0
2415
Газета Армии Интернет-версия

29.08.2003 00:00:00

Мобилизационные учения - деньги на ветер

Тэги: кшму, армия, подготовка, учения, перспективы


НА ПРОШЛОЙ неделе в Северо-Кавказском военном округе под руководством начальника штаба - первого заместителя командующего войсками СКВО генерал-лейтенанта Алексея Маслова завершились крупные командно-штабные мобилизационные учения (КШМУ), на которые привлекались около 50 тыс. резервистов. В рамках этого мероприятия впервые за несколько последних лет на территории Краснодарского края были отработаны вопросы призыва и распределения офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат запаса по воинским частям. Заметим, для финансового обеспечения учений краевая администрация выделила 2 млн. руб., что и для этого богатого региона деньги, в общем-то, немалые. Военные же считают, что возобновление подготовки мобилизационных ресурсов - признак утверждения стабильности в стране. Однако есть основания думать, что прошедшие на Северном Кавказе КШМУ скорее признак стагнации в деле подготовки страны и вооруженных сил к возможным конфликтам, нежели шаг вперед.

БЕГ НА МЕСТЕ

Разумеется, сам факт проведения любых мероприятий оперативной, боевой и мобилизационной подготовки в современной российской армии откровенно приятен. Это говорит о том, что эпоха смутного времени и разрухи в Вооруженных силах все же подходит к концу, что не может не вызывать удовлетворения. Тем не менее внимательно присматриваясь к проведенному в СКВО мероприятию, трудно отделаться от впечатления, что ничего нового в мобилизационной подготовке войск за последние пятьдесят лет так и не произошло. По-прежнему военные применяют в своей практической деятельности выкройки и шаблоны, изготовленные еще до Великой Отечественной войны. Иными словами, после десятилетнего перерыва возобновление мобилизационной подготовки в стране и российской армии так и проводится по нетленным рецептам советской.

Как известно, многомиллионная армия победившего социализма готовилась во многом и после 1945 г. воевать по образцу и подобию РККА времен Великой Отечественной войны. Об этом говорят практически все сохранившиеся документы учений 1960-х, 1970-х и 1980-х гг. Разумеется, относится это не ко всем Вооруженным силам, во многих видах которых в послевоенные годы произошла настоящая научно-техническая революция. Пальма первенства по подготовке к давно прошедшим сражениям по-прежнему принадлежит к самой отсталой (причем во всех отношениях) части отечественных ВС - Сухопутным войскам (почему так произошло - отдельный вопрос). Косность и твердолобость значительной части российских общевойсковых генералов общеизвестны и до сих пор настолько велики, что отказаться от многих откровенно отживших свое догматов и символов веры они просто не в состоянии и поныне. Не в последнюю очередь это относится к стратегическому развертыванию Вооруженных сил, во многом скалькированному с документов аналогичного характера образца 1941 г. В этой связи иногда кажется, что каноны Висло-Одерской и Берлинской операций 1945 г. навсегда вшиты в головах многих военачальников под красными околышами. Даже в Афганистане в 1979-1988 гг. некоторые из них пытались навязывать подчиненным оперативно-тактические приемы 50-летней давности.

ПАРТИЗАНСКИЙ КРАЙ

Очередным подтверждением этого печального факта, по всей видимости, является учение, проведенное в период с 19 по 24 августа в СКВО. Несмотря на то что средства на мобилизационные забавы генералов администрация Краснодарского края отчасти нашла, тем не менее их оказалось явно недостаточно, чтобы довести многие мероприятия до функционально полной с точки зрения современных российских "мобилизаторов" картины. Дело в том, что для большинства привлеченных к этому мероприятию запасников участие в учении ограничилось лишь прибытием на сборные пункты. После соответствующей отметки в мобилизационных предписаниях они были отпущены по домам. Иными словами, граждане на этот раз потренировались по большей части лишь в сборе.

Поскольку следующий раз подобное учение будет проводиться уже с другими военнослужащими запаса, да и осуществлять его будут новые работники штабов и военкоматов, то смысл и целесообразность подобной тренировки, в общем-то, ускользают. Словом, получается занятие ради занятия. Да и в целом такая ситуация для многих мобилизационных мероприятий вполне обычная: чтобы ни делалось на этих учениях, в конечном итоге время, средства, труд - все уходит в песок. Никакие результаты и навыки в ходе достаточно редких (по вполне объективным причинам и показателям) учений не закрепляются. Страна все-таки не военный лагерь, чтобы граждан ежегодно сотнями тысяч призывать на военные сборы и прививать им любовь к мобилизационной подготовке.

