0
1241
Газета Армии Интернет-версия

15.11.2002 00:00:00

Необходима реорганизация спецслужб России

Тэги: куликов, терроризм, фсб


Из первых рук

- АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ, пожалуйста, дайте свою оценку развязки трагических событий 23-26 октября в Москве.

- Некоторые комментаторы заявили, что операция по освобождению заложников "проведена блестяще". Не согласен с такой оценкой. Гибель свыше 120 мирных граждан позволяет признать действия наших спецслужб лишь как удовлетворительные. И только с учетом того, что удалось сохранить международный авторитет России: мы не пошли на поводу у террористов и поступили с ними так, как это принято во всем мире.

Считаю, что правы те, кто сегодня говорит о необходимости разобраться и провести детальный анализ событий. Не для того, чтобы снять или наказать каких-то высокопоставленных чиновников. Надо извлечь из трагедии с захватом заложников уроки и сделать выводы. Подчеркиваю: правильные уроки и выводы, начиная со взаимодействия спецслужб на тактическом уровне и заканчивая концептуальными вопросами, в том числе связанными с внесением изменений в соответствующие законодательные акты. Это - первое.

Второе. Нельзя не отметить такой положительный момент: президент и председатель правительства, утвердив замысел операции, не вмешивались в процесс ее проведения. Ведь в Буденновске в 1995 году нас просто заставили принять условия террористов и даже указали маршрут, которым следует их везти: через Моздок и напрямую на Грозный.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на цепь событий, предшествовавших террористическому акту, и задать себе вопрос: можно ли было его предотвратить? Вспомните хотя бы взрыв в районе ресторана "Макдоналдс". Очевидно, так пытались перенацелить и разобщить силы милиции и спецслужб, оставив вне поля зрения Театральный центр на Дубровке. Террористы между тем вели там тщательную работу. Преступление действительно готовилось очень серьезно. Возьмите хотя бы его информационное обеспечение. Показ кадров с обращением главаря бандитов Бараева через катарский телеканал "Аль-Джазирра" свидетельствует об этом. А потом и сами боевики не отрицают, а спецслужбы подтверждают, что акция в Москве планировалась с участием Масхадова и его приближенных.

Таким образом, мы видим явные упущения в звене оперативного обеспечения. По крайней мере подготовка к столь массовому захвату заложников не должна была остаться незамеченной.

Что касается воссоздания истинной картины того, что происходило на улице Мельникова, мне кажется, что с этой задачей может справиться военная инспекция. Она - при президенте России, располагается на Старой площади. Там собраны высококвалифицированные специалисты. У главы государства появится возможность принять эффективные решения, которые не позволят допустить повторения последних событий.

- Вы говорили о внесении изменений в законодательство. Что подразумевается под этим?

- Здесь целый комплекс проблем. В частности, стоит вопрос о необходимости наделения Вооруженных сил России частью прав и обязанностей, которые изложены в федеральном законе о внутренних войсках. Речь идет о применении физической силы, специальных средств для борьбы с террористами, а также о защите участников боевых действий во внутренних вооруженных конфликтах и членов их семей. В Госдуме находится также на стадии рассмотрения вопрос о внесении изменений в закон о борьбе с терроризмом.

В самом деле, Вооруженные силы предназначены для отражения внешней агрессии. И вместе с тем сегодня они (в частности, подразделения специального назначения Главного разведывательного управления) выполняют боевые задачи в Чеченской Республике. Так давайте не ставить их в двусмысленное положение, наделим их функциями, которые имеют внутренние войска. Кстати, в федеральном законе о чрезвычайном положении есть соответствующие положения, но он в Чечне не введен в действие указом президента, а контртеррористическая операция идет и части Российской армии в ней применяются.

А то ведь что получается. Прокуратура проводит расследование по фактам якобы нарушения законности военнослужащими Вооруженных сил, и, случается, когда, например, разведчикам говорят: если вы не признаетесь в том-то и том-то, мы обнародуем ваши фамилии. Вы понимаете, что творится! Что мы за власть, если не можем защитить своих людей, посылая их на войну против террористов!

В настоящее время комитет по безопасности Госдумы занимается еще одним вопросом законодательного обеспечения антитеррора. По нашей российской инициативе совместно с конгрессом США разработана структура унифицированного модельного закона по борьбе с терроризмом. Он необходим главным образом для унификации основных понятий из этой сферы (это поможет специалистам точно квалифицировать те или иные преступные деяния), определения единых подходов к ее финансированию и информационному обеспечению.

Группа депутатов Думы недавно вернулась из США, где в рамках российско-американского межпарламентского сотрудничества проводилась конференция. Нам американские конгрессмены прямо сказали, что этот закон сейчас проходит бюрократическую процедуру, принятую в Соединенных Штатах. Надеюсь, что рано или поздно он будет принят.

- Что нового удалось почерпнуть из американского опыта?

