0
905
Газета Армии Интернет-версия

06.06.2003 00:00:00

Збройни силы опасны для соотечественников

Тэги: уркаина, армия, проблемы


ВООРУЖЕННЫЕ силы Украины, как и российские, вышли из бывшей Советской армии и ВМФ СССР. Многое в их положении созвучно военным реалиям РФ. Но особенности все же ощутимы. Сегодня украинские ВС строятся на основании Государственной программы реформирования и развития на период до 2005 г. Так что в 2003 г. вполне обоснованно можно подвести некоторые промежуточные итоги ее выполнения.

НА ДЕСЯТОМ МЕСТЕ

Небезынтересно посмотреть на результаты опросов населения Украины относительно состояния армии. Они наглядно свидетельствуют, что уровень доверия к этому государственному институту неуклонно снижается: 1996 г. - 40%, 1997 г. - 35%, 1998 г. - 30%. В 1999-2002 гг. этот показатель колебался в пределах 25-27%, временно снизившись после гибели российского авиалайнера Ту-154, сбитого украинской ракетой, до 22%. При этом уровень недоверия к армии доходит до 27%. Однако нельзя не отметить, что более высокие оценки доверия в украинском обществе имеет только Церковь.

Всего 4% населения Украины считает, что армия реформируется в соответствии с планом. Тогда как 30% уверены в том, что имеет место не реформа вооруженных сил страны, а их развал. Свыше 50% украинских граждан не верят в высокую подготовку армии к выполнению своих задач, противоположного мнения придерживаются лишь около 4%. 60% опрошенных убеждены в том, что состояние морального духа и дисциплины в ВС низкое, а не согласны с ними всего около 3%.

В отношении престижности респонденты отвели воинской профессии в Украине лишь 10-е место, после юриста, экономиста, врача, чиновника, фермера и т.д. Действительно, быть сегодня военнослужащим - значит не иметь возможности обеспечить более-менее достойный уровень жизни себе и своей семье. 75% граждан Украины оценивают уровень состояния социального обеспечения людей в погонах как низкий, и только 12% - как средний и высокий.

Связь общества с армией должны поддерживать СМИ. Однако открытость украинских силовых структур остается неудовлетворительной и строго дозированной. Уровень информированности о ситуации в вооруженных силах страны лишь 11% граждан Украины считают для себя достаточным, а у 73% опрошенных прямо противоположная точка зрения. 36% подчеркнули, что "они практически не имеют такой информации".

Однако еще более тревожный симптом: военная тематика - одна из самых непопулярных среди населения Украины. По опросам, только 18% граждан интересуются материалами СМИ по военным вопросам, 82% - они никак не волнуют.

КАК В РОССИИ

Между тем, согласно объективным оценкам, имеет место резкое снижение ратной выучки и уровня боевой готовности украинских войск, которые не отвечают минимальным потребностям обороны государства. Неспособность ВС выполнять поставленные задачи подтверждается состоянием техники и вооружения.

По данным на 2000 г., из 543 вертолетов армейской авиации в воздух могли подняться только 35 машин. В частях ВВС парк исправных самолетов составлял менее 40%, а в 2003 г., как прогнозировалось, их могло остаться лишь 15-25%. В войсках ПВО около 50% ЗРК и две трети РЛС исчерпали сроки эксплуатации. Практически все корабли ВМС требовали заводского ремонта. В сухопутных войсках 80% автомобилей не имели аккумуляторов. Боевая подготовка войск стала условной, так как на выход военной техники из парков и баз выделялось 5-15% горючего от необходимых потребностей.

Отмечалось падение престижа службы в армии, кадровый кризис, массовые увольнения опытных и профессионально подготовленных офицеров в запас (60% командиров не видят перспектив в службе), неудовлетворительная укомплектованность воинских частей и подразделений. Снижение профессионализма и компетентности военных кадров проявлялось в неспособности высших должностных лиц ВС обеспечить результативное военное строительство и управление войсками. Главная причина - слабость национальной военной элиты, высших командных кадров стратегического и оперативно-стратегического уровней. Достаточно сказать, что у более чем 100 офицеров, занимающих должности от командиров полков и выше, нет соответствующего образования.