Хотя все-таки один отрицательный навык, наверное, все же закрепляется. Северокавказскими военачальниками умалчивается, что же стало с теми военнослужащими запаса, кто не явился по повестке, в то время как в военкоматах Краснодарского края гудели мобилизационные барабаны. Надо полагать, по стойкой российской традиции всепрощенчества они отделались наказаниями символического характера либо кара за откровенное игнорирование конституционного долга вовсе обошла стороной нерадивых воинов. Однако подобная мягкость исполнительной власти далеко не безвредна. С каждым мобилизационным учением она множит число потенциальных дезертиров в геометрической прогрессии. Иными словами, служит неплохим средством разложения мужской части населения в плане законопослушания. Один не прибыл по повестке - сошло с рук - на следующем учении уклонистов будет уже трое.

Напомним в этой связи и печальную статистику. В СССР, который в 1941-1945 гг. вел самую справедливую в своей истории войну, число осужденных в ходе мобилизаций за дезертирство составило 376,3 тыс. чел. Число же неразысканных дезертиров оценивается как "значительное". В Германии с 1 сентября 1939 г. по 31 декабря 1944 г. число дезертиров в сухопутных войсках вермахта составило всего 593 чел.

Дезертиров среди офицеров СВ германских вооруженных сил - ноль. Серьезных исследований по этому вопросу у нас нет и поныне, поскольку приведенные цифры как-то не очень соответствуют с нашей стороны всенародному характеру войны и массовому героизму. Поэтому замалчивание точной цифры краснодарских "дезертиров" (сколько, кто, расклад по национальному составу, причины неявки) тоже пойдет не во благо обществу и армии. Тем не менее это всего одна из граней мобилизации.

В ходе учений военные привлекли к однодневным занятиям на пунктах сбора около 3 тыс. резервистов. То есть на призывном пункте задержался один из приблизительно 17 "мобилизованных и призванных". Пока не вполне понятны критерии, по которым производился отбор для однодневных занятий. Кроме того, польза от столь кратковременных занятий достаточно спорна, если учесть, что для многих резервистов "учение" первое и последнее в жизни.

Однодневными занятиями руководители учения не ограничились, и 1 тыс. офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат запаса прошли десятидневные сборы в одной из частей СКВО, дислоцированной недалеко от города Славянск-на-Кубани. Целая декада занятий по своей эффективности, разумеется, выше однодневных занятий. Однако специалист, умудренный опытом развертывания частей и соединений сокращенного состава и кадра до штатов военного времени, знает - чтобы довести подразделение до минимальных кондиций к боевому применению, требуется не менее двух месяцев ежедневной напряженной боевой учебы. И это при том, что полк (бригада) готовится к боям в полном составе, поскольку воюют не абстрактные номера частей, а воинские коллективы. Последнего, складывается впечатление, никогда не понимали крупные отечественные военачальники современности. А иногда и двух месяцев занятий по причине низкого качества человеческого материала недостаточно. О высоких показателях призывных ресурсов говорить сегодня, как правило, не приходится. На этом фоне одно- и десятидневные занятия выглядят разновидностью игр в войну. Но деньги и время потрачены, "птичка" в отчетах проставлена, возрождение мобилизационной подготовки в Краснодарском крае осуществлено. Результат и общая эффективность, правда, близки к нулевой отметке. Но в мобилизационной деятельности последних десятилетий это фактически своеобразная норма.

С КЕМ И КАК ВОЕВАТЬ "ПАРТИЗАНАМ"?

Трудно отделаться от мысли, что никакие выводы из локальных войн и вооруженных конфликтов в российской армии так и не делаются. В частности, "Шок и трепет" образца 2003 г. показал полную бессмысленность массовой армии, основанной на призывном принципе комплектования вооруженных сил. Даже если бы Саддам Хусейн провел в своей стране тотальную мобилизацию и поставил под ружье миллионы иракцев, это продлило бы агонию режима не более чем на несколько суток.

