Реалии
...ПРИНЯТЫЙ в конце 2001 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" предусматривает установление нового порядка расчета денежного содержания военнослужащих и приведение его к уровню оплаты труда федеральных государственных служащих.
Однако в случае принятия указанного законопроекта военнослужащие из двенадцати существующих сейчас льгот потеряют три основные. В частности, отменяются льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, уплате подоходного налога. Кроме того, отменяется выплата военнослужащим пенсионной надбавки, изменяется порядок исчисления пенсий уволенным военнослужащим...
Существующие в настоящее время социальные льготы, главные из которых планируется отменить, существенно влияют на материальное положение военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Введение нового порядка формирования денежного довольствия военнослужащих не компенсирует их отмену. К тому же проводимое в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации повышение оплаты жилья и тарифов на коммунальные услуги ухудшает жизненный уровень указанной категории лиц.
Таким образом, принимаемый законопроект, затрагивая гарантии социальной защиты граждан и отменяя основные социальные льготы, противоречит положениям Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 55), согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина...
...Одной из важнейших социальных проблем продолжает оставаться проблема обеспечения жильем военнослужащих.
С учетом остроты проблемы в феврале 2001 года, накануне Дня защитника Отечества в аппарате Уполномоченного проводилась "горячая телефонная линия" по вопросам обеспечения жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Выбор темы "горячей телефонной линии" был не случаен. Практически каждая пятая офицерская семья остается без квартиры. Всего в жилье или улучшении жилищных условий нуждаются около 123 тыс. военнослужащих и 158 тыс. уволенных в запас. В закрытых военных городках проживают свыше 70 тыс. семей граждан, утративших связь с Вооруженными Силами. При этом необходимо учесть и то обстоятельство, что только из Вооруженных Сил в ходе реформирования предполагается уволить 360 тыс. военнослужащих, из которых примерно 268 тыс. не имеют жилья.
Наиболее сложная обстановка с жильем сложилась в Московском, Северо-Кавказском и Ленинградском военных округах. Только в Московском гарнизоне, по информации Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны России, ждут жилья 14 тыс. очередников.
Есть и трагическая информация. Например, по сообщению прокурора Балтийского флота, в 2001 году из-за невозможности решить вопрос с жильем покончили жизнь самоубийством четыре офицера...
...Звонки поступили из г. Москвы и Московской области, городов Санкт-Петербурга, Мурманска, Казани, Тамбова, Белгорода, Ставрополя, Самары, Новосибирска, Ростова и других.
Основные проблемы, с которыми обращались граждане к Уполномоченному, касались вопросов:
- получения жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства;
- медленного продвижения очереди на получение жилья;
- отселения из закрытых военных городков;
- получения государственных жилищных сертификатов...
...Для того чтобы понять характер обращений и остроту данной проблемы, достаточно привести два примера.
Уволенный по болезни майор Л., инвалид I группы, ветеран боевых действий, до сих пор проживает в закрытом военном городке в Калужской области. Он обратился к властям Воронежской области, которую он избрал местом своего проживания, с просьбой о предоставлении ему государственного жилищного сертификата. Администрация Воронежской области отказала офицеру в выдаче указанного документа, мотивируя это тем, что он не сдал жилье в военном городке. Однако для этого необходимы гарантии получения квартиры, которые ему местные власти не дают.
Уволенный подполковник В. уже три года не может получить квартиру в г. Ставрополе, несмотря на то, что он уже сдал жилье по месту прохождения службы.
Подобные действия властей являются прямым нарушением закона. Уполномоченный направил запросы главам администраций и в местные прокуратуры...
...Отсутствие готового жилья в избранном месте жительства, несоответствие размера субсидий по сертификату его реальной стоимости, неисполнение должностными лицами своих обязанностей не дают возможности военнослужащим и их семьям реализовать свои права.
К Уполномоченному обратился майор запаса 3., который в 1998 году оформил документы на включение его в список кандидатов для получения жилищного сертификата Приволжско-Уральского военного округа. В течение трех лет он не мог узнать свой номер очередности в списке на получение этого документа. Его обращения в квартирно-эксплуатационное управление округа оставались без ответа. После обращения Уполномоченного была проведена прокурорская проверка, и в октябре 2001 года гражданин 3. был включен в список получателей государственных жилищных сертификатов. По сообщению военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа, виновные должностные лица понесли наказание.
