Юбилей
ДЕСЯТЬ лет тому назад, в августе 1992 г., указом президента России были образованы Военно-космические силы (ВКС) как самостоятельный род войск страны. Первым их командующим стал генерал-полковник Владимир Иванов, как ни странно, бывший моряк, получивший первичное военное образование в Каспийском высшем военно-морском училище. Но вместо флота в 1958 г. молодой лейтенант получил назначение на объект "Ангара" в Архангельской области - будущий космодром Плесецк, начальником которого 20 лет спустя он и стал, правда, будучи уже генералом и имея за плечами диплом инженера-ракетчика и военную академию.
Официальным образованием Военно-космических сил была восстановлена справедливость по отношению к одному из самых закрытых советских/российских родов войск, деятельность которого началась за 35 лет до этого - 4 октября 1957 г. Все это время военные специалисты проводили пуски всех ракет космического назначения. Причем и по военным, и по гражданским программам. Но официальные сообщения ТАСС лукаво обходили этот факт, сообщая, что "в Советском Союзе осуществлен запуск...", и никогда не уточняя, кем он осуществлен. Впрочем, иногда на фотографиях, сделанных на космодромах, по недосмотру цензоров просматривались где-то на задних планах люди в военной форме. Лишь с образованием ВКС стало возможным отдать должное многолетнему труду тех, кто оставался за строкой ТАСС. Объективность и открытость стали кредо ВКС. Страна, как говорится, смогла узнать своих героев.
Однако не на лучшие времена пришлось образование Военно-космических сил. Постоянное сокращение финансирования, развал Советского Союза, отторжение от единого организма ВКС целых составных структур наземной инфраструктуры, волей судеб оказавшихся в независимых государствах, - все это грозило полным развалом российской космонавтики, чего, к счастью, не случилось.
С Казахстаном был заключен договор о долгосрочной аренде Байконура. В 1994 г. страна получила и свой собственный, а не арендованный космодром. Им стал Плесецк. В марте 1997 г. с другого дальневосточного космодрома Свободный, созданного на базе сокращенной дивизии ракетных войск, был запущен первый спутник. ВКС становятся заказчиком систем военного и двойного назначения, осуществляют подготовку, запуск и управление всеми космическими аппаратами военного, социально-экономического и научного назначения и частично пилотируемыми космическими кораблями и орбитальными станциями. При этом они успешно выдерживают конкуренцию с зарубежными "коллегами": уровень аварийных пусков остается самым низким в мире - 6%. Наряду с быстрой подготовкой, надежностью самих изделий фактор ВКС - тоже веская причина, по которой потребители услуг космических запусков из других стран, включая и США, ориентируются на космодромы России для выведения своих полезных нагрузок в космос.
И еще об одной особенности стоит сказать: пожалуй, именно в ВКС четко обозначился институт гражданского контроля за делами военных. Произошло это в силу понятного интереса общества к заметной и престижной сфере деятельности - освоению космоса и совместных с гражданскими ведомствами усилий на финальной наземной стадии подготовки к запуску, а также в силу международного сотрудничества в космических проектах.
В августе 1997 г. Военно-космические силы отметили свой пятилетний юбилей. Но праздник стал не в радость. К этому времени уже было известно, что с 1 ноября того же года ВКС не станет, и они уже как бы не существуют: их передавали в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Последние годы они шли рядом, во многом схожие и в то же время самостоятельные по задачам и многому другому, ревнуя и все же взаимообогащая друг друга. И вдруг сливаться, интегрироваться, растворяться...
По мнению тогдашнего министра обороны РФ Игоря Сергеева, кстати, бывшего главкома РВСН и тоже, как и Владимир Иванов, "из матросов": в свое время он закончил Черноморское высшее военно-морское училище (вообще, как показала практика, океан космический наиболее успешно осваивали покорители океанов земных), интеграция ракетных войск, ВКС, частей противоракетной обороны и сил предупреждения о ракетном нападении должна была на 20% повысить эффективность их боевого применения и, кроме того, дать многомиллионную экономию за счет оптимизации организационно-штатных структур. Но впоследствии оказалось, что реально ничего этого не произошло.
