Акцент
- Николай Максимович, скажите, пожалуйста, все-таки альтернативная гражданская служба - это благо или зло с точки зрения укрепления обороноспособности государства? Нужна ли она вообще для России?
- По моему мнению, она необходима по ряду причин. Во-первых, право на альтернативную гражданскую службу закреплено статьей 59 Конституции России, Декларацией прав и свобод гражданина, Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе" и "Об обороне". Во-вторых, наличие АГС не даст нам окончательно разрушить остаток призывного контингента, поставит заслон тем, кто, спекулируя правом на альтернативу, в действительности уклоняется от военной службы.
Правда, я считаю, что альтернативная гражданская служба не завоевание, а следствие слабости демократических государств, их поражение в борьбе за призывников. Граждане в действительно демократическом обществе имеют гораздо больше свобод, и поле деятельности у человека здесь куда шире, чем в недемократической стране. Однако призыв в армию является в определенной мере принуждением в отношении граждан со стороны государства, а молодой человек не желает ограничивать свою свободу. У него возникает естественное желание отказаться от воинской службы. И таких юношей становится все больше и больше. Что делать в этом случае государству, ведь оно должно укреплять свою обороноспособность или по крайней мере не снижать ее? В таком случае вводится параллельно военной службе по призыву альтернативная гражданская. Введение АГС - это попытка сохранить хотя бы частичный контроль над теми, кто не желает идти в вооруженные силы.
- Как вы считаете, в каком виде необходимо вводить альтернативную гражданскую службу сегодня в России?
- Моя точка зрения такова: нельзя просто так, без учета конкретного исторического момента, который переживает общество, и сложившихся традиций вводить АГС. При этом альтернативная гражданская служба не должна носить характер наказания за убеждения, унижения чести и достоинства и т.д. Мы не можем в отрыве от действительности взять чей-то опыт, даже если он дал где-то самые прекрасные результаты, и перенести автоматически в Россию. Он просто не приживется. Поэтому нам необходима альтернативная гражданская служба такая, которая бы отвечала и российским условиям, и вобрала лучшее, что есть в других странах.
АГС обязана нести государству и обществу благо, а не зло. Да, при принятии закона об АГС мы должны учитывать зарубежный опыт, от него необходимо отталкиваться и изучать его. В частности, почему в некоторых странах срок АГС больше военной службы по призыву в 1,5 раза, в других - в 2, почему у одних территориальный, а у других экстерриториальный способы ее прохождения и т.д.? Вот здесь и должен был быть найден компромисс между государством и молодежью.
- Из чего исходили депутаты, принимая именно такие сроки альтернативной гражданской службы?
- Поясню. У нас сегодня срок действительной - 2 года. Но солдат, согласно уставу, служит 16 часов. Помимо этого он может быть в любой момент поднят по тревоге, отправлен, например, на учения - и тогда он должен исполнять свои обязанности, не считаясь со временем. А в условиях военных действий вообще решает боевые задачи круглосуточно. Альтернативщик, отработав по 8 часов в течение пяти дней, может быть свободен. Кроме того, у него есть возможность учиться в вечернем очном или заочном высшем учебном заведении.
Поэтому и было определено, что предельный срок АГС должен быть 42 месяца (в 1,75 раза превышает срок военной службы) для тех юношей, которые не имеют высшего образования, и 21 месяц - для граждан, окончивших вузы. Для тех, кто будет проходить альтернативную службу в организациях Вооруженных сил, других войск, ее срок превышает воинскую 1,5 раза и составляет 36 и 18 месяцев соответственно для не имеющих высшего образования и для окончивших вузы.
- Николай Максимович, Госдума рассматривала несколько законопроектов об АГС. Создавалась согласительная комиссия, которая должна была найти компромисс. Почему после третьего чтения последовали резкие заявления отдельных депутатов о том, что закон не будет работать в таком виде?
- Депутаты от "Союза правых сил" (СПС), представившие свой вариант закона, считают: во-первых, право на АГС может получить любой гражданин, если его убеждения или вероисповедание противоречат принятию военной присяги и несению военной службы; во-вторых, альтернативщик должен проходить службу только по месту жительства; в-третьих, срок такой службы должен не более чем в 1,5 раза превышать продолжительность военной; в-четвертых, на гражданские должности в военных организациях альтернативщиков ставить нельзя.
Когда документ обсуждали в первом чтении, представители фракций и депутатских групп, в том числе и СПС, предлагали свои поправки. Чиновники из правительства обещали их учесть. Но на второе чтение в Госдуме вынесли такой вариант, который фактически игнорировал замечания и предложения депутатов. Поэтому при голосовании и "ЯБЛОКО", и СПС, и коммунисты (они считают, что АГС в России не должно быть в принципе) голосовали против. После этого и последовали заявления депутатов о том, что закон не будет действовать.
- Тогда зачем необходимо было принимать этот закон?
- Вы знаете, что сейчас существует 22 вида отсрочек от призыва в вооруженные силы. Принимая закон, мы исходили из того, что АГС не должна быть 23-м видом отсрочки от военной службы.
Что сегодня в России сделано? 89% юношей призывного возраста не идут на военную службу. В армии, на флоте, в частях ФПС, МВД, МЧС, других силовых ведомств служат только 11% призывников. Теперь давайте посмотрим на качественную сторону новобранцев. Из призванных этой весной 7% имеют только начальное образование, 30% - среднее, 40% нигде не работали и не учились. А ведь очень скоро от них потребуют: эксплуатируйте современную технику и оружие, оснащенные электроникой и автоматикой. Они же просто не смогут это делать. Им говорят: будьте дисциплинированными, а у 8% из них - судимости. Поэтому у нас сегодня солдаты дезертируют из воинских частей, расстреливают сослуживцев, воруют и грабят. Словом, мы системой отсрочек практически разрушили призывной контингент. И об этом не надо стесняться говорить.
- Ваш прогноз: что будет после 1 января 2004 года?
- У молодого человека любого государства должна быть альтернатива при выборе службы. Сегодня мы переживаем такое время, когда общество не уважает свою армию, более того, безобразно относится к людям в погонах. Сейчас военным говорят приятные слова только в День защитников Отечества, а после - забывают о них. Ратная служба потеряла свой престиж. Выросло целое поколение молодых людей, которые считают два года в Вооруженных силах бесцельно прожитыми. Они убеждены, что эти годы нанесут ущерб их здоровью и интересам.
Что касается прогнозов, то это, знаете ли, вообще дело неблагодарное. Думаю, что после 1 января 2004 года вряд ли произойдет какая-то революция в призыве. Проблемы останутся, и их необходимо будет решать.