Политика
"ЛЕВАЯ рука не ведает о том, что делает правая", - такое ощущение возникает после заявления президента Владимира Путина на встрече с учителями о целесообразности восстановления в школах предмета "Начальная военная подготовка" (НВП). С учетом отечественных традиций короткое замечание главы государства вряд ли будет проигнорировано. А это означает, что уже в ближайшем будущем начнется административная суета по внедрению в школах нового курса, разработки учебных программ и уплотнению и без того перегруженного расписания занятий.
Правомерен вопрос: зачем нужен современному школьнику курс НВП? В былые годы он, с одной стороны, был составным звеном системы коммунистического воспитания, а с другой, служил делу подготовки граждан к третьей мировой войне, в которой предполагалось задействовать все население страны.
Когда-то каждый советский старшеклассник, открывая учебник по НВП, прочитывал эти строки: "Пока сохраняется империализм с его реакционной, захватнической политикой, остается опасность агрессивных войн... поэтому каждый юноша должен заранее готовить себя к воинской службе, глубоко сознавать свою гражданскую ответственность перед Родиной и народом. Освоение курса начальной военной подготовки поможет молодым людям подготовиться к службе в рядах советских Вооруженных Сил". И молодые люди готовились: знакомились с видами ВС, родами войск, их вооружением и боевыми возможностями; занимались тактической, огневой и строевой подготовкой; изучали уставы и приобретали навыки по военной топографии и гражданской обороне. И, в общем-то, уроки по НВП при определенной заинтересованности учеников и их преподавателей обеспечивали необходимый минимум военных знаний призывникам.
В рамках системы, рассматривающей все население страны как мобрезерв, советские подходы были вполне логичными. Однако ныне провозглашен курс об отказе от призывной армии и переходе на контрактную. На той же встрече с учителями, где прозвучал тезис о восстановлении НВП, президент заявил, что в армии и прежде всего в горячих точках должны служить контрактники. Если же взять в качестве примера тех, на кого мы равняемся в строительстве профессиональной армии - Соединенные Штаты и Великобритания, едва ли руководители двух ведущих мировых держав задумывались над тем: вводить или не вводить систему начальной военной подготовки в средних школах. В их армиях патриотизм рядового, сержантского и офицерского составов "густо замешан" на осознании того, что правительство заботится о них и их семьях, давая возможность достойно жить, а не существовать. В России, к сожалению, дальше декларирования лозунгов по решению этой проблемы Кремль не идет.
В отсутствии необходимости формировать необъятный призывной контингент всеобщее обучение военному делу может принести и негативный результат. Умение обращаться с боевым оружием, знание особенностей организации гарнизонной и караульной службы, тактическая подготовка - это не то, что нужно "нести в широкие массы". Если такие знания, умения, навыки и будут востребованы, то отнюдь не в целях защиты Родины. По-видимому, в Министерстве образования это понимают, о чем свидетельствует указание главы этого ведомства о том, что в "перечень оборудования и принадлежности школ не должно включаться какое-либо оружие, в том числе учебное".
В то же время все то необходимое для гражданской жизни, что содержал курс НВП, ныне изучается в рамках другого предмета. Начальная военная подготовка была отменена постановлением Совета Министров РСФСР "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных заведениях в РСФСР" # 253 от 14.05.91 г., а вместо него появился новый предмет - "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) с другими, сугубо мирными целями и задачами. Правда, в ОБЖ и сегодня имеется раздел "Основы подготовки к военной службе", разъясняющий учащимся правила постановки граждан на воинский учет или же направляющий их энергию на обустройство школьных музеев боевой славы, но он не предусматривает изучения, к примеру, материальной части автомата Калашникова, строевых приемов или же правил передвижения солдата в бою. Зато школьники изучают то, что может пригодиться не только в ядерной войне, но и при борьбе с последствиями техногенных и природных аварий.
Если подойти к восстановлению системы НВП серьезно, то следует задуматься над тем, во сколько это обойдется стране. Необходимо будет найти педагогов и обучить их, разработать учебно-методические пособия, в учебные планы школ (и без того перенасыщенные) внести изменения: в них либо нужно будет найти "окна", либо увеличить количество учебных часов, либо отобрать часы у других предметов. Помимо этого, возможно, надо будет оснастить все школы оружием, что потребует соответственно оборудовать комнаты для хранения его и боеприпасов, поставить решетки и сигнализацию.
Серьезнейшим препятствием на пути внедрения НВП наверняка станет кадровый вопрос: мало кто, даже из отставных военных пенсионеров, не говоря уже о педагогах перспективных и более молодых, изъявит желание за 1,5 тыс. руб. в месяц искать общий язык с нынешними слабоуправляемыми подростками.
Словом, без мощной финансовой подпитки и государственной поддержки этот шаг просто невозможно осуществить. Причем в тот момент, когда все это будет сделано, надобность в массовой подготовке призывников должна, если верить обещаниям власти, отпасть в связи с переходом на контрактную армию. А она, как свидетельствует опыт, потребует совершенно новых - рекламно-пропагандистских, а не занудливо-дидактических - технологий подготовки к армии.
Отдельный вопрос - патриотическое воспитание, которое в рамках курса ОБЖ обеспечить трудно. Однако воспитательные задачи вряд ли можно решить, заставляя старшеклассников маршировать на импровизированном плацу перед школой. У современной молодежи это скорее будет воспитывать отвращение к армии. Необходимы совершенно новые формы обучения - от компьютерных игр до экскурсий по местам боев, воинским частям, оборонным заводам, к памятникам.
Таким образом, необходимость восстановления НВП вызывает серьезные сомнения. Однако если все мероприятия по переходу на контрактную армию являются пропагандисткой кампанией и Вооруженным силам по-прежнему нужны будут призывники, то изучение НВП в школах (хотя бы для лиц мужского пола), несомненно, пойдет армии на пользу.