Наблюдаются частичное расслоение офицерского корпуса по политическим признакам, довольно серьезные разногласия в среде украинских офицеров. Причем один из социологических опросов среди офицерского состава ВС засвидетельствовал следующий небезынтересный для руководства страны факт: только 16% высказались за сближение с НАТО, а 37% - за "тройственный союз" (Россия, Беларусь, Украина).

Отторжение, отчуждение офицерского корпуса от власти, изоляция армии от общества, негативно-равнодушное отношение гражданских к военным, отсутствие какой-либо перспективы получить жилье в ближайшие 15-20 лет (в ВС насчитывается 60 тыс. бесквартирных офицеров, или каждый третий-четвертый), невозможность найти работу женам 52% офицеров - все это привело к тому, что более 70% украинских военнослужащих оценивают отношение к ним представителей органов центральной власти как равнодушное, а 10% - как враждебное и презрительное. Снижение уровня материального и финансового обеспечения офицерского корпуса приводит с одной стороны к коррупции, взяточничеству, злоупотреблению служебным положением, а с другой - к поиску за счет службы иных источников существования, что вызывает протесты пока лишь в мирных групповых выступлениях.

К этому следует добавить и всяческие уловки власти по отношению к военным пенсионерам. Например, как можно объяснить с позиции здравого смысла, что в 2003 г. при общем повышении пенсий бывшим военнослужащим, было сделано исключение для тех из них, кто имеет ученые степени и звания?

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Впрочем, данная картина неудивительна, поскольку в Украине отсутствует единая система органов, отвечающих за оборону государства в целом, система, способная обеспечить своевременное выявление и решение возникающих военных проблем и комплексное руководство военным строительством как взаимосвязанным блоком экономических и политических, идеологических и социальных, технических и военных, учебно-образовательных мероприятий.

Вооруженные силы и страна пока еще фактически не имеют таких наиглавнейших руководящих документов, как Концепция национальной безопасности и Военная доктрина (ВД 1993 г. устарела). Причины этого, по-видимому, связаны и с отсутствием в государстве основополагающих позиций относительно политической самоидентификации и выбора политического и экономического курса развития. В Украине отсутствует представление о том, что такое военная организация и в связи с этим - и по-настоящему эффективная государственная программа военного (оборонного) строительства.

А пока идут дискуссии о необходимости ввода в Украине института гражданского Министерства обороны и профессиональной (по контракту) армии. Продолжает остро стоять проблема оптимизации организационной структуры вооруженных сил Украины, включающих пока еще четыре вида: сухопутные войска, ВВС, ПВО и ВМС.

Оборонный бюджет Украины на протяжении 1997-2002 гг. составлял в среднем 500-550 млн. долл. На 2003 г. запланировано до 800 млн. долл., но и это только на 73,6% удовлетворяет минимальные потребности ВС. Притом на содержание одной дивизии по стандартам НАТО, куда так стремится официальный Киев, необходимо 200-240 млн. долл. Из отпущенных средств 80-90% ежегодно расходовалось только на нужды личного состава вооруженных сил. Хотя практика свидетельствует, что действенное функционирование и развитие ВС страны возможно в условиях соблюдения следующих пропорций распределения ресурсов: на личный состав - около 50%, на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение - около 20%, НИР и закупка оружия - 25%, другие расходы - 5%.

Научно-технический, военно-экономический и военно-промышленный кризис привел ВС Украины к 15-летнему отставанию от армий ведущих стран мира в области оснащения войск современным высокоточным оружием и соответствующими технологиями. Более того капитального ремонта требует 70% нынешнего вооружения украинских ВС.

Подобное положение вещей неудивительно. Ведь объемы производства ВПК Украины не превышают 4-5% от уровня 1990 г. Число оборонных предприятий уменьшилось в 5 раз, работающих - в 7 раз.

Правительство Украины не имеет научно обоснованной программы реструктуризации оборонной отрасли. Направленность развития национального ВПК даже не вписывается в логику военного строительства Украины. 70-90% оборонных предприятий ориентированы на экспорт и только до 5% - на собственные потребности. В Украине шутят, что отечественная военная промышленность обеспечивает Россию - самого близкого стратегического партнера. Но украинской армии не до шуток, поскольку анализ сегодняшнего состояния ее ВВТ указывает на то, что подавляющее большинство технически сложных комплексов и образцов уже исчерпали свой ресурс и срок эксплуатации (или их ресурс заканчивается в 2003-2005 гг.). Абсолютно реальным становится утрата боеготовности целых видов ВС и родов войск. По подсчетам Минобороны Украины, чтобы противостоять таким негативным тенденциям, необходимо около 16 млрд. гривен. Для сравнения: для решения этих задач в бюджете 2003 г. предусмотрено около 260 млн. гривен.

