ВООРУЖЕННЫЕ силы Украины, как и российские, вышли из бывшей Советской армии и ВМФ СССР. Многое в их положении созвучно военным реалиям РФ. Но особенности все же ощутимы. Сегодня украинские ВС строятся на основании Государственной программы реформирования и развития на период до 2005 г. Так что в 2003 г. вполне обоснованно можно подвести некоторые промежуточные итоги ее выполнения.
НА ДЕСЯТОМ МЕСТЕ
Небезынтересно посмотреть на результаты опросов населения Украины относительно состояния армии. Они наглядно свидетельствуют, что уровень доверия к этому государственному институту неуклонно снижается: 1996 г. - 40%, 1997 г. - 35%, 1998 г. - 30%. В 1999-2002 гг. этот показатель колебался в пределах 25-27%, временно снизившись после гибели российского авиалайнера Ту-154, сбитого украинской ракетой, до 22%. При этом уровень недоверия к армии доходит до 27%. Однако нельзя не отметить, что более высокие оценки доверия в украинском обществе имеет только Церковь.
Всего 4% населения Украины считает, что армия реформируется в соответствии с планом. Тогда как 30% уверены в том, что имеет место не реформа вооруженных сил страны, а их развал. Свыше 50% украинских граждан не верят в высокую подготовку армии к выполнению своих задач, противоположного мнения придерживаются лишь около 4%. 60% опрошенных убеждены в том, что состояние морального духа и дисциплины в ВС низкое, а не согласны с ними всего около 3%.
В отношении престижности респонденты отвели воинской профессии в Украине лишь 10-е место, после юриста, экономиста, врача, чиновника, фермера и т.д. Действительно, быть сегодня военнослужащим - значит не иметь возможности обеспечить более-менее достойный уровень жизни себе и своей семье. 75% граждан Украины оценивают уровень состояния социального обеспечения людей в погонах как низкий, и только 12% - как средний и высокий.
Связь общества с армией должны поддерживать СМИ. Однако открытость украинских силовых структур остается неудовлетворительной и строго дозированной. Уровень информированности о ситуации в вооруженных силах страны лишь 11% граждан Украины считают для себя достаточным, а у 73% опрошенных прямо противоположная точка зрения. 36% подчеркнули, что "они практически не имеют такой информации".
Однако еще более тревожный симптом: военная тематика - одна из самых непопулярных среди населения Украины. По опросам, только 18% граждан интересуются материалами СМИ по военным вопросам, 82% - они никак не волнуют.
КАК В РОССИИ
Между тем, согласно объективным оценкам, имеет место резкое снижение ратной выучки и уровня боевой готовности украинских войск, которые не отвечают минимальным потребностям обороны государства. Неспособность ВС выполнять поставленные задачи подтверждается состоянием техники и вооружения.
По данным на 2000 г., из 543 вертолетов армейской авиации в воздух могли подняться только 35 машин. В частях ВВС парк исправных самолетов составлял менее 40%, а в 2003 г., как прогнозировалось, их могло остаться лишь 15-25%. В войсках ПВО около 50% ЗРК и две трети РЛС исчерпали сроки эксплуатации. Практически все корабли ВМС требовали заводского ремонта. В сухопутных войсках 80% автомобилей не имели аккумуляторов. Боевая подготовка войск стала условной, так как на выход военной техники из парков и баз выделялось 5-15% горючего от необходимых потребностей.
Отмечалось падение престижа службы в армии, кадровый кризис, массовые увольнения опытных и профессионально подготовленных офицеров в запас (60% командиров не видят перспектив в службе), неудовлетворительная укомплектованность воинских частей и подразделений. Снижение профессионализма и компетентности военных кадров проявлялось в неспособности высших должностных лиц ВС обеспечить результативное военное строительство и управление войсками. Главная причина - слабость национальной военной элиты, высших командных кадров стратегического и оперативно-стратегического уровней. Достаточно сказать, что у более чем 100 офицеров, занимающих должности от командиров полков и выше, нет соответствующего образования.
Наблюдаются частичное расслоение офицерского корпуса по политическим признакам, довольно серьезные разногласия в среде украинских офицеров. Причем один из социологических опросов среди офицерского состава ВС засвидетельствовал следующий небезынтересный для руководства страны факт: только 16% высказались за сближение с НАТО, а 37% - за "тройственный союз" (Россия, Беларусь, Украина).
