Из первых рук
- НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, утвержден план строительства Внутренних войск МВД России на период до 2006 года, в котором предусматривается их сокращение более чем на 30 тыс. человек. Оправданно ли это сокращение в условиях, когда страна не первый год ведет контртеррористическую операцию на Кавказе и имеющихся там сил не всегда хватает?
- В период масштабного реформирования экономики государство не в состоянии полноценно обеспечивать свою военную организацию всеми необходимыми ресурсами. Поэтому было принято нелегкое решение - значительно сократить численность как Вооруженных сил, так и других войск. А высвободившиеся деньги направить на повышение ресурсообеспеченности воинских формирований, тем самым повысить боевые возможности войск по выполнению задач, определенных действующим законодательством. Вопросы военного строительства и развития Внутренних войск определены соответствующими решениями Совета безопасности Российской Федерации от 9 ноября 2000 года, от 31 мая 2002 года и "Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года", утвержденными президентом Российской Федерации 17 августа этого года. Они нашли свое отражение в "Плане строительства внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2001-2005 годы".
Основной приоритет строительства Внутренних войск - дальнейшее развитие соединений и воинских частей оперативного назначения и повышение ресурсообеспеченности войск. Реформирование войск предусматривает их поэтапное строительство до 2010 года, первый - до 2006 года, второй - до 2010-го. До 2005 года будут осуществлены первоочередные мероприятия по оптимизации структуры, состава и численности Внутренних войск, завершено создание группировок в регионах со сложной общественно-политической и криминогенной обстановкой и преобразование округов Внутренних войск МВД России в региональные командования (управления) в федеральных округах. Соединения и части оперативного назначения будут переведены на бригадную основу с упразднением избыточных структур промежуточных органов управления, частей обеспечения и обслуживания. Планируется максимально высвободить Внутренние войска от выполнения задач по несению патрульно-постовой службы в населенных пунктах, охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях. До 2004 года завершится создание сил специального назначения как самостоятельного компонента Внутренних войск. В 2006-2010 годах спланировано завершить проведение мероприятий по совершенствованию организационной структуры соединений и частей Внутренних войск - основы сил обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации.
В настоящее время численность Внутренних войск позволяет нам по графику осуществлять замену воинских частей оперативного назначения и специальных моторизованных воинских частей, которые участвуют в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. В плане выполнения задач в Чеченской Республике по данному вопросу никаких проблем не будет.
- Вы полагаете, что трех лет хватит для того, чтобы успеть подготовить тех людей, которые будут справляться с поставленными задачами?
- Вполне! Сейчас мы делаем упор на техническую оснащенность. Автоматизация, приборы, поступающие в войска, в перспективе частично могут заменить людей на том или другом участке их работы. А сокращение, которое предусмотрено согласно плану строительства и развития войск, является на сегодняшний день очень реальным и актуальным, потому что содержать излишествующий личный состав тоже финансово накладно. Но мы укладываемся в рамки, а план первого года мы выполнили даже с частичным превышением.
- Сегодня Внутренние войска организационно сведены в 7 округов ВВ, однако планируется их преобразование к 2006 году в 5 региональных командований и 2 региональных управления. С какой целью это задумано?
- В первую очередь это связано с переводом Внутренних войск на бригадно-батальонную основу и упразднением избыточных структур промежуточных органов управления, частей обеспечения и обслуживания. Во-вторых, Военной доктриной Российской Федерации предусматривается создание оперативных стратегических командований, что, безусловно, требует реформирования органов военного управления и других войск, в том числе и внутренних.
- Можно сказать, что какие-то округа автоматически станут управлениями, то есть поменяются только названия, а структурно ничего не изменится?
- Конечно же, нет. Реформирование войск влечет за собой количественное изменение соединений и воинских частей, а также их численности, что требует проведения определенных оргштатных мероприятий в органах военного управления. Изменение объема служебно-боевых задач, выполняемых войсками, приводит, с одной стороны, к необходимости исключения тех управленческих подразделений, которые отжили свой век, а с другой - к созданию новых. Вот наглядный пример: на Дальнем Востоке планируется передача охраны сооружений на коммуникациях от Внутренних войск Министерству путей сообщения России. Значит, нам уже не нужен орган, который бы планировал и контролировал выполнение данных задач. В то же время практика внедрения в управленческую деятельность новых технологий на основе информационно-телекоммуникационных систем показала потребность наличия в штабах не только технических средств и приспособлений, но и специально подготовленных военнослужащих, сведенных в конкретное подразделение.
