0
1365
Газета Армии Интернет-версия

26.07.2002 00:00:00

В НАТО через Кандагар

Владимир Луков

Об авторе: Владимир Луков - кандидат исторических наук, член Исследовательского Комитета "Вооруженные силы и общество" Международной ассоциации политических наук.

Тэги: румыния, нато, кандагар


Соседи

Инициаторам и участникам проведения военной реформы в России, думается, будет интересен пример стремительного вхождения Румынии в Североатлантический альянс, о чем в 1997 г. - в начале процесса расширения НАТО на восток - никто в Бухаресте, казалось бы, и мечтать не мог.

История соприкосновения Румынии с глобальными военными группировками в прошлом столетии демонстрирует один непреложный факт - чем они шире и мощнее, тем меньше людские потери у армий-сателлитов. Но при условии их соответствия стандартам военного профессионализма. В противном случае урон растет, а национальный престиж падает.

СОТРУДНИЧЕСТВО УКРЕПЛЯЕТ ДОВЕРИЕ

Еще до роспуска организации Варшавского договора в январе 1991 г. официальный Бухарест объявил в июле 1990 г. о своем намерении "развивать дружеское сотрудничество" с НАТО. Так началась эра замедленного вхождения Румынии в альянс. Однако тогда отношение румынского общества к армии определялось тем, что военный бюджет постоянно снижался, а сама армия все больше "социализировалась", то есть отвлекалась от боевой подготовки на возведение гражданских объектов. Между тем этот неторопливый ход "структурных перемен" по хорошо известной россиянам модели военного строительства - "солдаты идут рыть картошку и строить дачи генералам" - был прерван событиями 11 сентября 2001 г. в США. После них последовал энергичный ответ администрации Джорджа Буша-младшего, правительств других стран "большой восьмерки" новым вызовам национальной и глобальной безопасности со стороны международного терроризма.

Румыния одной из первых реально поддержала эти военно-стратегические инициативы. Причем в ней буквально за полгода все отчетливее и ярче стала проявляться пронатовская ориентация военной реформы. Бухарест решил не просто стать кандидатом в члены НАТО, а реально создавать и вводить во взаимоотношения армии и общества, различных видов и родов войск, в отношении к иностранным вооруженным силам принятые в ВС НАТО стандарты.

Прежде всего был сделан акцент на разумном сочетании роли военных и гражданских лиц, профессионально занимающихся вопросами национальной и глобальной безопасности. Гражданский министр обороны Ион Мирча Пашку, например, демонстрирует широкое стратегическое мышление. Оно позволяет ему планировать и успешно использовать румынские миротворческие силы и спецподразделения по борьбе с терроризмом буквально "по всем азимутам".

Весной и летом этого года Пашку участвовал в двух международных конференциях, посвященных вопросам интеграции стран - участниц новой глобальной антитеррористической коалиции, которая базируется на инфраструктуре НАТО. А 30 июня из Бухареста в Афганистан вылетели 48 бойцов 26-го пехотного батальона. Затем к 15 июля туда прибыли остальные 357 человек. Как отметил на церемонии проводов миротворцев в Афганистан начальник штаба румынской армии генерал Михаил Попеску, такая миссия является первой в истории национальных вооруженных сил. Прежде в горячие точки планеты посылались лишь ограниченные группы румынских военнослужащих. Они направлялись туда по линии ООН и НАТО для "поддержания мира после Второй мировой войны", а теперь, по словам генерала Попеску, "контингенты, отправляющиеся в Афганистан, обучены ведению боевых операций", в том числе на афганском ТВД. Это принципиально новый поворот в строительстве вооруженных сил Румынии.

Президент Румынии Ион Илиеску также искренне рад тому, что румынские военные получают возможность принять участие в афганской операции. Тем самым, как он полагает, можно реально расширить опыт, полученный румынскими миротворцами в Анголе, Албании, Косово и Боснии-Герцеговине.

Афганская миссия румынской армии является составной и тщательно спланированной частью глобальной программы НАТО "Партнерство ради мира" и коалиционной войны против терроризма. К выполнению этой миссии румыны готовятся основательно, чтобы свести возможные потери к минимуму. Так, учебные курсы Национального военного колледжа. После событий 11 сентября 2001 г. они были обновлены и дополнены в апреле-июне этого года в связи с тем, что Румыния, по словам ее президента, собирается "де-факто присутствовать в НАТО".

В этой связи неудивительно, что, как многим военным обозревателям казалось, "темная лошадка" Румыния будет без всяких "кандидатских сроков" принята и в НАТО, и, возможно, в Европейский союз. А это как раз и является заветной мечтой многих слоев румынского населения.

