Права человека
УДРУЧАЕТ тот правовой, социальный и нравственный беспредел, который творится в России в отношении к ее вооруженным защитникам. И конца ему не видно. Для подтверждения сказанного обратимся к Конституции РФ, к федеральным законам и подзаконным актам и посмотрим сквозь их призму на реалии жизни.
ОГРАНИЧЕНИЕ В ПРАВАХ
Человек, его права и свободы по нашей Конституции являются высшей ценностью. Высшей! Права и свободы неотчуждаемы от российского гражданина и принадлежат ему от рождения. Он обладает на территории России всеми правами и свободами и исполняет равные обязанности, предусмотренные опять-таки Конституцией РФ (статья 6). Согласно ей же у нас все граждане равны перед законом и судом, а государство гарантирует им это равноправие независимо, в частности, и от их социального положения (статья 19).
Разве равноправие не распространяется на военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей?
Конечно, в обществе есть сферы деятельности и бывают обстоятельства, требующие определенного ограничения прав и свобод не только гражданина, но и человека. К этим сферам, в частности, относятся обеспечение обороны страны, безопасности государства, в том числе военная служба.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в соответствии со статьей 55(3) Конституции РФ ввел для вооруженных защитников более 20 ограничений прав и свобод человека и гражданина. Они касаются их личной неприкосновенности, труда и отдыха, свободы передвижения и выбора места жительства, защиты прав, чести и достоинства.
Военнослужащим запрещено заниматься коммерческой и другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской и учебной), что не позволяет им иметь дополнительный источник дохода (существования). Защитникам Родины нельзя участвовать в забастовках, других формах борьбы за свои права, состоять в политических партиях. Более того, людям в погонах при исполнении боевых задач не гарантируется главное право человека - право на жизнь. Но именно поэтому Конституцией РФ (статьи 52 и 53) предусмотрены и соответствующие компенсации.
Однако, как известно, между наличием норм права, обеспечиваемых принудительной силой государства, и реальным соблюдением этих самых норм бывает большая дистанция.
Как же должен возмещаться ущерб, причиняемый военнослужащим ограничениями их прав и свобод?
Обратимся к Закону "О статусе военнослужащих". Он предусматривает предоставление взамен неиспользованного времени для отдыха другие дни, а также денежные выплаты вместо положенного продовольственного пайка, предметов вещевого довольствия; за наем (поднаем) жилых помещений; за медицинские, оздоровительные услуги; за смерть и увечье военнослужащего; за потерю кормильца; расходов на погребение. И все. Более ничего в законе не найти. При этом некоторые компенсации называются льготами.
А разве выполнение перечисленных норм права возмещает причиняемый ущерб? Нет и еще раз нет!
Печальнее всего, что вопрос о возмещении военнослужащим ущерба за ограничения для них прав даже не ставится. Похоже, часть этого ущерба пытаются компенсировать льготами. Но льготы - это не компенсация. На этот счет "Независимое военное обозрение" выступало уже не раз (# 43, 1999 г.; # 46, 2000 г.). Рассматривать льготы в качестве компенсации с правовой точки зрения неверно, а с нравственной - вредно. Неверно потому, что у них разное назначение и разное основание. Компенсации возмещают убыток и в этом смысле недопустимы. Их назначение в данном случае - уравнять военнослужащих в правах с другими гражданами. Льготы же дают военнослужащим преимущественные права за тяготы военной службы, облегчают их. Вредно потому, что возместить ущерб льготами - значит лишить их обладателей установленных преимуществ.
К сожалению, Закон "О статусе военнослужащих" не дал определения этим понятиям и породил возможность вольного, двусмысленного их толкования. Чему способствует и то, что в документе термины "льготы", "гарантии" и "компенсации" используются через запятую 15 раз и в одинаковых контекстах.
Некоторые из льгот, установленных для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, учитывая кризисный характер обстановки в стране и в целях неприкосновенности, можно было бы перенести законом в категорию компенсаций. Временно! К таким льготам следовало бы отнести освобождение от подоходного налога, 50-процентную скидку при оплате коммунальных услуг. Но этого не делается. Больше того, эти льготы собираются отменить, принижая тем самым реальность тягот военной службы.
А военнослужащие, видимо, и в перспективе останутся гражданами с некомпенсируемым ущемлением прав.
УНИЖЕННЫЕ ГОСУДАРСТВОМ
Известно, что права неотделимы от обязанностей, а обязанности - от прав. Военнослужащие в нашей стране представляют такую категорию граждан, у которых де-юре и де-факто урезаны права. В отличие от обязанностей. Не случайно Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" определяет последнюю как особый вид службы государственной. Но законодатель не счел необходимым, ввиду очевидности, разъяснить смысл этого самого особого вида службы.
Однако, видимо, поэтому власти предержащие решили рассматривать военную службу не иначе, как игру в оловянные солдатики. А чем иным можно объяснить такое унизительное отношение государства к своим вооруженным защитникам?
Несение военной службы оценивается в 2-6 раз ниже, чем выполнение обязанностей государственных служащих. Это ли не парадокс?
