ПОДЗАБЫТЫЙ лозунг о том, что народ и армия едины, сегодня должен отражать реальное положение дел в этой сфере общественной жизни. Гражданские и военные власти призваны совместными усилиями защитить население в любой чрезвычайной ситуации. Исторически так сложилось, что на Кавказе именно военные всегда были опорой государства. Прошедшее под Владикавказом масштабное учение можно рассматривать и в этом аспекте.
НА ЮГЕ ПОКА НЕ ВСЕ СПОКОЙНО
На юге две классические российские беды пока еще не до конца утратили ветхозаветную актуальность. Но все же это, скорее, литературный эпос. В последние годы дорожная сеть здесь поступательно развивается, появляются вполне современные мосты, транспортные развязки и т.д. Вторая исконная российская напасть тоже потихоньку становится не такой животрепещущей. Все больше умных и образованных людей предпочитают работать дома, а не за границей.
Если говорить абсолютно серьезно, то сегодня на Северном Кавказе по трем основным причинам сохраняется угроза жизни и здоровью жителей региона (и даже безопасности государства в целом). Их устранение невозможно без участия армии и других силовых структур.
Во-первых, это незаконные вооруженные формирования, созданные националистическими, религиозно-экстремистскими кругами. Причем эти силы окопались как на нашей территории, так и за ее пределами и поддерживаются международными террористическими организациями. Достаточно вспомнить прошлогодний рейд гелаевцев с сопредельной стороны.
Во-вторых, вдоль южных рубежей Российской Федерации протянулся целый пояс нестабильности. На территории государств Закавказья в притушенном состоянии сохраняются несколько горячих точек. Непосредственно к российской госгранице примыкают полностью неуправляемые центральной грузинской властью автономии, провозгласившие о своем суверенитете. В последнее время официальный Тбилиси делает активные попытки избавиться от российского военного присутствия. Оттуда звучат и голоса о привлечении натовских сил для разрешения абхазского и югоосетинского вопросов. А это чревато гуманитарной катастрофой и серьезными проблемами для России.
В-третьих, велика вероятность стихийных бедствий, различного рода природных катаклизмов (горная местность, резкая смена температур, вызывающая паводки, сходы селей и снежных лавин). В прошлом году наводнения в горных районах, в Краснодарском и Ставропольском краях, сход ледника в Северной Осетии унесли десятки жизней, причинили огромный материальный ущерб. Этой зимой в ряде районов выпало большое количество осадков (преимущественно в виде снега). Наступившее потепление уже заметно осложнило паводковую обстановку в части Ростовской и Волгоградской областей.
НЕ ЧЕСТИ МУНДИРА РАДИ
Борьба с незаконными вооруженными формированиями, прикрытие государственной границы и выполнение миротворческих задач, спасение людей и помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий - вот далеко не полный перечень вопросов, которые решаются военными в Северо-Кавказском регионе. Конечно же, совместно с местными властями. Не случайно на дивизионное тактическое учение с боевой стрельбой, прошедшее в последний день марта, были приглашены руководители всех субъектов Юга России во главе с полпредом президента РФ в ЮФО Виктором Казанцевым.
По сценарию учения, как объяснил приглашенным и журналистам начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин, угроза исходит от незаконных вооруженных формирований, находящихся как внутри, так и за пределами нашей территории. Отчасти была смоделирована ситуация, когда боевики при поддержке международных террористических организаций вторглись в Дагестан.
Вновь, как в 1999 г., вели огонь прямой наводкой реактивные системы залпового огня. Мотострелковая дивизия СКВО, поддержанная фронтовой и армейской авиацией, совместно с пограничниками и подразделением оперативного назначения внутренних войск громили условного противника в труднодоступной горной местности.
Наблюдавший за ходом учений президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков признался, что у него сложились самые благоприятные впечатления - слаженные действия войск, четкая организация всего мероприятия. Он и его коллеги, губернатор Ставропольского края Александр Черногоров, глава администрации Волгоградской области Николай Максюта, высказали удовлетворение тем, что отныне подобные учения будут проводиться на регулярной основе. В случае обострения ситуации войска справятся со своими задачами, считают главы регионов.
Армия должна иметь возможность постоянно заниматься боевой подготовкой, этого требует обстановка на южных рубежах России. Необходимо делать все возможное, чтобы сохранить в бою жизнь солдатам и отразить возможную агрессию. Проводимые учения и потенциальные очаги напряженности находятся практически в одних границах, отметил в беседе с журналистами ставропольский губернатор.
Присутствие на масштабном учении войск СКВО под Владикавказом глав исполнительной власти региона - не дань моде или что-то подобное. Сугубо рабочий, а не экскурсионный характер их поездки на военные полигоны обусловлен необходимостью знать истинное положение дел, реальные возможности войск, дислоцирующихся в регионе.
Большинство руководителей исполнительной власти хорошо осведомлены о проблемах, которые существуют в Вооруженных силах в целом и о нуждах конкретных соединений, частей. Так, на Северный Кавказ значительное количество войск было передислоцировано из бывших союзных республик и стран дальнего зарубежья. При этом возникло много трудностей с обустройством на новом месте и т.д. Как пример губернатор Ставрополья приводит факт отсутствия у Буденновской мотострелковой бригады полигона для полноценных занятий по боевой подготовке. Губернатор при этом не снимает доли ответственности за положение дел у военных и с краевых властей. Местная власть напрямую заинтересована в нормальном функционировании воинских формирований на ее территории.
Достаточно вспомнить прошлогоднее наводнение (в частности, трагедию жителей станицы Барсуковской). Рискуя собственной жизнью, спасали людей в пострадавших от стихии районах курсанты из Ставрополья. На грани возможного, демонстрируя отвагу и профессионализм, действовали армейские вертолетчики. Военные инженеры эвакуировали из затопленных населенных пунктов с помощью своей техники десятки, сотни людей. Они же наводили переправы (пусть по временной схеме), помогали восстановить дороги и мосты. В том числе и в горных районах Чеченской Республики.
Когда августовские ливни и смерчи обрушились на Новороссийск и его окрестности, одними из первых на помощь жителям пришли именно военные. Сотни военнослужащих воздушно-десантного соединения, десятки единиц техники были задействованы в спасательных и ремонтно-восстановительных работах.
Горький опыт несогласованных действий чрезвычайных служб, преступной бездеятельности отдельных должностных лиц, отвечающих за безопасность граждан, не должен повториться. Как показало расследование, многих жертв и разрушений можно было избежать.
Одним из этапов проходившего в СКВО КШУ стало учение по эвакуации населения, пострадавшего от наводнения. Неподалеку от воинской части, дислоцирующейся в Моздоке, был разбит палаточный городок. По сигналу сюда автотранспортом доставили людей из "зоны затопления". На учении в роли "пострадавших" выступали жены и дети военнослужащих. Военные комиссары из всех краев, областей и республик ЮФО наблюдали, каким образом следует организовать эвакуацию населения.
Совершенно очевидно, что исполнительная власть на местах (от главы поселковой администрации до губернатора) должна работать в тесном контакте с подразделениями и органами всех силовых структур, дислоцирующихся в их районе, области. Только совместная работа гражданских и военных властей обеспечит безопасность жителей в таком регионе, как Северо-Кавказский, и сделает стабильнее общественно-политическую ситуацию на юге России.