АФГАНСКИЙ "ОСЕЛОК"

Отправка батальона в Афганистан реально проверит полученные румынскими военными знания и навыки по новым стандартам НАТО. С апреля этого года 405 солдат прошли специальную подготовку перед отправкой к месту службы в афганском городе Кандагар, что неподалеку от пакистанской границы. В период обучения им приходилось осваивать не только воинские науки, но и проходить индивидуальные и групповые психологические тренинги по методикам, разработанным в штабах ряда стран НАТО. В частности, румынские солдаты много узнали о самом Афганистане, терроризме, системах оружия в руках террористов, факторах, определяющих развитие страны и отношения с соседним Пакистаном, быте и нравах многочисленных этнических и религиозных групп, проживающих в обеих странах, их межличностных отношениях и т.п.

Как непосредственный участник событий в Афганистане, разворачивавшихся там летом 1980 г., автор этой статьи в то время настаивал в своих рекомендациях, по сути дела, на таком же этнорелигиозном подходе к ведению "необъявленной" Советским Союзом войны в ДРА. Тогда, на мой взгляд, нужно было либо элементарно учитывать специфику местных особенностей советским пока еще весьма "ограниченным контингентом", либо опираться на лояльное (за деньги) племенное ополчение пуштунов на границе с Пакистаном. Но главный военный советник Бабрака Кармаля маршал Сергей Соколов решил взять на вооружение "интернациональную модель кубинских товарищей" и настоял на поддержке "комитетов защиты революции". С 1975 г. кубинцы успешно насаждали такие "комитеты" в раздираемых этническими конфликтами Анголе, Эфиопии и т.п. В итоге постоянно сменявшие друг друга у власти противоборствующие группировки обращались за оружием к СССР и членам организации Варшавского договора. А наша страна из-за слепого копирования такой "кубинской модели" была вынуждена наращивать "ограниченный воинский контингент" для умиротворения бурлящих этнорелигиозных и межплеменных (среди пуштунов) страстей.

Думается, что румынские военные в Кандагаре "не сунутся в воду, не зная броду", после своей спецподготовки в течение трех месяцев.

Важно подчеркнуть, что в румынском батальоне 219 человек служат по контракту, то есть это профессионалы высокого уровня, в том числе и две женщины - на должностях ротного врача и повара. Все они изучили основные приветствия и бытовые выражения, которые существенно различаются в различных районах Афганистана у этнических групп и племен пуштунов на границе с Пакистаном.

ПРИМЕР - ДРУГИМ НАУКА

Итак, линия конфронтации НАТО переносится из Европы в такие далекие страны, как Афганистан. Теперь "обновленный" альянс, в котором уже фактически более 20 государств, не служит защите Европы от коммунизма. У него функции глобальной борьбы с международным терроризмом. Станет ли модель "Партнерства ради мира" в Европе, как это демонстрирует стремительный ход военных реформ в Румынии, такой же эффективной и для других стран, их национальных армий, например Украины?

Как известно, 9 июля с.г. президент Леонид Кучма подписал указ о разработке серии мероприятий по интеграции украинских вооруженных сил в НАТО. По мнению многих российских экспертов, этот процесс может длиться не менее 5 лет. Но есть и другие мнения. Они основываются на том, что сегодня военные реформы не могут идти по старинке, "ни шатко, ни валко". Этому есть три объяснения. Во-первых, революция в информационных технологиях давно и бесповоротно проникла в военную сферу, где перемены происходят буквально на глазах, то есть на больших и малых мониторах стационарных и переносных компьютеров. Во-вторых, события 11 сентября 2001 г. затронули не только США, но все мировое сообщество. Теперь о безопасности принято думать сообща, через интернет и сотни телевизионных каналов, связанных спутниковой и иной современной связью. Теперь во многих армиях мобильные телефоны не диковинка или привилегия генералов. Они есть у офицеров и даже рядовых. И, в-третьих, Эстонию, Латвию, Литву, Словению, Словакию, Болгарию и Румынию обещают принять уже этой осенью, а не через 3-5 лет, в модернизируемый военный союз под старом названием НАТО.

Так что от успехов румынского батальона в Кандагаре очень зависит развитие военно-стратегической обстановки в мире. Если укрепление демократии в многострадальном Афганистане пойдет при минимальных потерях этого батальона, то, вероятно, это скажется на ускорении хода военных реформ на всем постсоветском пространстве. Ибо именно военный профессионализм на новой основе - веление времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1363
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3564
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2016
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2300

Другие новости