Более ста тысяч военнослужащих не имеют нормального жилья. 70% семей военнослужащих живут на средства, не превышающие трети прожиточного минимума, а глава семьи ничего не может сделать, чтобы его жена и дети не влачили жалкое существование. Неужели властям трудно представить себе, с каким настроением, с каким моральным духом несет глава такой семьи особый вид государственной службы?
Нередко отсутствуют нормальные бытовые условия в казарме, плохое материально-техническое обеспечение.
Личность военнослужащего в воинском коллективе не защищена от преступников и хулиганов, а злодеяния, уродующие душу, а нередко и тело, прикрываются неуставными отношениями, дедовщиной.
Не в этом ли видят власти смысл военной службы как особого вида государственной службы?
Военная служба, да было бы это известно иным госмужам, всегда рассматривалась в России как жизненно необходимая, исключительно сложная и опасная деятельность. Сегодня она стала еще более трудной. Многим приходится ее нести и за тех, кто сумел "откосить" от армии, обслуживать вооружение и технику, сроки списания которых давно истекли, делать многое другое.
Тем не менее создается впечатление, что труд военнослужащих даже не собираются рассматривать как особый вид государственной службы. Это проявляется, в частности, в тех мерах, которые предлагает правительство по вопросам денежного довольствия военнослужащих и отмены для них некоторых льгот. По расчетам и оценке Комитета по обороне Государственной Думы РФ, речь идет отнюдь не о двукратном увеличении доходов военнослужащих. Реально после 1 июля 2002 г. они, вероятно, вырастут в среднем всего лишь на 7-10%. Отмена же некоторых льгот приведет к ухудшению материального положения военнослужащих, военных пенсионеров, членов их семей.
Странную позицию в деле социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей занимает порой Минобороны. Вместо гарантирования прав и защиты их оно само оказывается в роли нарушителя. Вот пример. В 1995 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исправительной системы, и членов их семей". Согласно этому документу, военнослужащие, проходившие службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 15 до 20 лет, имеют право на получение северной надбавки к пенсии независимо от того, где пенсия оформлялась. Но военные комиссариаты это правило нарушают, в надбавке к пенсии отказывают, ссылаясь на приказ министра обороны # 317 от 15 августа 1997 г. И только через суд военные пенсионеры отстаивают свое право.
Как видно, вооруженные защитники в России остаются униженной категорией государственных служащих.
НЕ НУЖНЫЕ ОБЩЕСТВУ, НО ВЕРНЫЕ ДОЛГУ
Судя по многим признакам, военнослужащие в России мало кому нужны. Одни граждане РФ считают, что защищать страну сегодня не от кого. Другие - уверены, что защищать нечего: все разграблено. Третьи - убеждены, что свои капиталы они и так сберегут в зарубежных банках. Отсюда и общее желание не посылать своих сыновей на военную службу. 140-миллионный народ России не может должным образом укомплектовать свою армию. Позором для страны является 25-тысячная рать "уклонистов" от призыва на военную службу, а попросту - дезертиров.
Но невыносимее всего самим военнослужащим. Им было легче в самых кровопролитных войнах. За их спиной всегда стоял народ, который делал все для своих защитников. Сегодня у них странный, эфемерный тыл, от которого веет пустынным холодом. Военнослужащих с народом связывают разве что родственные нити.
Сформированные за десятилетие так называемых либерально-демократических реформ общественное мнение, что сильная армия теперь не нужна, что она нахлебница у общества, что все его беды от расходов на нее, сохраняется и поныне. По данным опросов, менее 30% граждан доверяют армии. Как считают опрошенные военнослужащие, 57% местного населения равнодушно относятся к их проблемам. Равнодушно! В этой связи вспоминается известное изречение: "Не надо бояться друзей - в худшем случае они могут предать, не надо бояться врагов - в худшем случае они могут убить. Надо бояться равнодушных. Это при их молчаливом согласии существуют на свете предательство и убийство".
С какой гордостью военнослужащие носили ранее свою форму одежды. А сегодня ее не увидишь в общественных местах, в транспорте. Служивые каждый раз переодеваются, приходя на службу или уходя с нее домой.
Как можно служить обществу, которому ты не нужен?
Между тем нищая армия в богатейшей стране - огромный соблазн для недругов России. Тем более что внешние и внутренние угрозы для ее безопасности, суверенитета и территориальной целостности не уменьшились. А как свидетельствует история, все агрессии против нашей Отчизны начинались тогда, когда она меньше всего была подготовлена к отпору. Это лучше других, в том числе многих политиков, понимают вооруженные защитники Родины.
Вот почему, несмотря на то что по всем показателям военнослужащие сегодня являются изгоями, они, преодолевая правовые, социальные и моральные унижения, пересиливая самих себя, несут "ненужную для общества" низко оплачиваемую государством военную службу. И выполняют свои общие, должностные и специальные обязанности, приняв их для себя как священный долг - долг необычный, заветный, исключительный по важности и неуклонный по исполнению.
Верные военной присяге, не изменяя чести, добросовестно выполняя свои обязанности на суше, в воздухе и на море, военнослужащие последнего десятилетия совершают беспрецедентный в истории России подвиг. Они убеждены, что Россия может быть сильной или ее не будет вообще, что Россия может быть сильной, только имея сильную армию. Они надеются, что это осознает и единственный источник власти - народ. Осознает и сделает соответствующие выводы.