Отторжение, отчуждение офицерского корпуса от власти, изоляция армии от общества, негативно-равнодушное отношение гражданских к военным, отсутствие какой-либо перспективы получить жилье в ближайшие 15-20 лет (в ВС насчитывается 60 тыс. бесквартирных офицеров, или каждый третий-четвертый), невозможность найти работу женам 52% офицеров - все это привело к тому, что более 70% украинских военнослужащих оценивают отношение к ним представителей органов центральной власти как равнодушное, а 10% - как враждебное и презрительное. Снижение уровня материального и финансового обеспечения офицерского корпуса приводит с одной стороны к коррупции, взяточничеству, злоупотреблению служебным положением, а с другой - к поиску за счет службы иных источников существования, что вызывает протесты пока лишь в мирных групповых выступлениях.
К этому следует добавить и всяческие уловки власти по отношению к военным пенсионерам. Например, как можно объяснить с позиции здравого смысла, что в 2003 г. при общем повышении пенсий бывшим военнослужащим, было сделано исключение для тех из них, кто имеет ученые степени и звания?
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Впрочем, данная картина неудивительна, поскольку в Украине отсутствует единая система органов, отвечающих за оборону государства в целом, система, способная обеспечить своевременное выявление и решение возникающих военных проблем и комплексное руководство военным строительством как взаимосвязанным блоком экономических и политических, идеологических и социальных, технических и военных, учебно-образовательных мероприятий.
Вооруженные силы и страна пока еще фактически не имеют таких наиглавнейших руководящих документов, как Концепция национальной безопасности и Военная доктрина (ВД 1993 г. устарела). Причины этого, по-видимому, связаны и с отсутствием в государстве основополагающих позиций относительно политической самоидентификации и выбора политического и экономического курса развития. В Украине отсутствует представление о том, что такое военная организация и в связи с этим - и по-настоящему эффективная государственная программа военного (оборонного) строительства.
А пока идут дискуссии о необходимости ввода в Украине института гражданского Министерства обороны и профессиональной (по контракту) армии. Продолжает остро стоять проблема оптимизации организационной структуры вооруженных сил Украины, включающих пока еще четыре вида: сухопутные войска, ВВС, ПВО и ВМС.
Оборонный бюджет Украины на протяжении 1997-2002 гг. составлял в среднем 500-550 млн. долл. На 2003 г. запланировано до 800 млн. долл., но и это только на 73,6% удовлетворяет минимальные потребности ВС. Притом на содержание одной дивизии по стандартам НАТО, куда так стремится официальный Киев, необходимо 200-240 млн. долл. Из отпущенных средств 80-90% ежегодно расходовалось только на нужды личного состава вооруженных сил. Хотя практика свидетельствует, что действенное функционирование и развитие ВС страны возможно в условиях соблюдения следующих пропорций распределения ресурсов: на личный состав - около 50%, на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение - около 20%, НИР и закупка оружия - 25%, другие расходы - 5%.
Научно-технический, военно-экономический и военно-промышленный кризис привел ВС Украины к 15-летнему отставанию от армий ведущих стран мира в области оснащения войск современным высокоточным оружием и соответствующими технологиями. Более того капитального ремонта требует 70% нынешнего вооружения украинских ВС.
Подобное положение вещей неудивительно. Ведь объемы производства ВПК Украины не превышают 4-5% от уровня 1990 г. Число оборонных предприятий уменьшилось в 5 раз, работающих - в 7 раз.
Правительство Украины не имеет научно обоснованной программы реструктуризации оборонной отрасли. Направленность развития национального ВПК даже не вписывается в логику военного строительства Украины. 70-90% оборонных предприятий ориентированы на экспорт и только до 5% - на собственные потребности. В Украине шутят, что отечественная военная промышленность обеспечивает Россию - самого близкого стратегического партнера. Но украинской армии не до шуток, поскольку анализ сегодняшнего состояния ее ВВТ указывает на то, что подавляющее большинство технически сложных комплексов и образцов уже исчерпали свой ресурс и срок эксплуатации (или их ресурс заканчивается в 2003-2005 гг.). Абсолютно реальным становится утрата боеготовности целых видов ВС и родов войск. По подсчетам Минобороны Украины, чтобы противостоять таким негативным тенденциям, необходимо около 16 млрд. гривен. Для сравнения: для решения этих задач в бюджете 2003 г. предусмотрено около 260 млн. гривен.
