Подробности
С 13 по 16 ноября 2001 г. в Москве на территории Футбольно-легкоатлетического комплекса ЦСКА проводилась первая всероссийская специализированная выставка "Российские производители и снабжение Вооруженных сил". Главной ее целью было определено развитие взаимовыгодного сотрудничества и делового партнерства между отечественными производителями и тыловыми службами силовых структур. В первую очередь она сыграла важную роль в привлечении внимания отечественных производителей к проблемам снабжения Вооруженных сил. На площади свыше 3100 кв. м были представлены экспозиции более 300 предприятий и фирм, готовых поставлять продукцию для Тыла ВС РФ. Среди них - производители предметов и технических средств по номенклатуре многих служб обеспечения Вооруженных сил, в том числе вещевой, продовольственной, медицинской, автомобильно-дорожной и службы горючего.
В Тылу "вращаются" большие деньги. С незначительным округлением расходы на продовольственное обеспечение войск и сил составляют около 30 млрд. руб., вещевое - 10 млрд. руб., обеспечение горючим и смазочными материалами - 30 млрд. руб., медицинским имуществом - 5 млрд. руб. Естественно, государству и руководству Вооруженных сил небезразлично, каким образом будут расходоваться эти весьма значительные средства.
Тыл Вооруженных сил в ближайшей перспективе намерен добиться такого положения дел, чтобы снабжением войск занимались только товаропроизводители, а не посреднические структуры. Количество последних начиная с апреля 1997 г., когда был подписан указ президента России о проведении первых конкурсных торгов, неуклонно уменьшается. В частности, сегодня по линии Центрального вещевого управления снабжением войск занимаются уже 87% непосредственно товаропроизводителей. Несколько хуже дело обстоит по Центральному продовольственному управлению. Показатель товаропроизводителей сегодня там на 20% ниже. В целях сокращения количества посреднических структур Тыл ВС работает над тем, чтобы установить тесные, прямые и долгосрочные контакты с отечественными товаропроизводителями. С теми, кто выходит на выставки и торги, не боится представить свой товар, душой радеет за собственное дело и демонстрирует свои реальные реквизиты, представители тыловых структур готовы к контактам и переговорам.
Не вполне добросовестные предприниматели, купившие товар на стороне и готовые его продать дешевле, чтобы сбить цену, интереса не представляют. В Тылу, кстати, заведен "черный" список фирм и компаний, ранее замеченных в неблаговидных деяниях и не выполняющих своих договорных обязательств. Естественно, в таких случаях не обходится без судебных разбирательств. В этих целях в центральных структурах и на местах существенно усилены юридические службы.
На первых этапах вхождения Тыла в рынок бывало всякое. Например, некая фирма выходит на конкурсные торги с небывало низкими ценами. Естественно, она выигрывает тендер, затем проводит поставку одной партии и заявляет: в связи с ростом инфляции по этой цене поставлять продукт более нет возможности, просим пересмотреть цены. Чтобы избежать подобных коллизий, теперь договоры, в частности, на поставку продовольствия заключаются каждый квартал. В течение этого периода цены на поставляемые товары уже не пересматриваются. В Тылу придерживаются следующей точки зрения: если фирма выиграла торги, то она должна поставлять продукцию по ранее согласованной цене. Если же после тендера у нее возникает желание пересмотреть цены в сторону увеличения, то тогда не обойтись без штрафных санкций и судебных разбирательств. В этом случае, полагают в Тылу, каждый пойдет на торги с реальной ценой.
По-прежнему с целью снижения транспортных расходов в Тылу ВС намерены руководствоваться территориальным принципом снабжения. Следует учесть, что 75% всех поставщиков расположены сегодня в европейской части России, а за Уральским хребтом находится весьма незначительная часть товаропроизводителей. Если рассмотреть ситуацию, например, по Центральному вещевому управлению, то несколько фирм, контактирующих с этим ведомством, находятся в Омске, Барнауле, Новосибирске и одна небольшая швейная фабрика в Еврейской автономной области. Легко можно представить, какими в таких условиях могут оказаться транспортные издержки. Приоритет по-прежнему будет отдаваться тем поставщикам, продукция которых будет доставлена потребителям с минимальными затратами.
