Из первых рук
-НИКОЛАЙ Евгеньевич, между Россией и Соединенными Штатами подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. В этой связи изменились ли планы развития Ракетных войск и стратегических ядерных сил в целом? Кому отданы приоритеты российской ядерной триады?
- Выскажу свою точку зрения на проблему развития стратегических ядерных сил (СЯС) России. Я за то, чтобы развивались все компоненты СЯС: и флот, и авиация, и наземная группировка.
Да, сегодня Ракетные войска реформируются в соответствии с указом президента России, и в этом году ряд планов по реформированию изменен. В частности, в Ракетных войсках сохранены группировка тяжелых ракет и одна дивизия боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Прорабатываются и другие вопросы, касающиеся реформирования Ракетных войск, которые соответствуют реалиям сегодняшнего дня и складывающейся обстановке в мире. Но эти планы не связаны с выходом Соединенных Штатов из Договора о противоракетной обороне 1972 года.
Поясню более подробно. Сегодня, учитывая возможность продления сроков эксплуатации тяжелых ракет за счет перекомпоновки самих ракет и их боевого оснащения появилась возможность сохранить в составе Ракетных войск так называемые ракеты "Сатана" (Р-36М различной модификации. - Прим. автора) в двух соединениях. Теперь принято решение до 2015 года две из трех имеющихся дивизий оставить на боевом дежурстве. Прорабатывается вопрос еще по одной ракетной дивизии, вооруженной этим же комплексом. Конечно, это будет не бесплатно и потребует соответствующих финансовых и материальных затрат.
Для сохранения группировки тяжелых ракет будут выделены средства и в государственной программе вооружений, и изысканы дополнительные средства, в том числе, может быть, искусственно уменьшив группировку "Тополей" за счет выпускаемых и поставленных на боевое дежурство.
Кроме того, ранее планировалось сократить и все ракетные дивизии - костромскую, красноярскую и пермскую, - оснащенные БЖРК, превратив их в базы хранения. Теперь принято решение оставить в боевом составе костромскую дивизию.
- Американцы приняли решение складировать сокращаемые боезаряды. Почему этого не сделали мы?
- Понимаете, каждое государство имеет право решать эти вопросы самостоятельно. Необходимо понимать, для чего это делается. Ведь принципы и подходы как у нас, так и у американцев аналогичные. Сегодня Россия эксплуатирует ракеты 25-26 лет при гарантийном сроке эксплуатации 10 лет, но имеется возможность, и, кстати, это и делается, определенную часть боезапаса хранить. Например, у нас тяжелые ракеты хранятся для того, чтобы осуществлять космические запуски. А просто так хранить, не зная, для чего, - в этом большой целесообразности нет. Ядерным боезарядам при хранении требуется тот же температурно-влажностный режим и контроль параметров, что и находящимся на боевом дежурстве. Поэтому то, что явно по параметрам надежности уже не подходит к использованию, очевидно, хранить просто не имеет смысла.
- Реформирование - это всегда процесс достаточно болезненный, он касается судеб многих тысяч людей. Как решается этот вопрос в РВСН?
- Командование Ракетных войск понимает, что в процессе реформирования социальный фактор для ракетчиков имеет первостепенное значение. Именно этой проблеме был посвящен военный совет, на который приглашались не только командующие армиями, но и главы администраций закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), представители ГлавКЭУ Минобороны России и Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил.
Выполнение многоплановых и сложных задач по поддержанию высокой боевой готовности объединений, соединений и частей Ракетных войск, несению боевого дежурства, обеспечению ядерной безопасности в ходе реформирования неотделимо от решения проблем по созданию достойных социальных условий для личного состава и повышению престижа воинской службы. Все задачи выполняют люди, они же определяют успех их решения. Поэтому насколько они будут обустроены и социально защищены, настолько и успешными будут результаты их деятельности.
Два года назад, в апреле 2000 года, на военном совете РВСН с участием представителей федеральных органов исполнительной и законодательной властей были рассмотрены общие проблемы социального характера, касающиеся военнослужащих и членов их семей, а также военных пенсионеров. Мы вышли с предложениями к руководству Вооруженных сил, часть из них реализована. Вы знаете, что стало реальностью приравнивание уровня денежного довольствия военнослужащих и федеральных государственных служащих, учтены наши предложения по изменению порядка финансирования программы Государственных жилищных сертификатов (ГСЖ), несколько возросли объемы выделяемых денежных средств на содержание военных городков, отселение из них семей, утративших связь с Вооруженными силами.
