийский флот вошел как новое территориальное объединение Вооруженных сил, включающее в себя сбалансированное по родам, классам и подклассам корабельные силы, морскую авиацию, силы и средства ПВО, сухопутные и береговые войска. "Балтийский флот сегодня, - говорит командующий флотом вице-адмирал Владимир Валуев, - представляет собой грозную боевую силу, способную за себя постоять"

Сегодня в составе Балтфлота 100 кораблей различных классов. Основа ударной мощи - эскадренные миноносцы, сторожевые и ракетные корабли, вооруженные новейшими комплексами высокоточного артиллерийского, ракетного и торпедного оружия, современными средствами противовоздушной обороны. Более 70% кораблей не старше 15 лет. Современен парк боевых самолетов и вертолетов морской авиации флота. В составе морской авиации флота более 180 боевых и транспортных самолетов и вертолетов. Калининградский район противовоздушной обороны имеет на своем вооружении мобильные зенитно-ракетные комплексы 300ПС, истребители перехватчики СУ-27. Сухопутные и береговые войска флота насчитывают до 850 танков, 550 ракетных систем залпового огня, 350 единиц артиллерийских систем.

В минувшем году Балтийскому флоту, одному из всех четырех флотов, удалось в полном объеме отработать все элементы боевой подготовки, завоевать семь призов главнокомандующего ВМФ. Чувство ответственности, базовая подготовка, высокий профессиональный уровень старшего командирского звена позволили Балтфлоту выполнить все намеченное сполна.

Несколько десятков зарубежных военных инспекций, работавших на Балтийском флоте в последние годы, отмечают его оборонительную направленность. Не претерпели изменений в современной обстановке и повседневные задачи флота. Они заключаются в наблюдении за деятельностью военно-морских сил и войск иностранных государств в Балтийском море и в прибрежных районах в интересах своевременного предотвращения и ликвидации, в том числе и под эгидой ООН, вооруженных конфликтов; в охране государственной границы в воздухе и подводной среде; содействии соединениям и частям пограничных войск в охране государственной границы на море и суше.

В мирное время Балтийский флот помимо решения прямых военных задач исполняет сегодня не менее ответственные и сложные функции, связанные со спасением на море, борьбой с минной опасностью, ликвидацией взрывоопасных предметов, с участием в миротворческих акциях. Правда, из-за финансовых трудностей корабли флота вынуждены все больше и больше времени простаивать у причала. Все грустнее воспринимаются офицерами знаменитые слова адмирала Степана Макарова: "В море - значит дома". Все больше на флоте матросов, которые море видят лишь с берега.

Возрождения славного Балтийского флота ждут моряки, отделенные от России чужими границами. Ждут их семьи. Ждут все, кто продолжает служить Отечеству.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
328
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
326
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
456
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
321

Другие новости