ПРОЦЕСС перехода к демократии в государствах Латинской Америки представляет особый интерес, так как они издавна считались чуть ли не классическими образцами диктаторских режимов. В XX в. из 600 военных переворотов и других актов вмешательства армии в политическую жизнь континента 200 завершились установлением военно-диктаторских режимов.
По данным зарубежных источников, по состоянию на конец 2000 - начало 2001 г. вооруженные силы Латинской Америки составляют 1 млн. 200 тыс. человек. (Для сравнения, их численность в начале 70-х гг. составляла 750 тыс.) Наиболее крупными их них являются армии Бразилии, Мексики, Колумбии, Перу, Чили, Венесуэлы, Аргентины (70-280 тыс. человек). Затем идут вооруженные силы Кубы, Эквадора, Гватемалы, Доминиканской Республики, Уругвая, Парагвая (30-60 тыс. человек). Остальные страны имеют армии от нескольких сотен солдат до двух десятков тысяч. Без вооруженных сил обходятся Коста-Рика, Гаити, Панама, у которых вместо регулярной армии национальная полиция или военизированные формирования. Характерной особенностью всех латиноамериканских армий является большая численность генеральского и офицерского состава по отношению к рядовому составу.
Немалое влияние на взгляды государственных и военных деятелей оказывали концепции американской школы "вестернизации" стран Латинской Америки. Сторонники концепции "индустриального общества" и "национальной безопасности" на словах поддерживали тезис об аполитичности вооруженных сил. Разумеется, вооруженные силы в современном мире, в том числе и в Латинской Америке, не могли находиться вне политики уже потому, что они выступают орудием государства и обеспечения национальной безопасности.
Армиям стран Латинской Америки были присущи две основные тенденции: во-первых, влияние на гражданское общество конституционным путем в условиях авторитарного однопартийного гражданского режима для обеспечения политической стабильности и развития страны; во-вторых, отказ армии поддерживать гражданское общество, захват власти путем военного переворота, применение силы для установления военно-диктаторского режима.
Военно-диктаторские режимы стали определенной закономерностью политического развития региона. Установление подобного строя (как правило, вследствие военных переворотов) было основано на безоговорочном подчинении народных масс воле военных диктаторов. В большинстве случаев диктаторы, захватившие власть, присваивали себе звание президента и создавали политическую систему, опиравшуюся на одну партию.
АРМИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Вмешательство армии в политику не является сугубо латиноамериканским явлением. По мнению известного российского исследователя Шульговского, подобное присуще как развивающимся странам Азии и Африки, так и (в определенной степени) государствам с уже сложившейся, развитой капиталистической структурой. Сам же социально-политический диапазон вмешательства военных в политику весьма широк: от политических акций каудильо до решительных выступлений армии в периоды обострения борьбы за власть.
Как известно, вооруженные силы - эта самая организованная, мобильная, мощная сила, обладающая наибольшим потенциалом в политической системе. С армией в этом плане до недавнего времени не мог конкурировать никакой политический институт. Она, как показывает исторический опыт Латинской Америки, способна подчинить себе все другие институты власти.
Мощь политического потенциала армии широко использовали латиноамериканские государственные деятели. Под непосредственным влиянием своего могущественного северного соседа они выдвинули доктрину "национальной безопасности", которая стала своего рода официальным идеологическим кредо военно-диктаторских режимов, теоретическим обоснованием подавления и разгрома демократических движений.
В государствах Латинской Америки армия и военная элита играют значительную роль в политической сфере. Опыт свидетельствует о возрастающем влиянии вооруженных сил на общественно-политическую жизнь большинства государств континента. Созданные как гарант суверенитета и общественного порядка, национальные армии Латинской Америки превратились не только в инструмент захвата и удержания власти, но и в важнейший компонент политической системы, в которой армия занимает господствующее положение.
Вся история военных режимов в Латинской Америке связана с наличием класса крупных собственников. Опираясь на армию, они стремились найти такую структуру власти, которая бы, по их мнению, наиболее надежно защищала их интересы в условиях экономического и социального кризиса на континенте с учетом соотношения политических сил как внутри страны, так и на международной арене.
До недавнего времени особенностью Латинской Америки было существование реакционных военных режимов типа военно-фашистских диктатур Сомосы в Никарагуа, Дювалье в Республике Гаити, Стреснера в Парагвае, реакционных военных хунт и правительств в Аргентине, Бразилии, Чили, Гватемале, Уругвае и других странах.
В настоящее время более характерны консервативные авторитарные режимы. Они присущи тем странам, где сложились многопартийные системы с сильной президентской властью. Президент, как правило, возглавляет не только государство, но и правительство. В его руках находится исполнительная и законодательная власть (право вето, президентские послания конгрессу, право издавать президентские декреты или декреты-законы). Как показывает практика, такая форма может послужить основой для осуществления режима личной власти.
Яркой приметой политической панорамы Латинской Америки за последние десятилетия является появление либеральных авторитарных режимов, точнее, авторитарных режимов с демократической тенденцией, представляющих собой своеобразный симбиоз демократии и авторитаризма.
В 80-х годах в Латинской Америке поднялась новая волна демократической активности в результате краха ряда реакционных и консервативных режимов, в частности в Аргентине, Бразилии, Уругвае, Парагвае, Чили и в ряде других государств. В Центральной Америке завершилась гражданская война в Никарагуа, Сальвадоре. После ликвидации военно-диктаторских режимов большинство латиноамериканских стран вступили на путь эволюционного перехода к гражданскому режиму. При этом в своем большинстве новые лидеры пришли к власти не в результате заговора и захвата власти, а в соответствии с конституционными нормами, по волеизъявлению граждан. Политическая система в условиях гражданского правления в этих странах характеризуется "суперпрезидентской" властью при относительно слабой законодательной и судебной власти.
XXI век станет для Латинской Америки важным рубежом в процессе формирования и укрепления демократических институтов, модернизации экономической, социальной и духовной жизни, создания прочных устоев гражданского общества и правового государства. Гарантом решения этих задач выступят Вооруженные силы как важнейший орган политической системы и государства на Латиноамериканском континенте.
Численность наиболее крупных армий Латинской Америки на конец 2002 - начало 2003 гг.
Страны | Население, млн. чел. | Общая численность регулярных ВС (тыс. чел.) | Сухопутные войска (тыс. чел.) | ВВС (тыс.чел.) | ВМФ (тыс.чел.) | Военный бюджет (млрд. долл.) |
Аргентина | 37,5 | 69,9 | 41,4 | 12,5 | 16 | 0,940 |
Бразилия | 172 | 287,6 | 189 | 50 | 48,6 | 10,7 |
Венесуэла | 24,6 | 82,3 | 34 + 23 | 7 | 18,3 | 1,053 |
Колумбия | 42,8 | 158 | 136 | 7 | 15 | 1,7 |
Мексика | 100,4 | 192,77 | 144 | 11,77 | 37 | 3,2 |
Перу | 26,1 | 110 | 70 | 15 | 25 | 0,762 |
Чили | 15,405 | 80,5 | 45 | 12,5 | 23 | 1,1 |