С целью снятия чрезмерных нагрузок на социальную сферу нам удалось провести некоторую корректировку Плана строительства и развития РВСН, в частности перенесено расформирование некоторых воинских формирований РВСН на более поздние сроки. Другой пример - это проведение в ноябре 2001 года совещания командования РВСН с главами администраций ЗАТО, на нем были рассмотрены многие вопросы жизнедеятельности военных городков, где дислоцируются соединения и части Ракетных войск. Такое совещание было проведено впервые за 10 лет существования ЗАТО. Удалось повысить эффективность взаимодействия органов управления РВСН с руководителями органов власти на местах. В некоторых регионах вышли на подписание соглашений и протоколов о намерениях в целях решения имеющихся проблем. В этом году во всех ракетных армиях прошли заседания военных советов, где был рассмотрен вопрос о состоянии работы по снятию социальной напряженности в войсках в ходе их реформирования. Добились главного - обстановка в войсках управляемая и стабильная. В основном сохранен офицерский корпус сокращаемых соединений и частей.
- Общеизвестно, что одним из наиболее сложных вопросов в Российской армии является жилищная проблема. Как она решается в Ракетных войсках?
- На сегодняшний день это наиболее острая и сложная проблема. Именно с жильем большинство офицеров связывают свое благополучие и стабильность. Сложность заключается в том, что от 40 до 80% жилого фонда занято военнослужащими, потерявшими связь с Минобороны. Особенно тяжелая обстановка в Новосибирском, Йошкар-Олинском, Барнаульском гарнизонах.
Сегодня в Ракетных войсках нуждаются в жилье около 14,5 тыс. военнослужащих. Это около 28% от общего количества военнослужащих, проходящих службу по контракту. Для сравнения в 1998 году бесквартирных было на 11% меньше. Еще 14,3 тыс. бывших военных нуждаются в отселении из военных городков, а более 5 тыс. - в улучшении жилищных условий.
Главная причина такого положения - снижение темпов выделения жилья. Объемы получаемого жилья не позволяют обеспечить даже подлежащих увольнению по организационно-штатным мероприятиям (сокращению) военнослужащих. В частности, в настоящее время дефицит жилья по отношению к числу увольняемых военнослужащих по сокращению составляет более 1 тыс. квартир. Не решает пока проблемы и реализация программы ГЖС, поскольку до 80% сертификатов мы должны выделять подлежащим увольнению военнослужащим из освобождаемых войсками военных городков. В гарнизонах же действующих ракетных дивизий никакого движения в получении жилья нет, очередь бесквартирных растет.
Практически сведена к нулю результативность работы по освобождению в гарнизонах жилья для военнослужащих за счет отселения семей военных пенсионеров. Если в 1998 году нуждались в отселении 12,6 тыс. семей, то к 2002 году, даже с учетом сокращения численности Ракетных войск, их число возросло на более чем 1,5 тыс. семей. Кроме того, практически исчерпаны наши возможности по перестройке казарменного и учебно-административного фонда под жилье и общежития. Все, что можно было перестроить, уже перестроено.
Следствием неэффективного решения жилищной проблемы стало то, что в РВСН за последние три года более чем в два раза возросло количество военных городков, в которых получение жилья прибывающими офицерами крайне проблематично. При существующих темпах получения квартир, с учетом плановых показателей сокращения численности войск, мы не сумеем обеспечить законодательное право увольняемых военнослужащих, полностью лишившихся служебного жилого фонда, и не сможем размещать прибывающих офицеров.
Но полагаю, что решение проблемы есть. Необходимо в кратчайшие сроки увеличить ассигнования на строительство жилья. При этом строить дома не в военных городках - там его достаточно, а в крупных городах, куда отселять семьи ранее уволенных военнослужащих. Если мы сумеем отселить 14,3 тыс. уволенных, то снимется проблема для тех, кто служит.
