Болевая точка
14 Октября в Государственной Думе по инициативе комитета по обороне ГД прошли парламентские слушания по проблеме противодействия незаконному обороту наркотиков и наркотических средств в силовых структурах России. Серьезность проблемы, по оценке заместителя председателя комитета генерал-полковника Эдуарда Воробьева, "связана с тем, что распространение наркомании сегодня представляет угрозу не только здоровью населения и экономике страны, но и безопасности и обороноспособности государства".
Эпидемия нарастает
В последнее десятилетие наркотическая ситуация в России в целом резко ухудшилась, рост числа потребителей наркотиков в стране можно сравнить с масштабной эпидемией. Среди молодежи призывного возраста в период с 1995 по 2000 г. стало втрое больше лиц, освобожденных от военной службы в связи с заболеванием наркоманией, их количество увеличилось с 4,7 до 20,9 тыс. человек - фактически каждый десятый призывник. Все большее распространение получают наркотики в частях Российской армии и других силовых структурах.
Несмотря на усилия военных комиссариатов по недопущению призыва на военную службу молодых людей, имеющих опыт потребления наркотиков, их число с каждым годом неуклонно растет: в 1997 г. доля наркоманов от общей численности призванных составила 14,6, в 1998 г. - 16,3, в 1999 г. - 18,1, в 2000 г. - 20,1%.
Например, в Северо-Кавказском регионе в ходе весеннего призыва в 2000 г. выяснилось, что употребляли наркотики 18% будущих воинов, в 2001 г. - 33%, а в 2002 г. - около 40%. При этом, отмечают эксперты, злоупотребление наркотиками и распространение их в среде призывников и военнослужащих имеет место во всех военных округах и флотах. В 1998-2000 гг. на стационарном обследовании и лечении находились в общей сложности 2100 военнослужащих, из которых около 2% были офицеры. Однако это лишь малая толика тех, кто употребляет наркотики. А сколько наркоманов в погонах заступают в караул с оружием в руках или несут боевую вахту на кораблях, пожалуй, не знает никто.
Наркоприступность
Ситуацию усугубляет и рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков или совершенных в состоянии наркотического опьянения. Если в 1996 г. в силовых структурах было зарегистрировано 114 таких правонарушений, то через три года - в 1999 г. - уже 254. При этом около 70% из них совершается военнослужащими по призыву. В 1998-1999 гг. участниками преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стали более 1000 военнослужащих, в том числе 33 офицера и 78 прапорщиков (мичманов). По данным Главной военной прокуратуры, предпринятые в 1999-2001 гг. руководством силовых структур и правоохранительными органами меры позволили стабилизировать наркоситуацию в войсках и добиться определенных положительных результатов. Если в 2000 г. в общей сложности было зафиксировано около 377 наркопреступлений, то в 2001 г. - 326. Вместе с тем есть и тревожные тенденции: количество уголовно наказуемых деяний, совершаемых военнослужащими в состоянии наркотического опьянения, неуклонно растет.
Тревожным является и тот факт, что более половины наркопреступлений фиксируется в частях Российской армии. Наиболее высокий уровень подобной преступности в войсках Северо-Кавказского военного округа (1999-2002 гг. зарегистрировано 167 преступлений), Сибирского (113), Дальневосточного (79) ВО. При этом, например, в ходе боевых действий в Чечне каждый четвертый военнослужащий систематически употребляет транквилизаторы и наркотики, более 55% солдат и сержантов - алкоголь.
Выросла доля наркопреступлений и в других силовых структурах России. В частности, за последние годы внутренние войска и пограничники внесли свою "лепту", увеличив показатели практически в 1,5 раза - с 5-7% до 8-11%.
По данным ФСБ России, помимо того что практически все категории военнослужащих являются потребителями наркотиков, криминальные структуры все чаще "берут под крыло" военных и членов их семей, используя их в качестве курьеров. Крупные партии наркотиков нередко перебрасываются с помощью транспортных средств силовых структур.
Зелье в розницу и оптом
Как же попадают наркотики и психотропные средства в силовые структуры?
Чаще всего зелье приобретается у гражданских лиц, и происходит это не только вблизи воинских частей, но и в период увольнения личного состава, в самовольных отлучках и т. д. В частности, сотрудниками ФСБ России был задержан военнослужащий одной из частей внутренних войск, дислоцирующейся в Грозном, который по предварительному сговору с местными жителями распространял среди сослуживцев наркотики. В городе Биробиджане (Еврейская автономная область) чекисты взяли с поличным дельца, предлагавшего пограничникам "бартер": боеприпасы в обмен на поставку наркотиков.
Не менее распространено хищение наркосодержащих медицинских препаратов из медпунктов и войсковых складов, причем сбытом подобных препаратов начинают заниматься офицеры и прапорщики. В частности, именно таким "бизнесом" промышлял задержанный на Сахалине сотрудниками правоохранительных органов командир отдельного медицинского батальона. В одной из воинских частей в городе Ставрополе, пользуясь попустительством офицеров, военнослужащие похитили со склада в общей сложности более 3,5 тыс. таблеток, относящихся к группе "А", и около 600 шприц-тюбиков обезболивающего препарата промедола.
Еще одним способом добычи наркотиков является изготовление их из дикорастущих конопли и мака. Многочисленные случаи отмечены в частях, дислоцированных в Сибири и Дальневосточном регионе. Например, военнослужащие одного из погранотрядов, дислоцированного в Бурятии, организовали "мини-цех" по приготовлению наркотиков из дикоросов.
Часть наркотиков попадает в воинские части через письма, посылки и бандероли. Как правило, такой канал поставки зелья организуют родственники либо знакомые военнослужащих по призыву. Зафиксированы случаи, когда военнослужащих младшего призыва, имеющих свободный выход за пределы территории части, "дембеля" используют в качестве наркокурьеров. Между тем все чаще в сводках МВД мелькает информация об участии в наркоторговле курсантов вузов Минобороны России, а также военнослужащих-контрактников.
Что делать?
В числе основных причин, способствующих росту наркомании в силовых структурах России, - рост безработицы и снижение уровня жизни населения, а также разрушение морально-нравственных устоев общества, снижение уровня образования и т.д. По данным главного судебно-медицинского эксперта Минобороны Виктора Колкутина, в России употребляют наркотики около 3,5 млн. человек, из которых около двух третей - молодые люди в возрасте до 30 лет.
Практически все выступающие в Госдуме отмечали недооценку сложности ситуации в масштабах российского общества. Среди законодательных мер, призванных остановить вал наркомании, захлестнувший в последние годы российские силовые структуры, было выделено несколько. Во-первых, необходимы изменения и дополнения в Уголовном кодексе РФ, в частности, надо отнести преступления, связанные с незаконным оборотом и сбытом наркотиков, к категории особо тяжких и ужесточить наказания за них. Во-вторых, не обойтись без введения норм, отягчающих ответственность при совершении преступления в состоянии наркотического опьянения. В-третьих, нужны корректировки федеральных законов, которые позволяли бы призывным комиссиям получать из наркологических и психиатрических учреждений сведения, касающиеся призывников. В-четвертых, нужно упростить системы тестирования призывников и военнослужащих.
Помимо этого участники слушаний рекомендовали депутатам Госдумы и правительству РФ разработать и реализовать федеральную программу профилактики наркомании среди молодежи. Высказались эксперты и за то, чтобы внести необходимые изменения в проект федерального бюджета на 2003 г.