Сложившаяся в Украине административная система - это основной тормоз в развитии и общества, и государства. И, естественно, его вооруженных сил. За годы советской власти и особенно уже в десятилетний период декларированной украинской независимости в стране вырос и укрепился достаточно новый тип госчиновника среднего, да и высокого уровней, обладающего характерными чертами ментальности, отнюдь не способствующей подлинному реформированию той же самой военной организации Украины.

Упорядочению отношений между гражданским обществом и военными, построению начал демократического контроля общества над армией мог бы служить специальный закон, в котором определялись бы и функции специального уполномоченного по правам военнослужащих. Проект закона "О демократическом гражданском контроле над военной организацией и правоохранными органами государства" уже разработан. Однако он до сих пор не рассмотрен Верховной Радой.

Логичными выглядят выводы Леонида Кучмы, сделанные им в выступлении на коллегии Министерства обороны Украины. Анализируя состояние вооруженных сил, президент заявил: "...трагические события последних лет подтверждают истину, что неудовлетворительно оснащенная и поверхностно подготовленная армия может превратиться из средства защиты государства в угрозу безопасности людей". И как верховный главнокомандующий Кучма "поставил перед руководством Минобороны задачу сделать все возможное, чтобы армия никогда, ни при каких условиях не представляла угрозу для гражданского населения...". Таким образом, в Киеве косвенно признают, что украинские ВС из средства защиты превращаются в прямую опасность для населения.

КОРРУПЦИЯ

Боеспособность ВС Украины, уровень их финансирования, а также уровень социального обеспечения всех воинских формирований удовлетворить военнослужащих никак не могут. Скандалы с высокопоставленными военными не редкость. В конце апреля, например, Леонид Кучма, раскритиковав ситуацию, сложившуюся в военных частях, в частности, поручил Генеральной прокуратуре и Совету национальной безопасности и обороны Украины проверить факты целевого использования государственных средств, военного имущества, недвижимости и земельных участков, отведенных для потребностей ВМС на территории Крыма.

Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении адмирала Михаила Ежеля, являвшегося в 1996-2001 гг. заместителем министра обороны Украины, командующим ВМСУ, занимавшего должность главкома ВМС с августа 2001 г., по статьям о превышении военным служебным лицом служебных полномочий, а также о халатном отношении к военной службе. Как сообщил заместитель генерального прокурора Александр Атаманюк, по предварительным данным, общая сумма убытков, причиненных государству вследствие действий Ежеля, составляет около 3 млн. гривен. Обвинение ему пока не предъявлено, вопрос об избрании меры пресечения еще не рассматривался, сообщил замгенпрокурора.

В настоящее время Ежель находится на лечении в военном госпитале в Киеве. Между тем, по словам Александра Атаманюка, Ежелю инкриминируется реализация по заниженной стоимости кипрской фирме двух морских танкеров "Макеевка" и "Керчь", которые по его приказу были выведены из состава ВМС без соответствующего распоряжения кабинета министров. Окончательная цена судов была уменьшена почти на 1 млн. гривен. Также задешево по приказу адмирала продали рефрижераторное транспортное судно "Ялта", принадлежавшее ВМС. Осенью 1998 г. опять-таки по приказу Ежеля были заключены и выполнены договоры фрахтовки сухогруза "Горловка" для перевозки мандаринов из порта Батуми (Грузия) в украинские порты. Заправка судов, перевозивших данный товар, осуществлялась из неприкасаемых запасов ВМС.

Вот какой "славный" предшественник был у контр-адмирала Игоря Князя, назначенного главнокомандующим военно-морскими силами Украины указом Леонида Кучмы. И стал Игорь Князь четвертым главкомом украинских ВМС за время существования украинского флота...

Прокуратура только взялась за изучение положения дел в збройних силах. Если правоохранительной системе хватит упорства, Украину ждет не один громкий судебный процесс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1283
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3408
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1932
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2227

Другие новости