В дебатах о реформе Российской армии почти не вспоминают о военно-учебных заведениях (ВУЗ МО). А статистика последних 10 лет удручающая: в течение первого года до 30% лейтенантов-выпускников военных академий, университетов, институтов снимают с себя погоны и спокойно использует свой диплом вне армии. И истинная причина массового оттока молодых офицеров из армии не в плохих условиях службы, а в ныне действующих руководящих документах по организации работы ВУЗ МО и законах РФ, регулирующих военную службу.
Сломана лучшая в мире система военного образования. Были дипломы военные - решили выдавать их как гражданским специалистам. Для этого дважды коверкали учебные программы, ввели в них, к примеру, курсы химии и экологии, социологии и безопасности жизнедеятельности. Причем всем подряд - артиллеристам и связистам, подводникам и летчикам. С 1997 г. на 50% уменьшилось время на тактику, войсковую стажировку, эксплуатацию военной техники и т.п.
Раньше выпускник военного училища служил в армии пока хватит сил, а после этого была достойная пенсия. Уйдя в запас, многие работали, но там, где требовалась пунктуальность, опыт управления коллективом, ответственность. Инженерами на производстве работали единицы, и диплом не имел решающего значения. Сейчас абитуриентам дурят мозги гражданским аналогом диплома, дескать, не получится в армии - можете по специальности работать на гражданке. Непорядочность, торгашеская суть подобного подхода наносит колоссальный ущерб престижу офицерской службы. В такой ситуации следовало бы усилить воспитательные структуры вузов, а их низвели до минимума по штатам и должностным категориям. Способен ли эффективно трудиться замначальника факультета по воспитательной работе, имея в подчинении 700-800 курсантов, более сотни офицеров и прапорщиков кафедр? Конечно, нет, так как времени хватает только на разбор поступков "трудных" курсантов и подготовку мероприятий на выходные дни. При этом оклад ЗНФ ниже, чем у его подчиненного - преподавателя кафедры.
На моих глазах происходила деградация военного образования, но внешне все выглядело пристойно. Например, почти во всех военвузах открылись адъюнктуры. За прошедшее десятилетие "остепененных" офицеров появилось больше, чем за 40 послевоенных лет, вот только с изобретениями и внедрением стало хуже. Мода на ученые степени и звания охватила всех - депутатов, чиновников, генералов, а теперь и их детей. Подчиненные пишут диссертации начальникам и их сыновьям, а те, кто выше, оформляют материал под видом заданных НИР и, глядишь, через год начальники отделов ВС уже "остепенились" где-нибудь в Воронеже, Тамбове или Саратове. "Пробили" и постановление правительства (тяжела жизнь кандидата!) о ежемесячной доплате человеку в мундире и со степенью от 900 до 1500 рублей. А если мало, законом о статусе военнослужащих разрешено преподавать в гражданских вузах. Так что курсанты редко видят педагогов на самоподготовке и в казарме.
Все чаще адъюнктами становятся вчерашние лейтенанты, отслужившие 1-2 года в части рядом с родным вузом. Обычно в этом же городе живут их родители, как правило, они работают или служат в том же вузе, где учится их сын. Через три года он становится кандидатом наук. А затем молодой годами и часто без крупинки практического войскового опыта кандидат наук учит курсантов. К слову, оклад старшего преподавателя равен окладу командира бригады (саперной, танковой, ракетной). Это не считая выплат за степень, методических денег, дополнительной жилплощади.
Академии есть в каждом виде ВС, надо прекратить порочную практику приема туда со школьной скамьи, так как все подобные выпускники остаются в московских банках, ОАО и т.п. Следует создать на базе академии мощную адъюнктуру и зачислять туда после 1-го курса лучших слушателей-офицеров с учетом педагогических способностей, а по окончании направлять на наукоемкие должности в ВУЗ МО данного вида ВС. Не так богата Российская армия, чтобы иметь в военных институтах, готовящих офицеров тактического звена, громоздкие адъюнктуры, плодящие дилетантов в погонах. Тем более что в каждом виде ВС осталось по 5-6 военных институтов и их потребности в ученых академия способна обеспечить вполне.
Самая тяжелая в вузах МО служба у командиров курсантских подразделений. Это тяжелый эмоциональный труд. Добавьте необходимость научить курсанта нести караульную и внутреннюю службу, обслуживать технику и вооружение. Но материальное положение командного звена курсов и факультета оказалось на нижней строчке приказа МО РФ # 245 от 28.06.2002 г. "О денежном довольствии военнослужащих". Офицеры учебных лабораторий кафедр имеют оклады значительно выше, а вся их ответственность ограничивается безмолвной аудиторной техникой, которая есть не просит и в самоволку не уйдет. А ведь еще 15 лет назад начальник курса соответствовал по статусу преподавателю и в звании, и в должностном окладе. Нет в системе МО РФ и системы подготовки вузовских командиров даже в виде 1-2-месячных курсов.
