В РОССИЙСКОЙ Федерации политический экстремизм и его наиболее опасная форма - терроризм превратились сегодня в одни из главных факторов дестабилизации обстановки, создавая серьезную угрозу территориальной целостности страны, конституционному правопорядку, ущемляя права и свободы граждан РФ. Основными источниками вооруженного экстремизма в России, по мнению специалистов, являются:
- оппозиционные современному политическому режиму крайне радикальные (левые и правые) партии и движения националистического характера (РНЕ, РВС и т.п.);
- "чеченский" экстремизм, расширяющий свое влияние на Северном Кавказе;
- стихийные митинги и забастовки экономического характера, представляющие собой потенциальный источник социального экстремизма;
- преступно-мафиозные группировки, все больше преследующие политические интересы (криминализация власти в ряде городов РФ);
- международные террористические центры, способствующие разжиганию национальной розни в различных горячих точках СНГ.
Потенциальную основу для существующих и вновь появляющихся экстремистских организаций вооруженного характера в современном российском обществе могут составлять:
- сотрудники многочисленных охранных структур и военизированных формирований (как правило, в них входят уволенные в запас представители силовых ведомств), численность которых, по разным подсчетам, доходит до 1 млн. человек;
- радикально настроенная часть молодежи и людей среднего возраста, готовая при необходимости взяться за оружие (опыт октябрьских событий 1993 г. свидетельствует об этом);
- боевики, обучающиеся в различных террористических центрах на территории Северного Кавказа и других регионов;
- преступные элементы, освобождающиеся по амнистии или по истечении срока наказания.
Обстановка осложняется из-за наличия огромного слабо контролируемого "черного" рынка оружия и боеприпасов. Более того, с появлением новых технологий терроризма политический и вооруженный экстремизм в России и других странах все больше начинает в качестве оружия использовать радиоэлектронные средства борьбы, различные отравляющие вещества и т.п. Все это не может не создавать прямую угрозу как для безопасности всего общества, так и жизни мирных граждан.
НЕОБХОДИМАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА
В России противодействием экстремизму и терроризму занимается сегодня множество структурных подразделений государственной власти: органы юстиции, прокуратуры, МВД, ФСБ и ряд других силовых ведомств. Вместе с тем недостаточный опыт в этой сфере, слабая правовая база и углубление социально-экономического кризиса в целом не дают возможности эффективно воздействовать на происходящие процессы. К сожалению, методы запретительного порядка (закрытие ряда охранных структур, изъятие литературы экстремистского толка, преследование за антигосударственные подстрекательские выступления и т.п.) решают проблему только частично. Поэтому необходим более глубокий, взвешенный и всесторонний подход к данному вопросу. Для этого целесообразно использовать положительный опыт других государств и грамотно адаптировать его к нашей действительности.
Международное сообщество в целом отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьбу с этим явлением ООН провозгласила как одну из приоритетных задач своей деятельности. Основными методами противодействия являются: создание международной и национальной правовой базы, формирование мощных антитеррористических центров и привлечение армии для борьбы с актами вооруженного экстремизма, а также оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.
Формирование нормативно-правовой базы по противодействию различным проявлениям экстремизма приобрело большую активность, особенно в странах Европы, сразу после Второй мировой войны. К тому времени политические лидеры многих государств на горьком опыте убедились, к чему может привести поверхностное отношение к этой проблеме. С учетом того, что основными источниками вооруженного экстремизма, как показал исторический опыт, являлись террористические акты и вооруженные конфликты, то и создание правовых основ, как в международном, так и в национальном законодательствах, велось по двум основным направлениям. С одной стороны, формирование законов и подзаконных актов по борьбе с терроризмом, а с другой - выработка юридического статуса и основных правил для внутригосударственных вооруженных конфликтов.
Основным международным юридическим документом, в котором содержатся положения международного гуманитарного права для внутренних конфликтов (обычно называемых гражданскими войнами), являются Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. В соответствии с этими документами за государством остается право применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка. При этом, безусловно, вводится ряд ограничений, касающихся методов, используемых в этой деятельности, особенно в отношении лиц, непосредственно не принимающих участия в боевых действиях. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям, принятый 8 июня 1977 г. и ратифицированный 31 декабря 1992 г. 109 государствами, развивает сжатые положения статьи 3 и расширяет гуманитарную защиту во время внутренних вооруженных конфликтов.