Не имеют возможности решить свою жилищную проблему посредством получения государственного жилищного сертификата члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" эта категория граждан сохраняет право на получение жилой площади, однако они не входят в число участников Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
Так, вдова подполковника запаса гражданка О. в течение десяти лет состояла в очереди на получение жилья вместе с мужем в г. Андреаполе Тверской области. После смерти мужа она практически утратила право на получение жилья, поскольку жилищного строительства в городе за счет федерального бюджета не ведется, а право на получение государственного жилищного сертификата она не имеет.
В таком же положении оказалась вдова старшего прапорщика гражданка Л. с двумя детьми и многие другие члены семей военнослужащих...
...Существует проблема с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и предоставлением безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья. Право на такие выплаты предусмотрено статьей 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих". Положение о порядке реализации этого права утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года # 700. Реально это постановление не действует. Законодатель нормы, декларирующие жилищные права, не отменяет, но и деньги на их реализацию федеральный бюджет не предусматривает...
...Во время рабочей поездки в Архангельскую область в августе 2001 года Уполномоченный и сотрудники аппарата убедились в том, как остро стоит проблема обеспечения жилищных прав военнослужащих в закрытых военных городках.
В настоящее время меняется статус закрытых городков - их переводят в разряд открытых. При этом считается, что военнослужащий и его семья обеспечены жильем. Одновременно они теряют право на получение жилищного сертификата, не имеют права на выбор жилья на новом месте. Хорошо, если квартира находится вблизи столицы или крупного административного центра с бесперебойным транспортным сообщением, налаженной связью, коммуникациями, коммунальным хозяйством. Но есть и далекие северные гарнизоны. Люди мечтали после службы вернуться в родные места. Однако получается, что, прослужив десятки лет в трудных условиях Севера, офицеры, прапорщики и их семьи не имеют возможности выехать оттуда...
...Немаловажной проблемой является также отселение людей из закрытых военных городков.
При встрече Уполномоченного с военнослужащими 16-го смешанного авиационного корпуса в военном городке Кубинка-7, Московская область, выяснилось, что в улучшении жилищных условий нуждаются более 700 военнослужащих, 205 из которых - офицеры и прапорщики летно-подъемного состава. Более 70 процентов проживающих в закрытом военном городке утратили связь с Вооруженными Силами Российской Федерации. Бюджетных средств на их отселение командование не имеет. Обеспечение государственными жилищными сертификатами не производится из-за несоответствия размера субсидий по сертификату реальной стоимости жилья...
...Нарушаются права бывших военнослужащих при применении "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года # 1054. Правила предусматривают возможность бесплатного предоставления жилья данной категории лиц за счет средств федерального бюджета, на условиях, значительно более выгодных, чем с помощью получения государственных жилищных сертификатов.
Отчаявшись в результате многолетних ожиданий, граждане изыскивают возможность и приобретают (строят) жилье за счет своих средств. При этом в соответствии с действующим законодательством они теряют право на бесплатное обеспечение жилой площадью государством и исключаются из очереди нуждающихся в ней.
К Уполномоченному поступила жалоба гражданина К., в 1994 году по состоянию здоровья уволенного с военной службы. По избранному месту жительства в г. Йошкар-Оле он был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако в нарушение требований пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в трехмесячный срок гражданин К. и члены его семьи жильем обеспечены не были. Временное жилое помещение им не предоставлялось, денежная компенсация за наем (поднаем) жилья не выплачивалась, в оказании безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья было отказано. За счет собственных средств гражданин К. построил дом. По завершении строительства в 1999 году решением администрации г. Йошкар-Олы гражданин К. был исключен из списка лиц, нуждающихся в получении жилья, как решивший свою жилищную проблему.
В этом случае понесенные заявителем материальные затраты следует расценивать как причинение ему материального ущерба. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны субъекта Федерации или казны муниципального образования. Данный вопрос подлежит разрешению в судебном порядке...
...Продолжается контртеррористическая операция на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Обеспечение прав военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях, - обязанность государства. Распространенными нарушениями закона здесь является несвоевременность и неполнота денежных выплат военнослужащим за участие в боевых действиях.
Порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим за участие в проведении контртеррористической операции установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2001 года # 135-9 "О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона".
Однако несвоевременность и неполнота денежных выплат участникам боевых действий, особенно уволенных с военной службы, явление весьма распространенное...
...Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступает много жалоб как от военнослужащих, проходящих службу по призыву и контракту, так и от граждан, уволенных в запас. Денежные выплаты за участие в боевых действиях не производятся не только при исключении военнослужащих из списков личного состава воинских частей, но и в течение длительного периода после увольнения с военной службы.
