0
1925
Газета Армии Интернет-версия

04.04.2003 00:00:00

Напрасные жертвы

Валерий Щепеткин

Об авторе: Валерий Георгиевич Щепеткин - кандидат военных наук, старший научный сотрудник, военный летчик 1 класса, подполковник.

Тэги: солдат, учения, информация, граната


ОДНИМ из печальных событий второй недели марта стало известие о гибели на сибирском полигоне подполковника Якунина, ценой своей жизни спасшего от неминуемой гибели рядового, своего подчиненного. При отработке норматива по метанию боевой гранаты граната выпала из рук рядового на дно окопа, и командир, выполняя свой воинский долг, закрыл ее своим телом и тем самым спас жизнь своего подчиненного.

В 1997 г. средства массовой информации уже писали о героическом поступке рядового Наумова, спасшего таким же образом жизнь лейтенанту, своему командиру. И в мирное время вопреки духу наживы и агрессивного эгоизма, все больше проникающего в нашу жизнь, российские воины демонстрируют высокие образцы мужества и самопожертвования, верности своему долгу и войсковому товариществу. "Сам погибай, а товарища выручай!" - не пустые слова для российского солдата. Своими жизнями рядовой Наумов и подполковник Якунин подтвердили это.

Однако возникают некоторые неприятные вопросы: неужели эти безвозвратные для отцов и матерей, жен и детей военнослужащих потери были неизбежны? Неужто нельзя иначе организовать боевую подготовку, чтобы не было этих напрасных жертв?

После публикации статьи о героическом поступке рядового Наумова я много размышлял над поиском ответов на эти вопросы. Мой опыт 25-летней безаварийной летной работы, военно-научной деятельности подсказывал мне, что для положительного решения этих вопросов необходима тщательная подготовка к отработке этого норматива и критическим ситуациям, которые могут возникнуть при этом.

В разгар второй чеченской кампании, когда наши войска несли большие потери от боевиков-гранатометателей, я вновь обратился к руководству Министерства обороны с предложениями по оборудованию окопов и траншей дополнительными нишами для погашения энергии взрыва неприятельских гранат и снижения уровня боевых потерь. Из министерства пришел ответ: "Ваши предложения будут рассмотрены, опробированы, по результатам исследований будут даны рекомендации в войска". Я посчитал для себя решенной эту проблему.

События последних дней показали, что это не так.

Фактическая раздробленность Вооруженных сил, наличие воинских формирований в десятках министерств и ведомств делают невозможным довести до каждого военнослужащего по служебным каналам жизненно важную информацию.

Вот несколько правил, которые должен знать каждый военнослужащий, начальник и подчиненный, каждая жена офицера и подруга новобранца, отправляя его в армию:

1. Первоначальное обучение метанию боевой гранаты должно осуществляться только из траншеи с несколькими изломами. За коротким изломом можно легко укрыться от разрыва гранаты. Немного присыплет - но будешь жив!

2. Обучение метанию боевой гранаты из прямолинейного окопа - верная дорога к смерти или начальника, или подчиненного. Оно должно быть запрещено!

3. Потеря гранаты при метании - распространенный случай. К нему надо готовиться заранее, отрабатывая действия обучаемого и контролирующего до автоматизма при падении гранаты в различные точки траншеи.

4. Особое внимание - метанию гранаты зимой. От холода и волнения руки у новобранца становятся непослушными. Часто граната с взведенным запалом западает в рукав бушлата. Поэтому рукава бушлата необходимо стягивать тесемкой или шнурком (совет участника боев в Приднестровье).

5. В мирное время и в боевой обстановке целесообразно на дне траншеи в местах сочленения с вертикальными стенами откапывать карманы - улавливатели гранат глубиной 30-40 см. В таких карманах энергия взрыва гранаты будет гаситься не менее надежно, чем человеческим телом.

6. Человек с ружьем - это опасно, новобранец - опасно вдвойне. Хочешь остаться живым - знай и выполняй требования уставов и наставлений. Мало того, определяй для себя и подчиненных меры безопасности на каждом упражнении, этапе учения или боя и следи за их выполнением на каждом этапе.

7. Случаи подрыва на гранатах при обучении нередки. Поэтому заказывающему управлению Министерства обороны необходимо заказать промышленности и иметь на снабжении надежные учебно-боевые запалы для ручных гранат с увеличенным (может быть, раза в два) временем взведения взрывателя.

Мне могут возразить некоторые офицеры, мол, не всегда у солдата на войне будет траншея и что гранату надо уметь бросать из любых положений. Это правильно. Но подготовка солдата к войне должна идти от простого к сложному. Перед тем как сесть в кабину самолета курсанту летного училища приходится изрядно попотеть: изучить теорию, потренироваться на тренажерах и тренажных самолетах, сдать зачеты и экзамены и только после этого перейти непосредственно к летной подготовке.

Не сомневаюсь, в большинстве случаев командиры и начальники строго следуют принципу обучения "от простого к сложному". Поэтому не следует пренебрегать этим принципом и при выборе, подготовке мест проведения занятий.

Представляете, с каким чувством спускаются в окоп и солдат-новобранец, и офицер-контролирующий, зная, что если граната упадет - то им верная смерть. Такое общение со смертью накладывает дополнительную нагрузку на психику солдата. Не каждый это выдерживает. Поэтому и гибнут люди.

Наличие подготовленного учебного места, предварительная отработка четких действий как по выполнению норматива, так и при возникновении различных критических ситуаций позволяют уменьшить психологическую нагрузку на обучаемого и тем самым снизить вероятность возникновения критической ситуации. А если ситуация все-таки возникнет, то живыми выйти из нее.

Почему об этом должна знать мама или подруга новобранца? Зная основные правила боевой подготовки, они могут осознанно напомнить о них своему мужчине в погонах, поинтересоваться о том, как его обучают, как он обучает, потребовать от командира ответа за то, что мужчина вернулся домой калекой или не вернулся совсем. Это может стать дополнительным элементом реального контроля гражданского общества над армией.

Уверен, что военные профессионалы могут и должны изменить свой подход к небоевым потерям. В мирное время зачастую героизм одних - это следствие упущения, а порой и разгильдяйства других, причина горя и слез третьих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1355
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1541
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1648
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3913

Другие новости