Сложившаяся в Украине административная система - это основной тормоз в развитии и общества, и государства. И, естественно, его вооруженных сил. За годы советской власти и особенно уже в десятилетний период декларированной украинской независимости в стране вырос и укрепился достаточно новый тип госчиновника среднего, да и высокого уровней, обладающего характерными чертами ментальности, отнюдь не способствующей подлинному реформированию той же самой военной организации Украины.
Упорядочению отношений между гражданским обществом и военными, построению начал демократического контроля общества над армией мог бы служить специальный закон, в котором определялись бы и функции специального уполномоченного по правам военнослужащих. Проект закона "О демократическом гражданском контроле над военной организацией и правоохранными органами государства" уже разработан. Однако он до сих пор не рассмотрен Верховной Радой.
Логичными выглядят выводы Леонида Кучмы, сделанные им в выступлении на коллегии Министерства обороны Украины. Анализируя состояние вооруженных сил, президент заявил: "...трагические события последних лет подтверждают истину, что неудовлетворительно оснащенная и поверхностно подготовленная армия может превратиться из средства защиты государства в угрозу безопасности людей". И как верховный главнокомандующий Кучма "поставил перед руководством Минобороны задачу сделать все возможное, чтобы армия никогда, ни при каких условиях не представляла угрозу для гражданского населения...". Таким образом, в Киеве косвенно признают, что украинские ВС из средства защиты превращаются в прямую опасность для населения.
КОРРУПЦИЯ
Боеспособность ВС Украины, уровень их финансирования, а также уровень социального обеспечения всех воинских формирований удовлетворить военнослужащих никак не могут. Скандалы с высокопоставленными военными не редкость. В конце апреля, например, Леонид Кучма, раскритиковав ситуацию, сложившуюся в военных частях, в частности, поручил Генеральной прокуратуре и Совету национальной безопасности и обороны Украины проверить факты целевого использования государственных средств, военного имущества, недвижимости и земельных участков, отведенных для потребностей ВМС на территории Крыма.
Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении адмирала Михаила Ежеля, являвшегося в 1996-2001 гг. заместителем министра обороны Украины, командующим ВМСУ, занимавшего должность главкома ВМС с августа 2001 г., по статьям о превышении военным служебным лицом служебных полномочий, а также о халатном отношении к военной службе. Как сообщил заместитель генерального прокурора Александр Атаманюк, по предварительным данным, общая сумма убытков, причиненных государству вследствие действий Ежеля, составляет около 3 млн. гривен. Обвинение ему пока не предъявлено, вопрос об избрании меры пресечения еще не рассматривался, сообщил замгенпрокурора.
В настоящее время Ежель находится на лечении в военном госпитале в Киеве. Между тем, по словам Александра Атаманюка, Ежелю инкриминируется реализация по заниженной стоимости кипрской фирме двух морских танкеров "Макеевка" и "Керчь", которые по его приказу были выведены из состава ВМС без соответствующего распоряжения кабинета министров. Окончательная цена судов была уменьшена почти на 1 млн. гривен. Также задешево по приказу адмирала продали рефрижераторное транспортное судно "Ялта", принадлежавшее ВМС. Осенью 1998 г. опять-таки по приказу Ежеля были заключены и выполнены договоры фрахтовки сухогруза "Горловка" для перевозки мандаринов из порта Батуми (Грузия) в украинские порты. Заправка судов, перевозивших данный товар, осуществлялась из неприкасаемых запасов ВМС.
Вот какой "славный" предшественник был у контр-адмирала Игоря Князя, назначенного главнокомандующим военно-морскими силами Украины указом Леонида Кучмы. И стал Игорь Князь четвертым главкомом украинских ВМС за время существования украинского флота...
Прокуратура только взялась за изучение положения дел в збройних силах. Если правоохранительной системе хватит упорства, Украину ждет не один громкий судебный процесс.