Например, войсковой частью 61896 не были произведены денежные выплаты военнослужащему К. за непосредственное участие в боевых действиях в период с декабря 1999 года по апрель 2000 года. Денежные средства ему были перечислены лишь после соответствующего обращения Уполномоченного при рассмотрении его жалобы.
Военной прокуратурой Северо-Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации в феврале 2001 года в в/ч 2132 было обнаружено более 80 млн. рублей, выделенных для выплат за участие в боевых действиях, которые хранились с 25 декабря 2000 года в кассе воинской части и без каких-либо объективных причин военнослужащим не выдавались.
В в/ч 3754 по поддельной подписи были похищены более 110 тыс. рублей, полагавшихся к выплате рядовому К. По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело...
...На основании обращений Уполномоченного о нарушении социально-экономических прав военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июля 2001 года за грубые нарушения в учете личного состава, принимавшего участие в боевых действиях, издании приказов и организации денежных выплат военнослужащим, в работе с заявлениями и обращениями граждан, привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица 58-й армии и воинских частей, входящих в состав Объединенной группировки войск (ОГВ). Помощнику командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по финансово-экономической работе - начальнику финансово-экономического управления округа полковнику Е.В. Полуничеву объявлен строгий выговор.
В войска также направлен ряд директив и указаний Министра обороны Российской Федерации, Главного финансово-экономического управления с требованиями активизировать работу по погашению задолженности перед уволенными военнослужащими, принимавшими участие в контртеррористических операциях, по рассмотрению и разрешению обоснованных жалоб и обращений...
...Причиной несвоевременных выплат "боевых" денег является недостаточное и несвоевременное финансирование Минфином России Минобороны России, других министерств и ведомств, участвующих в контртеррористической операции. Министерство финансов Российской Федерации не должно превращаться в правительство в Правительстве Российской Федерации, а действовать строго в соответствии с федеральным законом о бюджете страны. Деятельность Минфина России подконтрольна Счетной палате Российской Федерации. Население страны, ее Президент и парламент должны быть о ней осведомлены.
Причинами невыплат "боевых" также являются:
- служебные упущения конкретных должностных лиц, неправильно или несвоевременно издающих приказы на производство выплат;
- отсутствие по вине командования во многих частях надлежащего учета лиц, принимавших участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, что не позволяет осуществлять реальный контроль за законностью оформления и проведения соответствующих выплат;
- отсутствие такого понятия, как "участник боевых действий" в федеральных законах "О статусе военнослужащих" и "О ветеранах", что порождает различные злоупотребления при производстве денежных расчетов...
* * *
По состоянию на 1 января 2001 года в Российской Федерации проживали свыше 750 тыс. инвалидов военной службы, включая более 450 тыс. инвалидов Великой Отечественной войны, около 70 тыс. раненых и получивших увечья в ходе боевых действий в Афганистане, в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республике Таджикистан. Только в Министерстве обороны Российской Федерации на пенсионном обеспечении состоит более 65 тыс. семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.
Причинами нарушений прав на страховое обеспечение данной категории граждан, как правило, являются небрежность, невнимательность, а порой бездушное отношение к пострадавшим на военной службе и членам их семей.
Наиболее часто с нарушением установленных правил в Военно-страховую компанию (ВСК) поступали документы, оформленные военными комиссариатами, расположенными на территории Московского, Приволжского и Сибирского военных округов.
Военной прокуратурой выявлены случаи нарушения федерального законодательства в отношении больших групп военнослужащих. Вопреки требованиям статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 7 и 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" по вине должностных лиц в в/ч 21005 не были подготовлены и направлены в ВСК материалы на 51 военнослужащего - все они были ранены или погибли в Чечне.
Выявлены нарушения в в/ч 21617, где не были подготовлены и направлены в ВСК материалы на 132 погибших в Чеченской Республике. Подобные нарушения имеются и в других воинских частях.
По вине командования в/ч 3642 в течение 6 лет не выплачивалось единовременное пособие бывшему военнослужащему Г., получившему тяжелое ранение в ходе боевых действий в Чечне в мае 1995 года. Только в ходе прокурорской проверки, инициированной Уполномоченным, в 2001 году данное нарушение было устранено.
В этой же части из 325 военнослужащих, получивших в контртеррористической операции ранения и контузии и имеющих право на получение страховых выплат, документы были оформлены только на 154 человека...