Тем не менее в отечественных Вооруженных силах игры в мобилизацию образца 1914 (или 1941 г.) продолжаются. Причем абсолютно никаких новшеств в эту сферу за последние 60 лет с маниакальным упорством не вносится. Любые попытки модернизации тормозятся на стадии осторожного высказывания первых предложений о том, что отечественная система стратегического развертывания Вооруженных сил устарела настолько, что в гипотетическом вооруженном противоборстве с современным и высокотехнологичным противником российская армия попросту обречена.

Разумеется, полностью отказаться от призыва резервистов на военную службу в особый период сегодня нереально. Это касается в первую очередь подразделений Тыла Вооруженных сил, который в мирное время содержится в численности не более 5% от штатов военного времени. Даже американцы периодически прибегают к этим своеобразным мини-мобилизациям в целях усиления частей обеспечения и обслуживания. Однако подобные мероприятия практически не затрагивают соединений видов вооруженных сил США, обеспечивающих основной вклад в успех на поле боя. Там все на 100% готово к войне уже в мирное время.

Представим на минуту, если дело с призывом 50 тыс. резервистов на Северном Кавказе было бы доведено до логического конца. Сразу подчеркнем, что речь в этой ситуации идет о подразделениях Сухопутных войск, ибо никакие мобилизации в российской армии боевого состава ВВС и ВМФ сегодня практически не меняют. Ни одного современного боевого самолета (вертолета) и корабля по повестке не призовешь по причине их отсутствия.

Современного вооружения, военной техники и экипировки в СКВО на призванных бойцов сегодня нет. Да и откуда им взяться, если вышеперечисленного не хватает даже для ведения боевых действий в Чечне. Необходимой численности кадровых офицеров, особенно в звене рота-батальон, которые в целом определяют успех на поле боя, на развернутые части тоже не будет. Лейтенантов - старших лейтенантов сегодня катастрофическая нехватка даже в соединениях и частях постоянной готовности. Наконец, уровень боевой выучки "мобилизованных" будет в течение весьма длительного периода объективно низок.

Воевать на равных такие с бору да с сосенки собранные полки и дивизии в войне с применением только обычных средств поражения с вооруженными силами индустриально развитых стран Запада и Востока, по единому мнению экспертов, не смогут. Числом же в современной войне уже давно не решить ни одной оперативной и боевой задачи. Да и сегодня у России нет преобладания в людских ресурсах над большинством гипотетических противников. Может быть, хватит играть в войну и плодить общевойсковые соединения весьма сомнительного качества? Тем более что поставленный перед "партизанской" мотострелковой дивизией объем боевых задач вполне может решить эскадрилья современных истребителей-бомбардировщиков отечественного производства. К тому же добавим, что если эта дивизия из состава стратегических резервов второй очереди, то она вооружена только стрелковым оружием и гранатометами, танками позавчерашнего дня типа Т-64, разномастной артиллерией, устаревшими средствами связи, а боевых бронированных машин для пехоты не предусмотрено по причине их отсутствия. В гипотетический бой "партизаны" пойдут на колесных автомобилях, мобилизованных из "народного" хозяйства. В общем, почва для массового героизма создается загодя.

Кстати, учение в Краснодарском крае уже четвертое мероприятие мобилизационного характера в СКВО в 2003 г.: ранее мобучения прошли в Ростовской, Волгоградской областях и Республике Адыгея. То есть деньги на ветер пускаются вполне регулярно. Иными словами, бесконечное топтание на месте в мобилизационной сфере продолжается. Похоже, что никаких собственных разработок и проектов сегодня в Вооруженных силах нет. Если нет своих военных мыслителей, надо двигаться уже проторенным путем передовых армий Запада. Другого, более эффективного выхода из этой ситуации, похоже, нет.

Сказанное выше, разумеется, вовсе не стоит понимать как упреки в адрес руководства округа. Цели, задачи, объем и сроки планового КШМУ были согласованы и утверждены соответствующими руководителями Минобороны. Военный округ в Вооруженных силах - хотя и весьма высокая инстанция, но все же представляет собой исполнительское звено и генератором военных теорий и тем более идеологии не является по определению. Источником новых веяний должен быть только Генеральный штаб и подчиненные ему научные подразделения. Однако за истекшее десятилетие никаких стройных учений и разработок, которые бы стали известны российскому обществу, из недр мозга армии так и не вышло. Мировоззренческие основы строительства и применения современной российской армии по-прежнему опираются на советские представления о дубине народной войны, рассчитывать на которую с каждым годом все трудней и трудней.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1117
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1379
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1253
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1231

Другие новости