0
999
Газета Армии Интернет-версия

13.09.2002 00:00:00

Судьба Черноморского флота - дело политиков

Тэги: украина, черноморский флот, миронов


Из первых рук

-ОЛЕГ ОРЕСТОВИЧ, вы недавно побывали на Черноморском флоте. Какова цель вашей поездки?

- Эта поездка планировалась давно. Мы должны были в Крым ехать совместно с уполномоченным по правам человека Верховной Рады Украины Ниной Корпачевой. Но украинская сторона не смогла поехать. Поэтому в Крыму работала только российская группа, а в ее состав были включены те, кто знает армейскую службу не понаслышке. Мы занимались проблемами Черноморского флота, ведь там служат несколько тысяч российских военнослужащих, живут и работают члены их семей, военные пенсионеры. Ежегодно увольняются и, как правило, остаются там жить около 350 бывших российских военных моряков.

Мы встречались с командующим Черноморским флотом адмиралом Комоедовым, посетили корабли, в частности, флагман флота - гвардейский крейсер "Москва". Побывали в Качинском гарнизоне у летчиков, ознакомились с жизнью морских пехотинцев в Севастополе, военных сотрудников испытательного полигона в Феодосии.

На Черноморском флоте и в других военных гарнизонах много проблем. С кем мы беседовали, тревожат не только их личные проблемы и дальнейшие жизненные перспективы, большинство офицеров волнует судьба флота. Ведь соглашение, касающееся присутствия российских военных моряков на территории Украины, ограничено 2017 годом, остается 15 лет. К этому сроку необходимо решить вопрос останутся ли корабли российского флота в Севастополе или же они покинут его.

- Решение проблем российских военных зависит от позиции украинской стороны?

- Нет. Есть много проблем, решение которых зависит и от российской стороны. И здесь нечего упрекать Украину. Например, наши военнослужащие и члены их семей не имеют российских паспортов. Нет у них и медицинских полисов, следовательно, им не оказывается медицинская помощь ни в Украине, ни в России, когда они выезжают туда.

Конечно же, есть вопросы, которые необходимо решать совместно. Например, существует проблема обучения детей-школьников. В Севастополе имеется русская школа, а в Качинском гарнизоне нет. Наши военные хотели бы, чтобы она была. Находящаяся там украинская школа, в которой, кстати, преподавание ведется на русском языке, переполнена. Этот вопрос необходимо решать совместно с украинской стороной. Что касается Феодосии, то там также нет русской школы, но преподавание в украинской ведется на русском языке. Проблема в Феодосии в том, что изучается не российская история, а украинская. Кроме того, очень мало уроков русского языка. Выпускники школ хотели бы поступать в российские учебные заведения. Это создает определенные проблемы.

Не все благополучно в вопросе денежного довольствия военнослужащих. Как известно, оно было повышено совсем недавно, что широко продекларировали российские власти. Но на деле прибавление для тех военнослужащих, кто проходит службу в Крыму, оказалось мизерным, поскольку наши военные получают зарплату в гривнах. Коэффициент перевода рублей в гривны был изменен, если раньше он был 2,74, то теперь стал 4,01. Наши военные теряют в денежном довольствии по сравнению с теми, кто служит в России.

- Существует ли у российских военнослужащих другие проблемы, о которых вы не упомянули?

- Жилищная проблема есть, она очень сложная. За исключением военного городка в Каче, российские военные проживают совместно с украинскими. А это разные требования, возникают различные коллизии.

Есть проблемы и с пенсиями. Многие военные, закончившие службу, желают остаться жить там же, в Крыму. Но тогда им не будет выплачиваться пенсия российскими властями. Чтобы получать ее, наши военные пенсионеры должны встать на учет в одном из городов России. Проблему можно было бы решить, открыв в Крыму наше представительство Пенсионного фонда, чтобы выплачивать пенсии на месте. Если же наши военные не желают получать российскую пенсию, то им необходимо становится гражданами Украины. Считаю, что это абсолютно ненормальное явление. Между государствами должно быть заключено соглашение, решающее эту проблему. Мировой опыт говорит о том, что можно всю жизнь прожить на территории другого государства, мы знаем это на примере Европы, и не чувствовать себя ни в чем ущемленным.

Есть и другие вопросы, но главная проблема, повторюсь, - будет ли базироваться Черноморский флот на территории Украины после 2017 года или его выведут в Россию?