Назрела острая необходимость изменения статуса курсанта. Откройте дорогу выпускникам кадетских корпусов, спецшкол видов ВС, детям-сиротам. Им не нужны вступительные экзамены, по крайней мере тем, кто учился на "4" и "5". Эти ребята мечтают стать офицерами и за гражданским дипломом не гонятся. Надо закрыть лазейки тем, кто идет в вуз МО, чтобы решить 3 задачи: уйти от солдатской службы, получить бесплатно высшее образование рядом с домом и получать стипендию аж до 1400 рублей. Это породило взятки и закрыло путь к учебе ребятам из обычных рабочих семей.
Контракт должен иметь вид обязательства курсанта успешно учиться и отслужить в войсках не менее 10 лет. Размер стипендии - зависеть от курса обучения, успеваемости, служебной нагрузки (для сержантов). На первом курсе - от 200 до 400 рублей, на 2-3-м курсе - увеличение на 50%. За год до выпуска заключается контракт с МО на 10 лет с указанием суммы материальной ответственности в случае его разрыва. Если курсант не захочет подписывать контракт, он обязан возместить нанесенный ущерб МО и только после этого получает академическую справку.
А как обстоит дело сейчас? На 2-м курсе заключается контракт на время учебы и 5 лет службы в войсках. Курсанту ежемесячно платят денежное довольствие независимо от успеваемости. Он получает все виды льгот, предусмотренные для военнослужащих контрактной службы (премии, надбавки за секретность, материальная помощь и пр.). Следует добавить, что на 1-м курсе курсанты не привлекаются к выполнению задач с оружием (караул и т.п.) так как многим еще нет 18 лет! Поучившись за счет МО, некоторые предприимчивые юноши пишут рапорта об ошибочности выбора профессии и уходят доучиваться в гражданские вузы. Уходят после того, как засчитаны годы учебы за солдатскую службу. Ущерб в размере от 300 до 700 тысяч рублей не возмещается, так как нет соответствующего законодательного акта.
Но большинство таких "мудрых" курсантов заканчивает вуз МО, а пока сын учится, родители ищут ему место под солнцем. Разговоры об этом на выпускных курсах ведутся открыто. Получив распределение, молодой лейтенант недоволен всем - от строгости командиров до отсутствия асфальта и ресторанов поблизости. Итог: лейтенант пишет рапорт и увольняется за невыполнение контракта с его стороны - невыходы на службу, демонстративное пьянство и т.п. Если же во время учебы начальники напоминали подобным курсантам об их ответственности и служебных обязанностях, на защиту "обиженных и угнетенных" встают юристы: дескать, ущемляются права военнослужащих контрактной службы. Вот, к примеру, курсанты 3-го курса Тольяттинского военно-строительного института спрашивают: должен ли быть у них утренний осмотр, почему нельзя пользоваться личным транспортом, ночевать дома? Курсанты, я считаю, незаконно уравнены с военнослужащими контрактной службы - танкистами, командирами орудий, расчетов, механиками, моряками - всеми, кто ежедневно отдает свой труд защите интересов государства.
Счетная палата РФ оценивает потери от "отсева" лейтенантов в 16 млрд. рублей. Для сравнения: в 2002-2003 гг. по разделу госбюджета "Военная реформа" на сертификаты для покупки жилья для военнослужащих выделено 15,95 млрд. рублей. Но с 1998 года так и не утвержден законодательно механизм правовой ответственности за невыполнение условий контракта. Министерство обороны уповает на систему подготовки офицеров в гражданских вузах за счет МО, как в США, и обещает провести эксперимент в трех гражданских вузах. Но любой командир воинской части вам скажет, что научить организовывать боевую подготовку, обучать и воспитывать личный состав, поддерживать дисциплину и внутренний порядок в гражданском вузе нельзя. Казарма, караул, коллектив воинов не могут быть бутафорскими, как на военных кафедрах. Что такое воинский, мужской коллектив можно узнать только в военном училище. И пока не поздно, пока живы традиции и не прервалась связь поколений защитников Отечества, училища нужно возродить. И начать возрождение надо с гордого наименования "Военное училище", а не серого "институт".