0
1343
Газета Армии Интернет-версия

27.09.2002 00:00:00

Главный критерий - результат

Леонид Герасин

Об авторе: Леонид Александрович Герасин - кандидат технических наук,
Леонид Антонович Пасечник - кандидат юридических наук.

Тэги: Рособоронэкспорт, опк


Интересы

АНАЛИЗ тенденций развития и деятельности государственного посредника торговли оружием ФГУП "Рособоронэкспорт" свидетельствует о том, что в последние годы руководством этого предприятия взят курс на его укрепление и дальнейшее развитие путем превращения в многопрофильную военно-промышленную корпорацию, контролирующую производство всего конкурентоспособного на внешних рынках вооружения и военной техники.

Многочисленные публикации в средствах массовой информации свидетельствуют о существенной активизации деятельности государственного посредника в указанном направлении. Так, например, с 2001 г. ведутся переговоры о приобретении активов производителей легкой бронетехники - Волгоградского тракторного завода и Курганмашзавода. Совсем недавно "Рособоронэкспорт" получил опосредованный контроль над Заводом им. Дегтярева. Ранее госпосредник приобрел контрольный пакет акций компании "Русский страховой центр" и принял участие в совместном создании разработчика программного обеспечения для военных тренажеров "Р.Е.Т. Кронштадт". Предполагается, что "Рособоронэкспорт" выступит по отношению к промышленным предприятиям в качестве инвестора, что позволит им выйти из затяжного кризиса и активно участвовать в производстве вооружения и другой продукции на экспорт.

Вместе с тем в условиях ужесточения конкурентной борьбы на мировом рынке вооружений для "Рособоронэкспорта" еще более актуальной, чем в прежние годы, становится задача активизации работы во всех регионах мира, где существует возможность и потребность в закупках российского оружия. Государственный посредник обязан проводить наступательную маркетинговую политику, активно вовлекая в эту работу представителей разработчиков и производителей вооружения и военной техники. Ставка на одного или нескольких импортеров российского оружия в определенный период времени может привести к непредсказуемым последствиям для отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Исключительно важным при этом представляется создание эффективной системы информирования предприятий ОПК об основных тенденциях развития мирового рынка вооружений, позволяющей конструкторам и производителям оружия вырабатывать обоснованную стратегию в области новых разработок.

В условиях, когда внутренний рынок для предприятий ОПК свернулся до критического минимума, может последовать распад сложившейся кооперации по производству наукоемкой продукции, разобщенность интеллектуального и научно-технического потенциала отечественных разработчиков вооружения и военной техники, постепенная утрата Россией ранее завоеванных позиций на мировом рынке вооружений.

Объективно складывается необходимость налаживания все более тесного всестороннего сотрудничества и взаимодействия между "Рособоронэкспортом" и предприятиями ОПК. Однако на практике не всегда удается правильно реализовать такой подход.

Имеют место факты, которые вынуждают более глубоко проанализировать политику "Рособоронэкспорта" и ее последствия для всего оборонно-промышленного комплекса страны.

В настоящее время завершается создание одной из первых интегрированных структур в ОПК - ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". В соответствии с Указом президента РФ корпорация создается на базе ФГУП "Государственный научно-производственный центр "Звезда-Стрела".

ГНПЦ "Звезда-Стрела" успешно занимается разработкой и производством современного высокоточного ракетного вооружения, входит в десятку наиболее эффективных предприятий ОПК по экономическим показателям. Значительная часть его продукции поставляется на экспорт по контрактам, заключенным "Рособоронэкспортом".

Выход ГНПЦ "Звезда-Стрела" из кризиса 90-х годов и возвращение в лидеры отрасли связаны с деятельностью нынешнего генерального директора - генерального конструктора Сергея Яковлева, который является идеологом создания ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". Вокруг него объединились единомышленники - руководители и специалисты предприятий, вошедших в корпорацию.

Именно на эту команду и легла основная часть сложнейшей работы по образованию интегрированной структуры, в которую включены предприятия различной формы собственности и относящиеся к трем отраслевым агентствам. Заметим, что в российском ОПК к настоящему времени удалось сформировать не более пяти подобных структур.

Логичным шагом представляется назначение такого руководителя на должность генерального директора ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". Его кандидатура поддерживается руководителями российских оборонных агентств и других компетентных организаций, директорами многих предприятий.

Однако в тот момент, когда самая трудная работа по созданию интегрированной структуры была практически завершена, руководство "Рособоронэкспорта" предложило на должность руководителя корпорации кандидатуру начальника одного из управлений государственного посредника. Данный кандидат является хорошим специалистом-международником, но не имеет опыта руководства крупными научно-производственными объединениями и трудовыми коллективами.

Задумываются ли руководители "Рособоронэкспорта" о возможных последствиях такого шага? Способны ли специалисты государственного посредника без соответствующего опыта организации производства и научной деятельности эффективно управлять производством, заниматься разработками новой военной техники и вооружений в интересах укрепления обороноспособности страны? Или, возможно, конечной целью таких шагов является перераспределение собственности в ОПК, а также желание поставить под контроль финансовые потоки предприятий, обладающих значительным экспортным потенциалом?

Ситуация вокруг ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" - это наглядная демонстрация возможных перспектив для руководителей других успешно действующих предприятий ОПК. Такая практика не имеет ничего общего с усилиями по подъему обороноспособности государства.

Истинный смысл и суть реформирования ОПК заключаются в необходимости проведения структурных преобразований в целях сохранения научно-технического потенциала и уникальных технологий, созданных несколькими поколениями граждан нашей страны. Необходимо обеспечить преемственность опыта высококвалифицированных специалистов, многим из которых уже более 60 лет, создать условия для притока в ОПК выпускников высших учебных заведений.

Увеличение экспорта вооружения и военной техники - актуальная, но далеко не единственная задача оборонки. Важнейшей целью реформирования ОПК является укрепление обороноспособности России путем разработки и производства новых перспективных систем вооружения и военной техники в соответствии с Государственной программой вооружения, прогнозными оценками военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и необходимости поддержания на требуемом уровне мобилизационных мощностей.

Политика президента РФ Владимира Путина, направленная на восстановление оборонно-промышленного потенциала и создание организационных, финансово-экономических и правовых условий для устойчивого функционирования и развития ОПК в рыночных условиях, позволила сделать первые важные шаги к возрождению оборонно-промышленного комплекса страны.

Стержнем реформы ОПК становятся системообразующие интегрированные структуры, создаваемые на базе крупнейших предприятий оборонки. Вряд ли стоить ожидать, что эффективными руководителями новых корпораций, концернов и холдингов станут назначенцы со стороны. Напротив, успешное функционирование и развитие интегрированных структур смогут обеспечить только те компетентные руководители, которые сумели вывести свои предприятия из глубокого системного кризиса 1990-х годов и имеют опыт, а также заслуженный авторитет в российской оборонке.

Реформированием оборонно-промышленного комплекса наиболее эффективно и со знанием дела могут заниматься под руководством правительства РФ российские оборонные агентства, Минпромнауки и предприятия ОПК. "Рособоронэкспорт", в свою очередь, призван обеспечивать позиции нашего государства на зарубежных рынках вооружений, отстаивать интересы отечественных производителей и в меру возможностей помогать с инвестициями для разработки перспективной конкурентоспособной продукции, которая позволит увеличивать объем экспорта и завоевывать новые рынки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2325
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5153
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2851
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3292

Другие новости