- Президентом принято решение о создании сил спецназа как самостоятельного компонента Внутренних войск, с какой целью это делается? И увеличится ли число этих частей?
- Следует отметить, что вопрос об увеличении в структуре Внутренних войск компонента воинских частей специального назначения объективно определен характером задач, выполняемых нами в настоящий период. До 90% результатов группировки Внутренних войск на территории Чеченской Республики - это итоги действий подразделений разведки и спецназа. За мужество, стойкость и героизм более 4 тысяч военнослужащих спецподразделений Внутренних войск награждено орденами и медалями, 19 из них стали Героями Российской Федерации. Только в третьем квартале текущего года спецназом Внутренних войск уничтожено и задержано 98 боевиков, изъято 437 единиц различных видов вооружений, более 138 тысяч единиц боеприпасов.
Основа сил специального назначения во Внутренних войсках уже имеется. Это - 10 отрядов специального назначения и формирующиеся, в соответствии с указаниями президента Российской Федерации и приказом МВД России, 6 новых отрядов специального назначения. Поэтому, исходя из той численности, которую они будут составлять, мы предложили выделить спецназ в самостоятельную структуру. Это делается для того, чтобы усилить возможности сил специального назначения. Все, в том числе и руководство страны, давно уже поняли и отдают себе отчет в том, что силы спецназа Внутренних войск хорошо подготовлены и способны самостоятельно решать задачи, которые перед ними стоят. Мы это решение президента уже выполнили, все шесть новых отрядов уже сформированы, и с 1 ноября их бойцы группами начнут выезжать в районы боевых действий. Однако никто не собирается сразу же бросать их в бой - вначале они будут стажироваться на базе тех отрядов, которые уже воюют в Чечне, - набираться боевого опыта.
Программа стажировки рассчитана нами сегодня на 2 месяца, и я думаю, что, наверное, это будет тот срок, который даст нам возможность почувствовать, что люди получили боевой опыт и им можно уже самостоятельно выполнять задачи. Это наше решение, никто нам никаких директив не дает, мы исходим из выполнения и проверки уровня готовности личного состава. Да, они будут ходить на операции, выполнять задачи, нюхать порох, но при этом они не будут являться основной составляющей. Предполагаю, что к концу 2003 года мы доложим руководству МВД о том, что созданные силы спецназа способны выполнять задачи полностью в том составе, в котором нам определили. Помимо всего прочего на войсках лежат задачи не только в районах боевых действий, но и в местах их постоянной дислокации: борьбы с терроризмом, бандитизмом. Поэтому мы полагаем, что региональные отряды спецназа (а они у нас созданы именно по регионам страны) также окажутся востребованными на местах для выполнения задач совместно с органами внутренних дел.
Мы добиваемся автономности действий каждого спецназовца, а для того, чтобы ему автономно действовать, он должен иметь возможность самостоятельно поесть, обогреться, где-то отдохнуть, чтобы оружие, которым он пользуется, работало всегда безотказно, эффективно в борьбе с противником. Наш спецназовец - не тот, кто головой бьет кирпичи, мы от этого давно отошли. Сегодня мы готовим универсального человека, который бы не только умело владел оружием, но и мог разобраться с любым устройством связи, - то ли это коммутатор, то ли радиостанция, с чем ему, возможно, придется столкнуться, - владел всеми видами транспорта гражданского и военного назначения, имел навыки противоминной борьбы, чтобы обезопасить, если понадобится, себя и окружающих или наоборот - мог поразить противника. Поэтому - это многоуровневая подготовка широкой направленности, позволяющая профессионально работать в каждом направлении тех задач, которые он будет решать. А ситуации у спецназовца подчас складываются весьма непредсказуемые. Он должен иметь и горную подготовку, коль мы на Кавказе воюем.
В дальнейшем воинские части специального назначения вместе с рядом частей оперативного назначения Внутренних войск должны стать силами специального назначения - мобильным компонентом постоянной готовности и основной силовой составляющей немедленного реагирования Министерства внутренних дел на возникновение внутренних угроз государству и их предотвращение.
- Эти подразделения будут укомплектованы контрактниками, по призыву или по смешанному принципу?
