Реформа
ПО ДАННЫМ Госкомстата России, сегодня в очереди на улучшение жилищных условий одних только граждан, уволенных с военной службы, стоит около 150 тыс. В связи с предстоящим до 2010 г. сокращением Вооруженных сил армия бесквартирных военных пенсионеров может достичь 420 тыс. человек.
Программа "Государственные жилищные сертификаты" (ГЖС), родившись в 1998 г., была рассчитана на пять лет. К концу 1997 г. 160 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы, еще не имели положенных им по закону жилых помещений для постоянного проживания. После реформирования армии их число выросло до 210 тыс. На волне этой пиковой ситуации был принят Указ президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. # 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан". Этим документом предусматривалось, что приоритетной формой бюджетного финансирования обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Подготовленная Госстроем России новая концепция легла в основу федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", которая была утверждена правительством Российской Федерации в январе 1998 г.
В нынешнем году программа ГЖС обрела второе дыхание - особенно после того, как правительство приняло 19 марта постановление # 168, которое утвердило новые "Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
- Средства на реализацию программы в этом году серьезно увеличены - выделяется более 12 миллиардов рублей, - сообщил корреспонденту "НВО" руководитель "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Госстроя России Анатолий Мишанов. - Их должно хватить на покупку жилья по 27 тысячам сертификатов. По состоянию на 1 сентября реализовано 4903 сертификата выпуска 2002 года. Кроме того, погашено более 8700 сертификатов выпуска 2001 года на сумму 2,78 миллиарда рублей.
Опыт предоставления безвозмездных субсидий на приобретение готового жилья доказал свою более высокую эффективность по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства. Сегодня можно выделить три основных "плюса". Первый - свобода выбора для владельца сертификата вариантов решения своей жилищной проблемы в сочетании с прозрачностью и простотой предоставления государственных жилищных субсидий, защищенность их от нецелевого и неэффективного использования.
Сокращаются сроки обеспечения жильем участника программы - у него есть возможность приобретения квартиры на первичном и вторичном рынках жилья. Кроме того, бюджетные средства не замораживаются в долгостроях, а расходуются только по факту приобретения готового жилья.
Говоря о том, насколько выгоднее решать квартирный вопрос с помощью государственного жилищного сертификата, заместитель начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны РФ генерал-майор Вадим Никольский приводит такой факт:
- Количество нереализованных за эти годы сертификатов не превышает 5%. Проблема была в другом: к сожалению, из-за отсутствия средств не представлялось возможным обеспечить сертификатами всех желающих. К счастью, в этом году в этой неприятной тенденции наметился коренной перелом. Хуже обстоят дела с отселением уволенных офицеров и прапорщиков из закрытых военных городков. Данную категорию в этом году мы сможем обеспечивать сертификатами только по остаточному принципу. Но рассчитанная на пять лет программа "Государственные жилищные сертификаты" будет продлена, и в ближайшие годы - не вечно же будем реформироваться - акцент сместится как раз на закрытые военные городки и обеспечение сертификатами тех, кто стоит на учете в местных органах власти.
По инициативе Госстроя России было принято постановление правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. # 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", которое расширяет круг участников программы.
Генерал армии Михаил Моисеев, ведущий инспектор Генерального штаба ВС РФ, член правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, считает:
- Поверьте, тот минимум квадратных метров, который выделяется Минобороны и МВД РФ, позволяет лишь удерживать количество бесквартирных в прежних объемах. Ведь та система, которая действовала в советское время, когда 10% жилья, строящегося в городах и гарнизонах, отдавалось военнослужащим, теперь не работает. Помимо этого налицо и недостаточная правовая информированность военнослужащих, уволенных с военной службы.
Вот почему так важно донести до людей реальную информацию о программе. В целях практической реализации программы выполнение функций генерального управляющего сегодня возложено на консорциум. В его состав на конкурсной основе вошли ГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Госстроя России (ГУОД), ОАО "Военно-страховая компания" (ВСК) и Агентство по ипотечному кредитованию, которое будет осуществлять свою практическую деятельность после принятия необходимых нормативно-правовых документов.
Постановлением правительства Российской Федерации от 21 июня этого года # 450 срок действия федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" продлен на 2003 г. В соответствии с ним Госстрой России совместно с Минэкономразвития, Минфином и Минобороны приступил к разработке проекта федеральной целевой программы обеспечения в 2004-2010 гг. жилыми помещениями военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в указанных органах и учреждениях, а также приравненных к ним лиц. В идеале, как это представляют в Министерстве обороны, программа не просто решит проблему бесквартирных армейских офицеров и прапорщиков, но и даст старт военной реформе. В настоящий момент ее проведение упирается в невозможность сокращения 365 тыс. военнослужащих. Уволить их, не предоставив квартир, военное ведомство не может по закону.
