0
1347
Газета Армии Интернет-версия

14.02.2003 00:00:00

Вооруженные силы антитеррора

Владимир Суворов

Об авторе: Владимир Леонидович Суворов - кандидат политических наук, полковник.
Айдын Алышевич Хиндристанлы - аспирант Академии государственной службы при президенте РФ.

Тэги: экстремизм, терроризм, борьба


В РОССИЙСКОЙ Федерации политический экстремизм и его наиболее опасная форма - терроризм превратились сегодня в одни из главных факторов дестабилизации обстановки, создавая серьезную угрозу территориальной целостности страны, конституционному правопорядку, ущемляя права и свободы граждан РФ. Основными источниками вооруженного экстремизма в России, по мнению специалистов, являются:

- оппозиционные современному политическому режиму крайне радикальные (левые и правые) партии и движения националистического характера (РНЕ, РВС и т.п.);

- "чеченский" экстремизм, расширяющий свое влияние на Северном Кавказе;

- стихийные митинги и забастовки экономического характера, представляющие собой потенциальный источник социального экстремизма;

- преступно-мафиозные группировки, все больше преследующие политические интересы (криминализация власти в ряде городов РФ);

- международные террористические центры, способствующие разжиганию национальной розни в различных горячих точках СНГ.

Потенциальную основу для существующих и вновь появляющихся экстремистских организаций вооруженного характера в современном российском обществе могут составлять:

- сотрудники многочисленных охранных структур и военизированных формирований (как правило, в них входят уволенные в запас представители силовых ведомств), численность которых, по разным подсчетам, доходит до 1 млн. человек;

- радикально настроенная часть молодежи и людей среднего возраста, готовая при необходимости взяться за оружие (опыт октябрьских событий 1993 г. свидетельствует об этом);

- боевики, обучающиеся в различных террористических центрах на территории Северного Кавказа и других регионов;

- преступные элементы, освобождающиеся по амнистии или по истечении срока наказания.

Обстановка осложняется из-за наличия огромного слабо контролируемого "черного" рынка оружия и боеприпасов. Более того, с появлением новых технологий терроризма политический и вооруженный экстремизм в России и других странах все больше начинает в качестве оружия использовать радиоэлектронные средства борьбы, различные отравляющие вещества и т.п. Все это не может не создавать прямую угрозу как для безопасности всего общества, так и жизни мирных граждан.

НЕОБХОДИМАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА

В России противодействием экстремизму и терроризму занимается сегодня множество структурных подразделений государственной власти: органы юстиции, прокуратуры, МВД, ФСБ и ряд других силовых ведомств. Вместе с тем недостаточный опыт в этой сфере, слабая правовая база и углубление социально-экономического кризиса в целом не дают возможности эффективно воздействовать на происходящие процессы. К сожалению, методы запретительного порядка (закрытие ряда охранных структур, изъятие литературы экстремистского толка, преследование за антигосударственные подстрекательские выступления и т.п.) решают проблему только частично. Поэтому необходим более глубокий, взвешенный и всесторонний подход к данному вопросу. Для этого целесообразно использовать положительный опыт других государств и грамотно адаптировать его к нашей действительности.

Международное сообщество в целом отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьбу с этим явлением ООН провозгласила как одну из приоритетных задач своей деятельности. Основными методами противодействия являются: создание международной и национальной правовой базы, формирование мощных антитеррористических центров и привлечение армии для борьбы с актами вооруженного экстремизма, а также оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.

Формирование нормативно-правовой базы по противодействию различным проявлениям экстремизма приобрело большую активность, особенно в странах Европы, сразу после Второй мировой войны. К тому времени политические лидеры многих государств на горьком опыте убедились, к чему может привести поверхностное отношение к этой проблеме. С учетом того, что основными источниками вооруженного экстремизма, как показал исторический опыт, являлись террористические акты и вооруженные конфликты, то и создание правовых основ, как в международном, так и в национальном законодательствах, велось по двум основным направлениям. С одной стороны, формирование законов и подзаконных актов по борьбе с терроризмом, а с другой - выработка юридического статуса и основных правил для внутригосударственных вооруженных конфликтов.

Основным международным юридическим документом, в котором содержатся положения международного гуманитарного права для внутренних конфликтов (обычно называемых гражданскими войнами), являются Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. В соответствии с этими документами за государством остается право применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка. При этом, безусловно, вводится ряд ограничений, касающихся методов, используемых в этой деятельности, особенно в отношении лиц, непосредственно не принимающих участия в боевых действиях. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям, принятый 8 июня 1977 г. и ратифицированный 31 декабря 1992 г. 109 государствами, развивает сжатые положения статьи 3 и расширяет гуманитарную защиту во время внутренних вооруженных конфликтов.

