27 НОЯБРЯ 2002 г. президент Владимир Путин подписал принятый Федеральным Собранием РФ Закон # 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах".
В соответствии с этим документом военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны РФ, сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории России, а именно, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., относятся к ветеранам боевых действий.
К ветеранам боевых действий относятся также лица, из числа указанных выше, выполнявшие и выполняющие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
ЧТО ПОЛАГАЕТСЯ "ЧЕЧЕНЦАМ"
Указанным ветеранам боевых действий в соответствии с принятым законом предоставляются следующие права и льготы:
- льготы по пенсионному обеспечению - льготное исчисление выслуги лет, исходя из принципа один месяц за три во время нахождения в зоне конфликта, дополнительные надбавки к пенсии (увеличение на 100% минимального размера пенсии по старости);
- льготное налогообложение в соответствии с законодательством;
- получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством РФ;
- первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- безвозмездное предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта РФ, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
- первоочередная установка квартирного телефона;
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства;
- бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн);
- бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами РФ, не ниже норм, устанавливаемых правительством Российской Федерации;
- бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;
- использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;
- при наличии медицинских показаний первоочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
- бесплатный проезд ветеранов боевых действий на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
- бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
- бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов ветеранов боевых действий, имеющих ранение, контузию или увечье, либо по их желанию оплата в размере 50% стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта;
- преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
- бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100% тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения;
- прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых правительством РФ, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.
Таким образом, сегодня можно констатировать: справедливость восторжествовала. Наконец-то ветеранами боевых действий признаны не только граждане РФ, воевавшие в других государствах, но и россияне, обеспечивавшие территориальную целостность своей страны, с предоставлением им соответствующих льгот.
ОБОСНОВАННОЕ БЕСПОКОЙСТВО
Однако уточним: всеми перечисленными мерами социальной защиты можно будет пользоваться только с 1 января 2004 г., когда вышеназванный закон вступит в силу. Причем на их реализацию потребуются значительные дополнительные расходы (около 1 млрд. 980 млн. руб.), основная часть которых (1 млрд. 41,4 млн. руб.) ляжет на бюджеты субъектов Российской Федерации. И поэтому уже сегодня нельзя не задаться вопросом: а насколько реально будет действовать закон?
Подобное беспокойство отнюдь не безосновательное. Достаточно вспомнить, что из-за отсутствия денежных средств почти два года некоторые нормы того же закона о ветеранах были фактически лишь декларацией о намерениях - и не более. Не повторится ли подобное вновь? Тем более что основная нагрузка ляжет на регионы.
Председатель комитета по социальной политике Московской областной Думы Вера Щербакова, например, считает, что для регионов исполнение закона не станет невыполнимой ношей. "Участники боевых действий в Чечне и Дагестане уже давно в Московской области приравнены в правах к участникам боевых действий. Плюс область дополнительно выплачивает ежемесячную добавку к пенсии 1800 рублей тем, кто стал инвалидами, и вдовам, родителям и детям погибших по 2000 рублей каждому. На оплату всех этих льгот область ежегодно выделяет более 50 миллионов рублей", - рассказывает Щербакова.
Наверное, для Московской области как одного из девяти недотационных субъектов Федерации 50 млн. руб. действительно подъемная сумма. А для других, прежде всего тех, где весьма высока концентрация будущих льготников? Например, для Рязанской, Псковской, Ульяновской областей, где дислоцируются воздушно-десантные соединения, не раз побывавшие в зоне боевых действий. Да и 50 млн. - это сумма сегодняшнего дня. Какой она будет через год, когда закон вступит в силу, сегодня предсказать практически невозможно. Прежде всего из-за растущего количества воевавших на Северном Кавказе. В той же Московской области в 2000 г. их насчитывалось 5 тыс. человек, а в 2002 г. - уже около 12 тыс.
Вторая проблема: а кого, собственно, считать ветеранами боевых действий? К ним в соответствии с действующим законом относятся далеко не все находящиеся в зоне конфликта граждане РФ. Значительную категорию составляют лица, обеспечивающие боевые действия. У них, надо отметить, и пакет социальных льгот значительно меньше. Если со второй чеченской кампанией вопросов нет - статус участников боевых действий будет определяться по ведомостям выплат так называемых "боевых денег", то с первой кампанией (декабрь 1994 г. - декабрь 1996 г.) не все так просто. Тогда, как известно, никакие выплаты "боевых" не производились, и разделить находившихся в зоне вооруженного конфликта на "участников боевых действий" и "лиц, обеспечивавших боевые действия", сегодня практически невозможно.
Единственно правильным решением здесь, наверное, будет предложение заместителя председателя комитета по обороне Юрия Родионова: считать участниками боевых действий по первой кампании всех находившихся в зоне вооруженного конфликта. Как это было, например, в Афганистане.