0
1358
Газета Армии Интернет-версия

11.10.2002 00:00:00

Школьников возвращают в строй

Тэги: армия, нвп, призыв


Политика

"ЛЕВАЯ рука не ведает о том, что делает правая", - такое ощущение возникает после заявления президента Владимира Путина на встрече с учителями о целесообразности восстановления в школах предмета "Начальная военная подготовка" (НВП). С учетом отечественных традиций короткое замечание главы государства вряд ли будет проигнорировано. А это означает, что уже в ближайшем будущем начнется административная суета по внедрению в школах нового курса, разработки учебных программ и уплотнению и без того перегруженного расписания занятий.

Правомерен вопрос: зачем нужен современному школьнику курс НВП? В былые годы он, с одной стороны, был составным звеном системы коммунистического воспитания, а с другой, служил делу подготовки граждан к третьей мировой войне, в которой предполагалось задействовать все население страны.

Когда-то каждый советский старшеклассник, открывая учебник по НВП, прочитывал эти строки: "Пока сохраняется империализм с его реакционной, захватнической политикой, остается опасность агрессивных войн... поэтому каждый юноша должен заранее готовить себя к воинской службе, глубоко сознавать свою гражданскую ответственность перед Родиной и народом. Освоение курса начальной военной подготовки поможет молодым людям подготовиться к службе в рядах советских Вооруженных Сил". И молодые люди готовились: знакомились с видами ВС, родами войск, их вооружением и боевыми возможностями; занимались тактической, огневой и строевой подготовкой; изучали уставы и приобретали навыки по военной топографии и гражданской обороне. И, в общем-то, уроки по НВП при определенной заинтересованности учеников и их преподавателей обеспечивали необходимый минимум военных знаний призывникам.

В рамках системы, рассматривающей все население страны как мобрезерв, советские подходы были вполне логичными. Однако ныне провозглашен курс об отказе от призывной армии и переходе на контрактную. На той же встрече с учителями, где прозвучал тезис о восстановлении НВП, президент заявил, что в армии и прежде всего в горячих точках должны служить контрактники. Если же взять в качестве примера тех, на кого мы равняемся в строительстве профессиональной армии - Соединенные Штаты и Великобритания, едва ли руководители двух ведущих мировых держав задумывались над тем: вводить или не вводить систему начальной военной подготовки в средних школах. В их армиях патриотизм рядового, сержантского и офицерского составов "густо замешан" на осознании того, что правительство заботится о них и их семьях, давая возможность достойно жить, а не существовать. В России, к сожалению, дальше декларирования лозунгов по решению этой проблемы Кремль не идет.

В отсутствии необходимости формировать необъятный призывной контингент всеобщее обучение военному делу может принести и негативный результат. Умение обращаться с боевым оружием, знание особенностей организации гарнизонной и караульной службы, тактическая подготовка - это не то, что нужно "нести в широкие массы". Если такие знания, умения, навыки и будут востребованы, то отнюдь не в целях защиты Родины. По-видимому, в Министерстве образования это понимают, о чем свидетельствует указание главы этого ведомства о том, что в "перечень оборудования и принадлежности школ не должно включаться какое-либо оружие, в том числе учебное".

В то же время все то необходимое для гражданской жизни, что содержал курс НВП, ныне изучается в рамках другого предмета. Начальная военная подготовка была отменена постановлением Совета Министров РСФСР "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных заведениях в РСФСР" # 253 от 14.05.91 г., а вместо него появился новый предмет - "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) с другими, сугубо мирными целями и задачами. Правда, в ОБЖ и сегодня имеется раздел "Основы подготовки к военной службе", разъясняющий учащимся правила постановки граждан на воинский учет или же направляющий их энергию на обустройство школьных музеев боевой славы, но он не предусматривает изучения, к примеру, материальной части автомата Калашникова, строевых приемов или же правил передвижения солдата в бою. Зато школьники изучают то, что может пригодиться не только в ядерной войне, но и при борьбе с последствиями техногенных и природных аварий.

Если подойти к восстановлению системы НВП серьезно, то следует задуматься над тем, во сколько это обойдется стране. Необходимо будет найти педагогов и обучить их, разработать учебно-методические пособия, в учебные планы школ (и без того перенасыщенные) внести изменения: в них либо нужно будет найти "окна", либо увеличить количество учебных часов, либо отобрать часы у других предметов. Помимо этого, возможно, надо будет оснастить все школы оружием, что потребует соответственно оборудовать комнаты для хранения его и боеприпасов, поставить решетки и сигнализацию.

Серьезнейшим препятствием на пути внедрения НВП наверняка станет кадровый вопрос: мало кто, даже из отставных военных пенсионеров, не говоря уже о педагогах перспективных и более молодых, изъявит желание за 1,5 тыс. руб. в месяц искать общий язык с нынешними слабоуправляемыми подростками.

Словом, без мощной финансовой подпитки и государственной поддержки этот шаг просто невозможно осуществить. Причем в тот момент, когда все это будет сделано, надобность в массовой подготовке призывников должна, если верить обещаниям власти, отпасть в связи с переходом на контрактную армию. А она, как свидетельствует опыт, потребует совершенно новых - рекламно-пропагандистских, а не занудливо-дидактических - технологий подготовки к армии.

Отдельный вопрос - патриотическое воспитание, которое в рамках курса ОБЖ обеспечить трудно. Однако воспитательные задачи вряд ли можно решить, заставляя старшеклассников маршировать на импровизированном плацу перед школой. У современной молодежи это скорее будет воспитывать отвращение к армии. Необходимы совершенно новые формы обучения - от компьютерных игр до экскурсий по местам боев, воинским частям, оборонным заводам, к памятникам.

Таким образом, необходимость восстановления НВП вызывает серьезные сомнения. Однако если все мероприятия по переходу на контрактную армию являются пропагандисткой кампанией и Вооруженным силам по-прежнему нужны будут призывники, то изучение НВП в школах (хотя бы для лиц мужского пола), несомненно, пойдет армии на пользу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1044
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1855
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1896
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2695

Другие новости