Дать каждому человеку в погонах крышу над головой - это одна из наиболее сложных проблем для Вооруженных сил России. Еще в начале 1990-х гг. она приобрела такую остроту, что ее нельзя было дальше игнорировать или не замечать. По указанию президента РФ российское правительство срочно разработало две государственных программы обеспечения военнослужащих жильем. Однако их не удалось выполнить из-за неудовлетворительного финансирования капитального строительства Минобороны (в 1993 г., например, - на 86%, в 1994 г. - на 46%, в 1995 г. - около 70%).
ПРИОРИТЕТ - НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
В последние годы стало очевидно, что существующая система обеспечения жильем военнослужащих вступила в противоречие с экономическими возможностями государства. Начался активный поиск и проработка альтернативных вариантов. В частности, появились предложения о переходе к накопительной системе обеспечение военных квартирами. Они рассматривались и в основном были одобрены 8 августа 2002 г. на заседании правительства РФ.
Предполагается использование целевых счетов для накапливания средств на приобретение жилья, осуществляемого на принципах прозрачности, сохранности и доходности. Действие накопительной системы будет распространяться на военнослужащих, заключивших первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2004 г., которым на весь период службы в соответствии с законодательством предоставляются служебные жилые помещения. Сумма выплачиваемых военнослужащему накапливаемых средств должна обеспечить реализацию его права на приобретение достойного жилья с учетом численного состава семьи, права на дополнительную площадь, а также с учетом выслуги лет, в том числе и в льготном исчислении.
Источником финансирования накопительной системы являются средства федерального бюджета и доходы от инвестиционной деятельности. При этом не исключается возможность увеличения накоплений за счет отчислений из внебюджетных источников, а также личных сбережений военнослужащих. Для управления накопительной системой должен быть учрежден государственный фонд. Причем государственное регулирование и контроль за формированием, сбережением и инвестированием жилищных накоплений должны осуществлять федеральные органы исполнительной власти, ответственные за надзор над профессиональными участниками финансового рынка и рынка недвижимости.
Реализация накопительной системы предусматривает два основных этапа. Первоначальный - связан с накапливание финансовых средств и ориентировочно продлится 15 лет. На данном этапе выплаты для приобретения жилья в рамках накопительной системы производятся только в случаях увольнения военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям и состоянию здоровья. Основной этап - это период, позволяющий производить выплаты за счет накопленных средств.
Для перехода к накопительной системе потребуется разработка и принятие соответствующего федерального закона, устанавливающего организационные, правовые и финансовые основы ее реализации, а также принятие нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Реализация накопительной системы позволит значительно улучшить морально-психологический климат в воинских коллективах и семьях военнослужащих, придать им уверенность в гарантированном обеспечении жильем как в период прохождения службы, так и после увольнения.
Предоставление квартир по накопительной системе призвано в какой-то мере компенсировать кадровым военным ограничения, связанные с исполнением им служебных обязанностей как особого вида федеральной государственной службы. Кроме того, подтверждением особого статуса военнослужащих, находящихся под защитой государства и не имеющих возможности участвовать в экономическом процессе, является установление более высокой нормы жилищного обеспечения по сравнению с утвержденными социальными нормативами. Вместе с тем, учитывая долговременный характер действия накопительной системы, сложность и масштабность рассматриваемого вопроса, а также то, что он затрагивает одну из важнейших социальных составляющих строительства Вооруженных сил, необходима его детальная проработка после одобрения принципов реализации накопительной системы.
"СЛУЖЕБКИ" ДЛЯ КОНТРАКТНИКОВ
Перевод армии на комплектование по контракту потребует от служб эксплуатации Минобороны проведения оценки технико-эксплуатационного состояния всего имеющего в наличии казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений с учетом их физического износа и морального старения. Дело в том, что очень большой процент (47,5%) жилищного фонда военного ведомства построен до 1970 г. Эти здания и сооружения уже не отвечают современным требованиям по размещению военнослужащих-контрактников. Здесь необходимо учитывать соответствие общей и жилой площади, количество комнат в квартире с учетом состава семьи, а также служебное положение офицеров, прапорщиков, сержантского и рядового состава. Затем потребуется как дальнейшее развитие и совершенствование структуры подрядчиков, осуществляющих непосредственно строительство, так и служб эксплуатации Министерства обороны на новых организационных принципах.
Обеспечение жильем военнослужащих-контрактников напрямую зависит от того, удастся ли военному ведомству сформировать в достаточном количестве фонд служебных помещений. Офицеры и прапорщики будут проживать в них до получения постоянных квартир или до увольнения в запас. И здесь особую актуальность приобретает вопрос отселения в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации лиц, утративших связь с Вооруженными силами из закрытых и обособленных военных городков (по состоянию на 1 июля 2002 г. - около 58 тыс. семей).
Согласно указу президента РФ от 22 июля 2002 г. # 770 приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Средства на капитальное строительство жилья для указанной категории граждан военному ведомству целевым назначением не выделяются. Однако в целях формирования служебного жилого фонда, квартирно-эксплуатационные органы производят отселение граждан из закрытых военных городков на жилой фонд Минобороны России, находящийся за пределами указанных городков. За период с 1 января 1998 по 1 июля 2002 г. Министерством обороны отселено 4,4 тыс. семей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ
Программа "Государственные жилищные сертификаты" - существенный дополнительный источник получения жилья военнослужащими, увольняемыми в запас или отставку. Всего за время действия программы 1998-2002 гг. в Минобороны России более 37 тыс. семей увольняемых военнослужащих обеспечены жильем посредством реализации ГЖС. В том числе в 2002 г. реализовано более 14,5 тыс. сертификатов (из них 4,5 тыс. выпуска 2001 г. и более 10 тыс. выпуска 2002 г.).
Постановлением правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. # 168 утверждены новые правила выпуска и погашения ГЖС. В целях усиления социальной защищенности участников программы и повышения ее привлекательности теперь участвующим в ней военнослужащим предоставляется субсидия в размере 100% расчетной стоимости приобретения жилого помещения. Раньше таким правом пользовались только те, кто имел выслугу 25 и более календарных лет.
Согласно новому положению расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м для имеющих право на дополнительную площадь в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Снято также ограничение при расчете субсидии по средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему экономическому району Российской Федерации. Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи. Отменено требование о его регистрации в органе исполнительной власти субъекта РФ. Разрешено приобретать жилые помещения не только по договорам купли-продажи, как было установлено ранее, но и по договорам уступки права на жилое помещение, что расширяет возможности владельцев сертификатов при выборе и приобретении жилья.
Анализ хода реализации программы позволяет сделать вывод, что около 47% ее участников приобретают жилье, общая площадь которого ниже социальной нормы, около 12% имели возможность произвести единоразовые доплаты, позволяющие приобрести достойное жилье, хотя сумма доплаты незначительна, и не превышает 10-15% от размера выделенной субсидии.
В основном жилье приобретается на вторичном рынке, так как механизм работы программы не предусматривает возможность участия в строительстве жилья. Методика расчета цен, используемых для определения размера субсидий, не позволяет достоверно определить эту цену по причине разобщенности статистического материала и его низкой достоверности.
В настоящее время постановлением правительства Российской Федерации действие программы продлено до 2003 г., и она вошла в качестве подпрограммы в федеральную целевую программу "Жилище", разработанную до 2010 г.