Важно отметить, что право вооруженных конфликтов международного (внутреннего) характера имеет несколько примечательных особенностей. Первая из них состоит в том, что для его соблюдения оно должно быть принято и правительством, и противостоящей стороной (повстанцами). Однако международное право обладает обязательной силой только для субъектов, которыми являются главным образом государства. Этим часто и пользуются вооруженные экстремисты и в ходе повстанческой борьбы не ограничивают себя этими правилами. Вторая особенность касается определения самого статуса конфликта. Протокол II содержит разъяснение, что случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, к которым относятся беспорядки, отдельные, спорадические акты насилия, а также иные акты аналогичного характера, сами по себе не являются вооруженными конфликтами и поэтому не подпадают под действие международного права.

Все это, конечно, затрудняет и ограничивает действия правительств в отношении многих проблем обеспечения внутренней безопасности и борьбы с актами вооруженного экстремизма. Вместе с тем, зачастую не являясь объектом международного права, именно эти кризисные ситуации вызывают обеспокоенность многих государств, так как могут являться источником проблем, связанных с нарушением прав личности, соизмеримых с проблемами, возникающими во время гражданской войны. В силу этого каждое государство пытается по-своему решить этот вопрос и заполнить пробелы в правовом поле. Отдельные страны (к примеру, Великобритания) юридически закрепляют нормативное содержание и механизм правового поля в сфере борьбы с вооруженным экстремизмом и терроризмом в форме чрезвычайного законодательства. Для законодательства Италии, ФРГ, Франции характерны специальные законы, направленные на борьбу с этими актами. Так, итальянский закон от 15 февраля 1980 г. # 15 "О срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности" объявляет экстремизм и терроризм государственным преступлением, за которое предусматривается максимальный срок наказания.

НАДЕЖНЫЙ ЗАСЛОН

Определенный интерес представляет и система обеспечения внутренней безопасности в США, где борьба с вооруженным экстремизмом и терроризмом в разных его формах объявлена одной из приоритетных задач правительства. Это связано с тем, что, несмотря на относительную стабильность американского общества, реальностью сегодняшних дней стала резкая активизация деятельности как международных ("Аль-Каида"), так и внутренних экстремистских организаций различного толка на территории Соединенных Штатов. К ним относятся так называемые "отряды милиции", Ку-Клукс-Клан, неонацисты, "бритоголовые" и т. д.

В руководящих документах Министерства обороны и Комитета начальников штабов США вооруженный экстремизм определяется как "незаконное использование силы или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, часто для достижения политических, религиозных или идеологических целей" (устав ВС США FМ 19-15). Общие принципы борьбы с экстремизмом и использования вооруженных структур США во внутригосударственных кризисных ситуациях (конфликтах) содержатся в Конституции США, своде законов, своде федеральных законоположений. Их конкретизация дается в целом ряде подзаконных актов, прежде всего Министерства обороны и министерств видов вооруженных сил.

Одним из последних документов этой категории является принятый в июле 1993 г. устав FМ 100-19, FМ 7-10 "Внутригосударственные операции". В нем раскрываются основные принципы и механизмы использования ВС США и взаимодействия их с гражданскими властями с целью предотвращения актов вооруженного насилия внутри государства. Опыт борьбы с вооруженным экстремизмом в Соединенных Штатах и правовые основы его обеспечения положены в основу деятельности силовых структур многих государств, особенно стран Латинской Америки.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что во многих государствах уже выработан навык противодействия такому опасному социально-политическому явлению как экстремизм и различные формы его проявления. Особый упор при этом делается на формирование законодательной базы, позволяющей обеспечить основные права граждан в условиях внутригосударственных кризисных ситуаций. Более того, тот же зарубежный опыт подтверждает, что только силовыми методами и одноразовыми акциями эту проблему не решить. Ведь во многом корни экстремизма скрыты в тех социально-экономических условиях, которые не позволяют человеку обеспечить самые естественные права на труд, отдых, образование, медицинское обслуживание и т.п. От невозможности реализовать эти права многие граждане и идут на различные экстремистские меры, что незамедлительно используют преступные элементы и политические авантюристы.

Вышеперечисленные обстоятельства вызывают насущную потребность в разработке общегосударственной комплексной программы и системы мер борьбы с экстремизмом, которая предполагает необходимость уяснения содержания и причин вооруженного экстремизма, факторов, способствующих росту числа его проявлений, системы признаков подготовки террористических актов и других экстремистских действий, отечественного и зарубежного опыта борьбы с этим явлением. Поэтому главное - добиться взаимодействия и координации всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении актуальной проблемы современности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1494
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
740
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3868
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2997

Другие новости