Важно отметить, что право вооруженных конфликтов международного (внутреннего) характера имеет несколько примечательных особенностей. Первая из них состоит в том, что для его соблюдения оно должно быть принято и правительством, и противостоящей стороной (повстанцами). Однако международное право обладает обязательной силой только для субъектов, которыми являются главным образом государства. Этим часто и пользуются вооруженные экстремисты и в ходе повстанческой борьбы не ограничивают себя этими правилами. Вторая особенность касается определения самого статуса конфликта. Протокол II содержит разъяснение, что случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, к которым относятся беспорядки, отдельные, спорадические акты насилия, а также иные акты аналогичного характера, сами по себе не являются вооруженными конфликтами и поэтому не подпадают под действие международного права.
Все это, конечно, затрудняет и ограничивает действия правительств в отношении многих проблем обеспечения внутренней безопасности и борьбы с актами вооруженного экстремизма. Вместе с тем, зачастую не являясь объектом международного права, именно эти кризисные ситуации вызывают обеспокоенность многих государств, так как могут являться источником проблем, связанных с нарушением прав личности, соизмеримых с проблемами, возникающими во время гражданской войны. В силу этого каждое государство пытается по-своему решить этот вопрос и заполнить пробелы в правовом поле. Отдельные страны (к примеру, Великобритания) юридически закрепляют нормативное содержание и механизм правового поля в сфере борьбы с вооруженным экстремизмом и терроризмом в форме чрезвычайного законодательства. Для законодательства Италии, ФРГ, Франции характерны специальные законы, направленные на борьбу с этими актами. Так, итальянский закон от 15 февраля 1980 г. # 15 "О срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности" объявляет экстремизм и терроризм государственным преступлением, за которое предусматривается максимальный срок наказания.
НАДЕЖНЫЙ ЗАСЛОН
Определенный интерес представляет и система обеспечения внутренней безопасности в США, где борьба с вооруженным экстремизмом и терроризмом в разных его формах объявлена одной из приоритетных задач правительства. Это связано с тем, что, несмотря на относительную стабильность американского общества, реальностью сегодняшних дней стала резкая активизация деятельности как международных ("Аль-Каида"), так и внутренних экстремистских организаций различного толка на территории Соединенных Штатов. К ним относятся так называемые "отряды милиции", Ку-Клукс-Клан, неонацисты, "бритоголовые" и т. д.
В руководящих документах Министерства обороны и Комитета начальников штабов США вооруженный экстремизм определяется как "незаконное использование силы или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, часто для достижения политических, религиозных или идеологических целей" (устав ВС США FМ 19-15). Общие принципы борьбы с экстремизмом и использования вооруженных структур США во внутригосударственных кризисных ситуациях (конфликтах) содержатся в Конституции США, своде законов, своде федеральных законоположений. Их конкретизация дается в целом ряде подзаконных актов, прежде всего Министерства обороны и министерств видов вооруженных сил.
Одним из последних документов этой категории является принятый в июле 1993 г. устав FМ 100-19, FМ 7-10 "Внутригосударственные операции". В нем раскрываются основные принципы и механизмы использования ВС США и взаимодействия их с гражданскими властями с целью предотвращения актов вооруженного насилия внутри государства. Опыт борьбы с вооруженным экстремизмом в Соединенных Штатах и правовые основы его обеспечения положены в основу деятельности силовых структур многих государств, особенно стран Латинской Америки.
Таким образом, зарубежный опыт показывает, что во многих государствах уже выработан навык противодействия такому опасному социально-политическому явлению как экстремизм и различные формы его проявления. Особый упор при этом делается на формирование законодательной базы, позволяющей обеспечить основные права граждан в условиях внутригосударственных кризисных ситуаций. Более того, тот же зарубежный опыт подтверждает, что только силовыми методами и одноразовыми акциями эту проблему не решить. Ведь во многом корни экстремизма скрыты в тех социально-экономических условиях, которые не позволяют человеку обеспечить самые естественные права на труд, отдых, образование, медицинское обслуживание и т.п. От невозможности реализовать эти права многие граждане и идут на различные экстремистские меры, что незамедлительно используют преступные элементы и политические авантюристы.
Вышеперечисленные обстоятельства вызывают насущную потребность в разработке общегосударственной комплексной программы и системы мер борьбы с экстремизмом, которая предполагает необходимость уяснения содержания и причин вооруженного экстремизма, факторов, способствующих росту числа его проявлений, системы признаков подготовки террористических актов и других экстремистских действий, отечественного и зарубежного опыта борьбы с этим явлением. Поэтому главное - добиться взаимодействия и координации всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении актуальной проблемы современности.