Как сообщил Анатолий Мишанов, в настоящее время ведется разработка концепции такой программы. Сроки установлены жесткие - до четвертого квартала 2002 г. В программе намечается предусмотреть поэтапное обеспечение жильем перечисленных категорий граждан при сочетании таких механизмов, как государственные жилищные сертификаты (расширенная номенклатура); ипотечное кредитование; накопительная система; управление жилым фондом.
Действие новой программы в дальнейшем может быть распространено на военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним категорий граждан, имеющих в наличии на одного члена семьи обеспеченность жилой площадью ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По мнению представителей Госстроя России, объединение механизмов предоставления адресных целевых субсидий с механизмами долгосрочного кредитования может стать ключом к решению жилищной проблемы в стране в целом.
Кроме того, в рамках обеспечения нормативной правовой базы реализации программы должны быть разработаны федеральные стандарты дифференцированного предоставления жилищных субсидий военнослужащим, а также внесены изменения в документы, регламентирующие соответствующие жилищные льготы.
Руководитель управления по реализации программы ГЖС Военно-страховой компании Игорь Чернов уверен, что появление новой федеральной программы прежде всего должно сохранить положительный опыт, накопленный за период реализации программы ГЖС. Главное, что надо сохранить, - это свободу выбора военнослужащим места, где он собирается жить после ухода в запас; защищенность государственных субсидий, предоставляемых по государственным жилищным сертификатам, от нецелевого использования и сокращение сроков обеспечения жильем участников программы путем предоставления права приобретать квартиры на первичном и вторичном рынке жилья.
Все это, несомненно, позволит снизить остроту жилищной проблемы в Вооруженных силах России. Но на реализацию всякой идеи в наше рыночное время требуются финансовые средства. А что нам готовит год грядущий, на который пока продлен срок действия программы ГЖС?
По информации, полученной от Анатолия Мишанова, финансовое обеспечение программы ГЖС в 2003 г. лимитируется объемами средств, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. # 675, где размеры бюджетных средств на реализацию программы составляют 6,3 млрд. руб. В прогнозируемых ценах следующего года на эту сумму можно будет выпустить около 11 500 сертификатов, что на 43% ниже количества сертификатов, выпущенных в нынешнем году. Однако в проекте бюджета 2003 г. сумма средств, выделяемых на реализацию программы по разделу "Промышленность, энергетика и строительство", осталась на уровне 2002 г. - 5,4 млрд. руб. Не будем при этом забывать, что около 4,5 млрд. руб. необходимо будет предусмотреть на погашение сертификатов, выпущенных в 2002 г.
При этом, по данным федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, потребность в сертификатах на 2003 г. составит с учетом проведения военной реформы порядка 31 тыс. штук. По разделу "Военная реформа" в проект бюджета закладывается 10,3 млрд. руб. Даже если все средства будут использованы на Программу ГЖС, то в 2003 г. на эту сумму можно будет выпустить всего около 18 700 сертификатов.
Если же учесть, какими медленными темпами осуществляется отселение из закрытых военных городков граждан, утративших связь с армией (их количество на данный момент достигает около 60 тыс. семей), впору бить тревогу. Недостаточное финансирование приводит к еще большему увеличению сроков ожидания получения сертификатов гражданами, уволенными с военной службы (в 2002 г. в основном получают сертификаты граждане, стоящие в очереди с 1993 г.), а силовые министерства и ведомства не могут обеспечить в полной мере плановое увольнение военнослужащих.
Для того чтобы не снизить обороты, набранные программой в этом году, было бы целесообразно предусмотреть в федеральном бюджете на 2003 г. средства для выпуска не менее 40 тыс. сертификатов в размере порядка 22 млрд. руб.
Источники выделения дополнительных средств могут быть предусмотрены аналогично статье 106 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" по разделу "Военная реформа". Произойдет ли это, покажет время. Но верно говорят: легко потерять доверие, труднее его потом приобрести.
И напоследок. В Москве с 30 октября по 3 ноября планируется проведение III Международного форума-выставки "Обеспечение жильем военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы: состояние, проблемы, перспективы". Среди организаторов выставки - правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, Госстрой России, Минэкономразвития России, Минтруда России, Минобороны России, МВД России, правительство города Москвы, правительство Московской области. Среди ряда мероприятий, намеченных на эти дни, и ярмарка-продажа квартир из "первых рук", в том числе по ГЖС. Организаторы выставки ставят целью рассмотреть проблемы, связанные с реализацией федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", определить основные направления решения данных проблем. Форум пройдет на территории Выставочного центра "Росстройэкспо" в павильоне "Триумф". В программе - "конференции, круглые столы, работа консультационных пунктов для военнослужащих и военных пенсионеров и многое другое, что позволит человеку в погонах найти ответы на вопросы, которые его волнуют.