- Сейчас у нас смешанный принцип комплектования, хотя приоритет мы отдаем комплектованию по контракту, так как считаем, что за ним - будущее. Все-таки силы спецназа - есть силы спецназа, и готовить хорошего бойца, чтобы вскорости его уволить, - достаточно затратное мероприятие. И для этого есть основа. Многие ребята с большим удовольствием идут служить в спецназ - там действительно настоящая мужская работа. И им это нравится.
- Планируется ли в рамках ВВ проведение эксперимента, аналогичного начатому в 76-й воздушно-десантной дивизии Минобороны - о переводе какого-либо из отрядов спецназа целиком на контрактную основу?
- В соответствии с решением правительства Российской Федерации в Вооруженных силах проводится эксперимент о переводе соединений на комплектование личным составом, проходящим службу по контракту. Разработана целевая программа. Для этого выделены соответствующие финансовые средства. По результатам данного эксперимента будут сделаны определенные выводы. Во Внутренних войсках такой эксперимент проводиться не будет. Однако в соответствии с планом строительства Внутренних войск нами ведется работа по укомплектованию воинских частей специального назначения военнослужащими, проходящими воинскую службу по контракту.
- Что на сегодняшний день предпринимается для улучшения качественных параметров боевого применения ВВ?
- В короткие сроки нами был критически осмыслен опыт применения войск как в конфликте 1994-1996 годов, так и в контртеррористических операциях 1999-2002 годов. Это позволило изменить тактику действий, выработать наиболее эффективные способы проведения специальных операций, разведывательных и оперативных мероприятий, противостоять в масштабной "минной войне", внедрить в практику выполнения задач современные технические средства разведки, противоснайперскую борьбу и др. При этом мы отказались от сложившейся практики определения готовности подразделений и воинских частей по оценкам, полученным в пункте постоянной дислокации. Критерий здесь может быть только один - результаты выполнения реальных задач. Упор, конечно же, делается на техническую оснащенность и использование существующих технических средств разведки и наблюдения. Мы не стоим на месте, работаем со многими научно-исследовательскими учреждениями в этом направлении. Поэтому техническая оснащенность будет постоянно усовершенствоваться.
- Но техническое оснащение наряду с организацией специальной подготовки требуют значительных финансовых затрат. Как Внутренние войска решают эту проблему?
- Внутренним войскам, как и всем остальным структурам силового блока, имеющихся денег, как всегда, конечно же, не хватает, - все постоянно дорожает, но благодаря работе соответствующих управлений нашего министерства нужные средства все же изыскиваются. Так, в этом году Внутренние войска были профинансированы на 75% от положенного объема, что не так уж плохо по сравнению с предыдущими годами. Но помимо того финансирования, которое идет по бюджетной линии, отряды спецназа имеют приоритет внутри нашей структуры: и начальники управлений, и главнокомандующий - все стараются больше денежных средств выделить на оснащение в первую очередь этих отрядов. Часть вооружения и техники для наших воинских частей мы бесплатно получаем от Минобороны России. Определенную помощь в вопросах оснащения войск оказывают нам руководители важных государственных объектов, которые мы охраняем, а также местные органы исполнительной власти, в чьих интересах выполняют службу специальные моторизованные воинские части.
- Министром МВД России Борисом Грызловым было заявлено, что руководство контртеррористической операцией в Чечне перейдет от ФСБ к МВД уже летом 2003 года. Своевременна ли, на ваш взгляд, эта мера?
- Насколько я помню, министр говорил, что данные мероприятия только планируется провести летом будущего года. И это, на мой взгляд, один из оптимистичных прогнозов развития ситуации. Конечно, передача руководства контртеррористической операцией будет осуществлена, но срок проведения данных мероприятий определит оперативная обстановка на территории Чеченской Республики. К сожалению, говорить о полной стабилизации преждевременно. В 2002 году на территории Чечни зарегистрировано более 4 тысяч преступлений, при этом произошел рост преступлений с применением огнестрельного оружия. Из общего их числа особо выделяются преступления террористического характера: в отношении государственных и общественных деятелей на территории Чечни в 2002 году совершено более 70 террористических акций, в результате которых погибли и ранены свыше 90 человек. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации следствие по данному вопросу является прерогативой ФСБ. Пока в деятельности Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе преобладающим является пресечение преступлений террористического характера, в том числе преследующих политические цели, выявление и пресечение международной террористической деятельности. Руководство этим, на наш взгляд, должна осуществлять Федеральная служба безопасности.