Собственно, не было ничего вредного в тенденции к укрупнению. Однако за аргументами объединения ВКС и РВСН по привычке стояло лишь желание быстрее отрапортовать о реформировании в Вооруженных силах и (возможно, это было главным) дать иное направление финансовым потокам - прибыли от запусков зарубежных коммерческих спутников. Волюнтаристское, не подкрепленное реалистичной программой вывода национальной ракетно-космической отрасли из кризиса решение, неизбежные при любом реформировании организационные проблемы на фоне продолжающегося хронического недофинансирования поставили российскую орбитальную спутниковую группировку практически на грань полного обвала, что в конечном счете грозило потерей Россией статуса космической державы.
К счастью, вскоре в стране сменился не только министр обороны, но и президент. И в марте 2001 г. самостоятельный род войск - теперь уже Космические войска (КВ) - был воссоздан. Одной из главных задач КВ стало восполнение и поддержание в боеготовом состоянии орбитальной группировки космических аппаратов военного назначения, а также обеспечение запусков космических аппаратов, в том числе и по программам международного сотрудничества.
Образование Космических войск - это не просто возвращение к ситуации, существовавшей до ликвидации в 1997 г. ВКС. В новые космические войска были переданы помимо частей и объектов бывших ВКС, обеспечивающих запуск и управление полетом космических аппаратов, также войска ракетно-космической обороны, включая средства предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противоракетной обороны. Можно отметить, что по своему составу КВ стали приблизительно эквивалентны 14-й воздушной армии США (14th Air Force).
Было заявлено, что космические войска, предназначенные для заблаговременного получения данных о нанесении удара противником, станут самым приоритетным направлением в дальнейшем развитии Вооруженных сил России. Соответственно особенно интенсивно будет наращиваться орбитальная группировка тех аппаратов, которые обеспечивают наблюдение из космоса. Но, как подчеркивает командующий космическими войсками генерал-полковник Анатолий Перминов, Россия будет наращивать орбитальную группировку не в количественном, а в качественном отношении. "К сожалению, - отметил он, - пока срок службы российских спутников далек от идеала и уступает показателям ведущих стран, которые занимаются космической деятельностью. Отечественные орбитальные аппараты сейчас служат 3-4 года, иногда мы их эксплуатируем до 7 лет". По убеждению командующего, минимальный гарантийный срок службы спутников должен быть 7-10 лет, что даст значительную экономию при их эксплуатации. "Другая задача командования космическими войсками, - считает Перминов, - сейчас заключается в создании системы новой кооперации между производителями спутников. Это нужно, чтобы уйти от зарубежных поставок комплектующих, в частности с Украины, заменить устаревшую элементную базу не на импортную, а на собственную".
Началось воссоздание Системы морской космической разведки и целеуказаний (СМКРЦ). Особое внимание уделяется проблеме поддержания в работоспособном состоянии Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Уже в 2001 г. впервые за последние пять лет на 100% был выполнен график запусков космических аппаратов, предназначенных в первую очередь для обеспечения безопасности страны. По военной программе запущено 9 ракет-носителей, которые вывели на орбиту 13 космических аппаратов. Успешно выполнены и все запуски военных спутников, запланированные на первое полугодие 2002 г.
Конечно, многое будет зависеть от финансирования. 2001 г. стал первым годом, когда государственное финансирование программы вооружения Космических войск позволило полностью выполнить обязательства перед поставщиками техники.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по обороне генерал-майора Николая Безбородова, для выполнения функциональных задач военно-орбитальная группировка должна включать 30-40 космических аппаратов. Учитывая ежегодный выход из строя 10-15% от общего числа аппаратов в группировке, требуется производить и выводить на орбиту 4-6 аппаратов в год.
Вопрос в том, сможет ли правительство обеспечить финансирование Космических войск на требуемом уровне? Деньги должны выделяться не только на воссоздание и поддержание орбитальной группировки, а это 3-4 млрд. руб. ежегодно, но и на содержание самих КВ - примерно 2 млрд. руб., более 3 млрд. руб. - на поддержание наземной инфрастуктуры создания, запуска и управления КА, около 1 млрд. руб. - на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. От того, каким будет финансирование, во многом зависит, быть или не быть России космической.