Правительство России достаточно быстро реагирует на мотивированные предложения Тыла ВС и оперативно вносит изменения в соответствующие нормативные документы. В частности, ранее ставился вопрос о том, чтобы методом запроса котировок закупать скоропортящиеся виды продовольствия на местах. То есть непосредственно у товаропроизводителя спрашиваются и уточняются цены на продукты и выбираются оптимальные варианты. Данный вопрос был решен, и постановлением правительства в этом году вместо проведения торгов Тылу разрешено хлеб, молоко, яйца, картофель, некоторые другие виды овощей и продуктов закупать непосредственно в тех регионах, где дислоцированы воинские части.
Однако неоднократно ставился и продолжает ставиться вопрос об авансировании Вооруженными силами сельскохозяйственных предприятий, не относящихся к армии. И Тыл ВС в принципе готов их авансировать. Однако вначале надо разобраться, кто гарантирует поставки. Вполне возможна ситуация, при которой выделение кредитов происходило бы под ответственность руководителей субъектов Федерации. Если без этого заключить договор с сельхозпредприятиями и предоставить им кредиты, то весьма велики шансы, что осенью руководители агрофирм заявят: извините, у нас неурожай. Кто в этом случае будет восполнять тыловым структурам и в целом Вооруженным силам затраченные средства?
Если бы губернатор региона мог дать Тылу ВС гарантийное письмо, то в этом случае не было бы проблем. Однако руководители субъектов Федерации сегодня сетуют, что у них на это нет средств. При подобном раскладе - если даже губернатор не может дать гарантий за свое сельхозпредприятие, то Министерство обороны ручаться за него тем более, естественно, не может.
Многие аграрии в Государственной Думе сейчас изо всех сил "протаскивают" проект закона, который бы предусматривал передачу бюджетных назначений силовых структур на продовольствие во вновь создаваемый продовольственный банк, который бы и финансировал сельхозпредприятия страны. Этот разговор ведется уже не первый год. Тыл в целом не возражает даже и против такого решения этой проблемы. Однако нюанс заключается в том, что пока никто не хочет брать на себя ответственность на случай различного рода непредвиденных обстоятельств - неурожая, пожара, наводнения, дефолта и прочих гипотетических, но вполне возможных неприятностей. Кто в этом случае гарантирует возмещение затраченных средств и поставку продовольствия? Ни Центробанк, ни Минфин такую ответственность на себя возложить явно не торопятся. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой и виновных не будет, но не будет и продовольствия. В Вооруженных силах России, к слову говоря, есть 83 сельхозпредприятия, и в прошлом году они были проавансированы в размере 263 млн. руб. Однако они непосредственно подчинены Тылу ВС и с ними всегда найдут способ, как рассчитаться в случае неурожая или стихийного бедствия.
Проблем в обеспечении войск на сегодня более чем достаточно. Однако, подчеркнем, вопросы продовольственного обеспечения личного состава в целом по Вооруженным силам на сегодняшний день решены. Если где-то есть неурядицы и проблемы, то это скорее можно отнести к разгильдяйству и нераспорядительности должностных лиц на местах, чем к порокам системы в целом. По этой службе ближайшие перспективы не внушают опасений.
Несколько сложнее обстоит вопрос с вещевым обеспечением Вооруженных сил. Многим самым простым выходом из сложившейся ситуации видится отказ на неопределенное время от парадной формы одежды. Однако Центральное вещевое управление не намерено это делать. Безусловно, тех средств, которые выделяются сегодня на вещевое обеспечение, недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности войск. Парадную форму одежды будут пока иметь только солдаты срочной службы роты Почетного караула, из офицерского состава - выпускники училищ и военных академий.
Естественно, результатом работы выставки не могло быть решение всех накопившихся проблем одним махом. Она не ознаменовалась заключением каких-либо масштабных контрактов, да и это на выставках подобного рода пока юридически не закреплено. Было принято решение в конкурсную документацию всех генеральных заказчиков внести положение о том, что участники этой выставки пользуются преимуществами в сравнении с другими поставщиками Вооруженных сил. С руководителями тыловых структур других силовых ведомств достигнуто понимание, что по результатам выставки и работы с поставщиками целесообразно подготовить общий доклад в правительство, в котором будут отражены предложения по улучшению совместной работы. Без всякого преувеличения выставку следует рассматривать как очередной шаг в совершенствовании снабжения Вооруженных сил в современных условиях развития экономического комплекса страны.