РЕФОРМЫ
15 СЕНТЯБРЯ начинает работу Главная военная инспекция (ГВИ) Минобороны России. Как заявил ее руководитель - генерал-лейтенант Александр Лукин, "главная цель воссоздаваемой военной инспекции российской армии - комплексная проверка состояния мобилизационной и оперативной готовности войск, качества боевой подготовки и качества военной службы".
"Мы не будем стараться найти какие-то недостатки и фиксировать их, а попытаемся выявить причины этих недостатков, заглянуть в корень проблем, их порождающих, затем выработать какие-то рекомендации для исправления данной ситуации, доложим о них министру", - подчеркнул генерал Лукин.
Руководитель военной инспекции также отметил, что основной задачей строительства и развития Вооруженных сил на период до 2005 года является прежде всего преодоление кризисных явлений в войсках, приведение структуры, состава и численности ВС в соответствие с уровнем реальных угроз нашей стране и финансово-экономическими возможностями государства. "Мы стремимся повысить качественные параметры состояния армии и флота, - отметил генерал Лукин, - укрепить боеготовность войск и создать реальные условия для перевооружения частей. Кроме того, стараемся увеличить количество частей постоянной боевой готовности, повысить их боевые возможности, а также, несмотря на сокращение вооруженных сил, сохранить дееспособный офицерский состав".
Военная инспекция, по словам Лукина, будет проверять, как конкретно решаются эти задачи. В ее компетенцию будет также входить обеспечение войск материальными и кадровыми ресурсами. Проблемы, существующие в армии, сказал генерал, заключаются не только в недостаточном финансировании, но и "в том, что бы все, выделенное для войск государством, доходило до каждой части, до каждого солдата и офицера". Новый глава ГВИ видит свою задачу в четкой и эффективной организации этого процесса.
Как отметил главный военный инспектор, его управление будет небольшим по составу - всего 25 штатных единиц. Из них 5 генералов. Для сравнения - в Главной военной инспекции Минобороны России, которая существовала 1992-1997 годы, было 19 генералов, а всего - 60 человек. Все сотрудники службы будут специалистами в той или иной области военного управления. По необходимости для проведения более глубокой проверки будут привлекаться эксперты из других ведомств, в том числе и высококвалифицированные гражданские специалисты.
Инспекция создана по инициативе министра обороны Сергея Иванова, обвинивший в ходе недавних сборов руководящего состава Вооруженных сил России командующих округов и руководящий состав главных и центральных управления Минобороны и Генштаба в некомпетентности и отсутствие инициативы, который желает знать истинное положение дел в войсках. Естественно, а это в традициях еще с советских времен, что информацию министру обороны командующие войсками военных округов и начальники главных и центральных управлений Минобороны и Генштаба дают, мягко говоря, "причесанную" так, чтобы не навлечь на себя гнева.
В прежние времена подобные функции имели главные и центральные управления Минобороны и Генштаба ВС РФ. Офицеры из этих управлений в составе комплексных комиссий выполняли эти задачи. В войска выезжали компетентные специалисты, обладающие не только полнотой информации о проблемах того или иного воинского формирования, но и имеющие соответствующий опыт командной и штабной деятельности. Они на месте могли оценить состояние того или иного объединения или соединения, а также дать рекомендации руководству. Вряд ли аппарат численностью в 25 человек будет способен в полном объеме и достаточно компетентно осуществлять функции, заявленные главой ГВИ: комплексную проверку состояния мобилизационной и оперативной готовности войск, качества боевой подготовки и качества военной службы. Тем более не способен аппарат "обеспечить преодоление кризисных явлений в войсках, приведение структуры, состава и численности ВС РФ в соответствие с уровнем реальных угроз нашей стране и финансово-экономическими возможностями государства", которые заявлены генералом Лукиным.
Корень всех нынешних бед российской армии общеизвестен. Вооруженные силы сейчас в роли российского варианта Золушки: дают по минимуму, а требуют по максимуму. Поэтому о недостатках и проблемах армии можно писать, не выезжая за пределы Московской кольцевой автодороги: падение престижа воинской службы, отсутствие достаточного финансирования деятельности вооруженных сил, низкий уровень подготовки органов управления к выполнению задач и их убогое оснащение современной техникой, слабая индивидуальная подготовка офицеров всех уровней, убогое материально-техническое обеспечение, контингент рядового и сержантского состава.
Решать накопившиеся армейские проблемы, очевидно, придется не один год и к тому же, как говорится, всем миром. Одной Главной военной инспекции - эта задача явно не под силу.