- На конференции выступали несколько конгрессменов, в том числе и председатель комиссии по расследованию событий 11 сентября. Каждый день перед ее членами выступают те или иные должностные лица, дают показания. Вот вам пример того, как в демократическом обществе надо проводить парламентское расследование. У нас этого, к сожалению, нет. Думаю, что следующий состав Госдумы должен иметь подобное право, которого она сегодня лишена.

Что еще сделали американцы после 11 сентября? Они создали специальный координирующий орган, назвав его Министерством внутренней безопасности. Значит, и нам необходимо нечто подобное. Такие функции, например, мог бы взять на себя Совет безопасности России. Однако тогда необходимо внести кардинальные изменения в закон о нем, который принят в 1992 году и устарел по сути. Пока же все решения Совбеза РФ носят рекомендательный характер, а нужен орган, который бы имел реальные рычаги управления субъектами оперативно-разыскной деятельности, координации их работы.

- Вы много занимались проблемами Чеченской Республики и Северного Кавказа в целом. Ваша оценка нынешней ситуации в регионе, есть ли выход из того тяжелого положения, которое сложилось там?

- Начну с того, что Масхадов каждый раз, когда наступает критический момент и обстановка для него становится крайне тяжелой, начинает лихорадочный поиск путей для проведения переговоров с федеральным Центром. Подобная история повторяется начиная с февраля 1995 года. Как только бандитам приходится туго, сразу начинают звучать речи о необходимости договариваться. К этой кампании немедля подключаются все ресурсы, какие только есть: и диаспора, и деньги - и создается надлежащий информационный фон. Появляются люди, которые пишут соответствующие обращения, будоражат европейские столицы и Вашингтон.

Да, любая война должна когда-нибудь закончиться и чем скорее - тем лучше. Я сторонник переговоров, но только в интересах достижения подлинного мира. Но давайте трезво посмотрим на ситуацию. Масхадов прежде всего стремится к переговорам для того, чтобы таким образом обрести легитимность. В этом случае ему не будет грозить розыск, задержание как террористу. На самом деле он во многом не контролирует ситуацию в Чечне. Там есть так называемые непримиримые, которые взрывают и стреляют из мести, в меньшей степени по идейным соображениям. Большую же часть боевиков составляют те, у кого на войне пострадали родственники и близкие. Это сложный клубок, в котором есть все. Если завтра будет подписано соглашение с Масхадовым и он откажется от вооруженного сопротивления, ситуация не изменится - диверсии и убийства не прекратятся.

Помня последствия буденновских событий, когда мы были вынуждены вести переговоры и по военному, и по политическому блоку вопросов, я не исключаю, что сам Масхадов санкционировал операцию Бараева в Москве.

- Где же выход?

Отвечаю. Надо высокопрофессионально выполнять ту задачу, которая поставлена политическим руководством страны, при этом соблюдать строжайшим образом законность, а соответствующая нормативно-правовая база имеется. Да, это сложно, но другого выхода я не вижу.

Президент также должен назначить ответственного политического руководителя, который будет отвечать в Чечне за все и которому будут подчинены все. Представляете, сейчас там есть представители Минобороны, МВД, ФСБ и ряда других силовых и гражданских структур, но никто из них не несет персональной ответственности за обстановку в республике. Вспомните начало второй чеченской кампании: то операциями руководит МВД, то Минобороны, то ФСБ. Все расплывчато и аморфно, отсутствует четкая структура управления, включая и руководство социальным, экономическим блоком. Я не потерял профессиональных связей и от многих своих товарищей слышу о том, что никакого четкого взаимодействия там нет.

В каждом районе Чечни надо иметь до батальона (примерно 300 человек личного состава) из подразделений внутренних войск или Минобороны, группу ФСБ и группу сотрудников военной прокуратуры, которые станут следить за соблюдением законности во время операций и вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений со стороны военнослужащих. Именно представители прокуратуры должны снимать все возникающие вопросы и претензии со стороны населения. А милиция пусть занимается своим делом - раскрытием преступлений.

Группа сотрудников ФСБ, в чьем оперативном подчинении находятся войсковые подразделения, обязана отвечать за обстановку в своем районе. На 3-4 района необходимо иметь и подразделения специального назначения для борьбы с наиболее крупными бандформированиями. Поддерживать эту группировку должны подразделения авиации и артиллерии, которые будут располагаться таким образом, чтобы в минимальные сроки нанести огневые удары.

Поймите, "непримиримые" прекратят минировать и убивать только тогда, когда почувствуют неотвратимость наказания. Это будет только в том случае, когда действия силовых структур и милиции будут активны, скоординированы и, повторяю, будут находиться под строгим прокурорским надзором. Надо всем понять: объявлена беспощадная война бандитам и террористам, а не чеченскому народу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
853
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
742
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
864
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
588

Другие новости