Болевая точка
Активно распространяемые в последнее время в некоторых средствах массовой информации победные реляции о якобы скором улучшении положения дел с социальным обеспечением военнослужащих в офицерской среде вызывают недоумение. Затрону лишь один из наиболее острых вопросов, волнующих сегодня людей в погонах, а также попытаюсь оценить их с точки зрения офицера, имеющего 10-летний опыт службы на флотах и 11-летний опыт преподавания и воспитания курсантов Военно-морского флота.
ПРАВОВОЙ БЕСПРЕДЕЛ
Это - обеспечение офицеров жильем. Имея в виду правовой беспредел, я готов доказать это фактами, а вот что могут сказать по этому поводу те начальники, которые допустили данное положение дел? В качестве примера приведу высказывание главного военного прокурора Михаила Кислицина, который отмечает: "Сегодня МО вынуждено решать проблемы обеспечения жильем увольняемых в связи с сокращением численности Вооруженных сил в ущерб остающимся в строю бесквартирным. Сложилась ситуация, когда единственной реальной возможностью получить квартиру стало увольнение офицера под любым предлогом". Комментарии здесь излишни.
Отдавая должное такому признанию высокопоставленным юристом имеемого нарушения конституционных прав "остающихся в строю" бесквартирных военнослужащих, хотелось бы возразить лишь в одном - такая ситуация сложилась не сама по себе, а была создана Министерством обороны. Конкретно введением новой нормы внеочередного порядка обеспечения жильем увольняемых военнослужащих в п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ (приложение # 1 к приказу министра обороны от 15.02.2000 # 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации"). Причем данный пункт преподносится как величайшее благо, данное бесквартирным военнослужащим. Результаты этого "блага" испытывают на себе бесквартирные военнослужащие. Сегодня офицеры, стоящие многие годы в общем списке на получение квартиры и не имеющие счастья числиться среди увольняемых в запас, фактически отодвигаются в очереди на неопределенный период до тех пор, пока не будут обеспечены все увольняемые, находящиеся в списках воинских частей на получение жилья.
Предлагаю подумать: если главный военный прокурор признает факт ущемления законных прав и интересов одной категории военнослужащих за счет другой, то как это согласуется с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в п. 5 ст. З предусматривающем, что никто не вправе ограничивать военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в их правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим законом. Напомню, п. З ст. 17 Конституции РФ определяет, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Между тем приказ, содержащий явное нарушение законности, был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 7 июня 2000 г. за номером 2260.
В том, что такая ситуация создана, вина самого Министерства обороны, которое вовремя не смогло или не захотело ее предотвратить. А теперь за эти просчеты почему-то должны расплачиваться сами бесквартирные военнослужащие (среди которых увольняемые составляют, к слову, меньшую часть). Нам объясняют, что у государства не хватает средств на квартиры для своих защитников, и предлагают еще десятилетия ждать, когда эти, в свое время исчезнувшие средства появятся. Самое главное, что все это происходит под предлогом заботы об увольняемых военнослужащих.
Следствием 12 пункта названного приказа, а также очередным проявлением такой "заботы" является, видимо, сегодняшнее положение, когда офицер, простояв в очереди бесквартирных, к примеру, 1 год, только на том основании, что раньше увольняется (а значит, ранее внесен в список увольняемых-внеочередников), получает жилье впереди того, кто ждет его 12 лет. Здесь все военные юристы, "за глаза" понимающие абсурдность ситуации, на деле поднимают руки, ибо "свыше" поступили разъяснения Верховного суда, одобряющие данный абсурд. Странно, но при этом Верховный суд не дает никаких разъяснений к вопросу о том, что в стране все эти годы нарушается п. 1 ст. 15. Федерального закона "О статусе военнослужащих", где сказано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место службы. То есть по окончании этого срока данные военнослужащие автоматически приобретают внеочередное право на жилье. Министерство обороны также не замечает "неудобной" для себя нормы закона. Между тем выполнение данного закона обязательно для государства, считающего себя правовым.
ВЫХОД ЕСТЬ
Сегодня есть законные способы решения обозначенной проблемы. Для увольняемых и уволенных военнослужащих - это государственная программа жилищных сертификатов, которую, преодолевая сопротивление "высших эшелонов", необходимо наконец сделать реальной, выделив достаточное количество средств, на которые военнослужащий смог бы в сжатые сроки приобрести жилье в соответствии с положенными по закону нормами. Для всех бесквартирных офицеров - утверждение в федеральном законодательстве предложений комитета Госдумы по обороне об обязательной передаче 5-10% любого вводимого в строй жилья независимо от форм собственности, источников инвестиций воинским формированиям и другие. Конечно, эти меры требуют от государства серьезных денежных средств, а от Министерства обороны грамотного и эффективного их распределения. Готовы ли к этому ответственные руководители? В этом вопросе правительство традиционно и не без оснований не доверяет военному ведомству, а последнее, будучи неспособным распорядиться даже той малой частью, которая выделяется, регулярно жалуется на нехватку средств.
Могу допустить, что приведенные факты министру обороны неизвестны, ибо, видимо, слишком сильна привычка наших генералов приукрашивать реальное положение дел в силу личных интересов, боязни за свое кресло, а также по многим другим причинам.