- Вы сказали, что беседовали с командующим и офицерами Черноморского флота. Какова их точка зрения на решение этой проблемы?

- Прежде всего офицеры высказались за то, чтобы база флота осталась в Севастополе. В конце концов ведь не Украина учреждала этот город, не украинский флот изначально там находился. Это город российской славы. Но Крым - теперь территория Украины, и она его нам не отдаст, а Россия, естественно, из-за этого не будет вступать в конфликт. Этот процесс необратимый.

Политикам обоих государств следует набраться мудрости и определить статус Крымского полуострова и Севастополя с тем, чтобы он был доступен гражданам нашей страны. От этого выиграет и Украина, если россияне будут приезжать на отдых и лечение в Крым. За счет туризма, как мы знаем, живет много государств. Судьба Черноморского флота России - это дело политиков. Очевидно, что вопрос должен решаться на высоком уровне, на уровне президентов и парламентов двух стран. Думаю, что это и в интересах Украины. Если же в Украине победят силы, стремящиеся в НАТО, то одно из условий для этого - ликвидация всех иностранных баз. Если же победят те политики, которые стремятся к сближению с Россией, то флот должен остаться в Крыму. Ведь там можно проводить не только совместные учения, но и другие мероприятия в рамках совместной деятельности. Взять, например, испытательный полигон в Феодосии. Правда, он известен своими трагическими событиями. Именно с этого полигона была запущена ракета, поразившая российский гражданский самолет.

Мы встречались с руководителем этого центра. Он говорил, что Россия предлагала свои услуги для расчета траекторий запуска зенитных ракетных комплексов, но украинская сторона отказалась, и это привело к трагическим последствиям. Украина не в состоянии создать такой огромный научный центр и содержать его. Мне хотелось бы, чтобы у политиков хватило мудрости для решения этой проблемы. Объекты, которые имеются на территории Крымского полуострова, Россия и Украина могли бы совместно использовать.

Приведу и другой пример. В Феодосии прекрасный военный госпиталь, в нем работают высококвалифицированные врачи. Для него было построено новое здание, которое при разделе флота отошло к Украине. Российской стороне пришлось под госпиталь переоборудовать старые казармы. Наши врачи не имеют возможности получить лицензию на лечение, помимо военных и членов их семей, других больных. Ведь в Феодосию многие приезжают не только отдыхать, но и лечиться. Часто обращаются жители города - граждане Украины, но наши врачи не могут их лечить даже за плату. А ведь вырученные средства могли бы идти на обустройство того же госпиталя.

В беседе с адмиралом Комоедовым было выделено несколько проблем. Повторюсь, это проблемы жилья, паспортизации, медицинских полисов, выплаты денежного содержания и пенсий. Моряки ставят вопрос функционирования наших военных судов на территории гарнизонов. И такой суд можно было бы иметь, например, в Качинском гарнизоне. Но украинская сторона считает, что не может быть судебных органов иностранных государств на их территории.

- Каковы ваши планы в решении этих проблем?

- Это очень сложные вопросы и здесь не стоит торопиться. Мы готовим целый комплекс документов по проблемам, которые были обозначены в нашей беседе. Кроме того, нам необходимо согласовать позиции с руководством Черноморского флота.

- Хотелось бы затронуть проблемы военнослужащих, проходящих службу в Москве и не имеющих постоянной прописки. Многие из них после увольнения не могут устроиться на нормальную работу, дети не имеют возможности учиться в учебных заведениях, которые выбрали. Как решить эту проблему?

- Во-первых, эта проблема и старая, и новая. Мы готовили специальный доклад о праве граждан на свободу передвижения. По закону, действующему в России, регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер, но, к сожалению, в Москве и в других городах человек приходит к чиновнику и упрашивает зарегистрировать его по месту жительства или пребывания. Во-вторых, наплыв людей в Москву гигантский, и эту проблему необходимо решать специальным законом о миграционной политике. Кроме того, статус столицы должен быть определен федеральным законом, в котором должны быть прописаны все данные моменты, но этот закон не должен нарушать Конституцию России.

По закону военнослужащим положено предоставить жилье в течение трех месяцев, но все прекрасно понимают, что это невозможно. Мы добивались, чтобы им было предоставлено жилье в соответствии с законом, в том числе и в Москве. Москва строит много, но московское правительство желает продавать эти квартиры. Пусть Министерство обороны покупает их.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
471
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
434
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1986
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2282

Другие новости