- В ходе реформирования РВСН расформировываются ракетные соединения. Каковы перспективы в связи с этим военных городков, которые, как правило, находятся на периферии, и, естественно, людей, в них проживающих?
- Вопрос этот достаточно серьезный. Вы знаете, что такое наши гарнизоны? Это микрорайоны городского типа со всей инфраструктурой - жилым комплексом, школами, детскими, спортивными и медицинскими учреждениями. Поэтому при сокращении сегодня того или иного соединения, конечно же, встает вопрос сохранения инфраструктуры и отселения жителей. Здесь работа идет по нескольким направлениям.
Во-первых, мы передаем военные городки объединениям и соединениям других видов и родов войск. Так сделано с городком Алейской ракетной дивизии в Алтайском крае. На ее место переведена мотострелковая дивизия. Сегодня прорабатываются вопросы по передаче военных городков в Красноярском крае и Иркутской области. Здесь особых проблем нет. Более того, командование военных округов заинтересовано в том, чтобы, отселив максимально возможное количество семей ракетчиков, создать ресурс жилого фонда для своих военнослужащих. Поэтому, например, командование Сибирского военного округа было готово передать часть своего лимита ГЖС для увольняемых ракетчиков в одном из наших городков в Читинской области.
Во-вторых, некоторые военные городки мы будем освобождать и передавать региональным и местным органам власти. Здесь проблем больше. На наш взгляд, необходимо принять программу конверсии военных городков. Мы направили свои предложения в федеральные и в региональные органы власти. Сейчас идет проработка этого вопроса.
Что касается семей военнослужащих, проживающих в освобождаемых военных городках, то опыт предыдущих лет показывает, что более 60% офицеров удается направить для дальнейшего прохождения службы в другие воинские части. Те, кто увольняется по организационно-штатным мероприятиям, - практически на 100% обеспечиваются жилищными сертификатами. В этом году нам было выделено 1785 сертификатов, что позволило решить эту проблему в освобождаемых военных городках.
- В Ракетные войска в этом году прибудет очередной "десант" молодых офицеров. Как будут решены их проблемы?
- Небольшая историческая справка. Всегда в военно-учебных заведениях Ракетных войск был большой конкурс. Интерес молодежи и сейчас остается высоким. После получения приличного образования наших офицеров ждет интересная работа, связанная с эксплуатацией ракетных комплексов. А вы понимаете, что техника эта очень серьезная и сложная.
В этом году в соединения и части Ракетных войск прибудут около 1,5 тыс. молодых лейтенантов. Из них, по нашей информации, 580 имеют семьи, а 145 - имеют детей.
Мы создали рабочую группу, которую возглавил один из заместителей командующего РВСН, в ее составе офицеры всех управлений и служб. В войсках приказами командиров созданы аналогичные группы. Их задача - качественное решение всего круга проблем, с которыми столкнутся молодые офицеры.
Все лейтенанты обеспечены денежным довольствием по июль включительно с учетом новых ставок, обеспечены вещевым имуществом. Своевременно поданы заявки в Главное финансово-экономическое управление Минобороны России от РВСН на выдачу беспроцентных ссуд - 39 млн. руб. и подъемных пособий - 10,4 млн. руб. Всем молодым офицерам, имеющим детей, будут предоставлены места в детских дошкольных учреждениях.
Вместе с тем в отдельных гарнизонах мы пока не имеем возможности предоставить молодым офицерам даже общежития. Так, в новосибирское соединение приходят 148 офицеров-выпускников. В гарнизоне сегодня только бесквартирных около 900 человек. Плата за поднаем однокомнатной квартиры достигает 2000 руб. в месяц при денежном содержании лейтенанта около 4000 руб., а компенсируется - не более 400. Положение усугубляется тем, что в течение сентября-декабря с прибытием офицеров и прапорщиков из расформировываемого соединения в Читинской области придется расселять лейтенантов в служебных помещениях, штабах и казармах.
И таких проблемных гарнизонов у нас несколько. Поэтому, по нашей оценке, около 10-12% выпускников не смогут получить жилье. Эту проблему мы сейчас пытаемся решить совместно с местными органами власти, в частности в Омской ракетной армии молодым офицерам будут предоставлены комнаты в близлежащих санаториях и профилакториях.