0
785
Газета Армии Интернет-версия

19.12.2003 00:00:00

Наследники "Русского витязя" опять на распутье

Валентина Рогова

Об авторе: Игорь Иванович Хворов - командующий ВА ВГК (СН), генерал-лейтенант.
Валентин Григорьевич Рог - академик АВН и РАЕН, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России, генерал-майор авиации в отставке.

Тэги: дальняя авиация


ВЗЛЕТ 23 июля 1913 г. первого в мире тяжелого четырехмоторного самолета "Русский витязь", созданного русским авиаконструктором Игорем Сикорским, знаменовал собой рождение качественно нового направления в развитии авиации. А ровно через год и пять месяцев - 23 декабря 1914 года военный министр России вводит в действие "Положение об организации эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" - первого в мире авиационного соединения тяжелых бомбардировщиков. Это событие вошло в историю отечественных ВВС как День Дальней авиации - средства Верховного главного командования и главной ударной силы ВВС России.

В годы становления советской власти на смену "Муромцам" приходят тяжелые бомбардировщики ОКБ Андрея Туполева. Важной вехой в развитии Дальней авиации (ДА) явились беспосадочные перелеты на самолетах АН-25 с известными летчиками Валерием Чкаловым и Михаилом Громовым во главе экипажей. В них ярко проявились такие важные оперативно-стратегические свойства ДА как большая глубина боевых действий без дозаправки, способность эффективно выполнять полеты в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью над безориентирной местностью.

Согласно предвоенным взглядам советского военного искусства основным предназначением Дальней бомбардировочной авиации (ДБА) считалось проведение самостоятельных стратегических воздушных операций. Однако с началом Великой Отечественной войны главной задачей стало уничтожение боевой техники и живой силы немецко-фашистских войск на поле боя и в ближайшей оперативно-тактической глубине противника. Привлечение ДБА к решению несвойственной ей боевой задачи - авиационной поддержке войск - было предопределено жизненной важностью решения основной для того времени стратегической задачи: всеми силами и средствами остановить стремительное наступление немецко-фашистских войск на Москву, Ленинград и Киев. Только за первые четыре месяца войны ДБА совершила 12 764 боевых самолето-вылета. Наиболее подготовленными частями наносились эффективные авиационные удары по военно-промышленным и административно-политическим центрам противника. За первые шесть месяцев войны ДБА совершила 366 самолето-вылетов в глубокий тыл противника, в том числе наносила удары по Берлину, Варшаве, Данцигу, Кенигсбергу, Плоешти, Бухаресту.

В боевом применении ДБА в начальный период войны имели место и серьезные недостатки, приведшие к неоправданным потерям. Так, соединения действовали днем без надежного прикрытия истребителей, на малых высотах, в зоне эффективного огня вражеской ЗА. В первые недели войны боевые задачи ДБА ставили все: и НКО, и командующий ВВС, и командующие фронтами. Лишь 4 июля 1941 г. директивой Ставки ВГК было установлено: боевые задачи ДБА может ставить только начальник Генштаба лично.

По постановлению ГКО #1392 от 5 марта 1942 года на базе ДБА была создана Авиация Дальнего действия (АДД) с непосредственным ее подчинением Ставке ВГК. Со славной боевой историей АДД связано и нанесение мощных массированных авиационных ударов по объектам глубокого тыла противника, и проведение эффективных самостоятельных воздушных операций. И это вопреки тому, что АДД в 1944 году совершенно необоснованно была преобразована в 18 ВА ВВС СА. Через два года, в апреле 1946-го, 18 ВА достойно преобразуется в Дальнюю авиацию. Это исторически сложившаяся оргструктура оставалась неизменной с 1946 по 1980 г., что способствовало успешному развитию качественно новых оперативно-стратегических свойств ДА.

Важная роль ДА в эффективном огневом поражении вражеских объектов в глубоком тылу, за пределами зон досягаемости традиционных современных огневых средств, в сложных горных условиях, в темное время суток подтверждена и опытом войны в Афганистане. Следует подчеркнуть, что ДА вела боевые действия в Афганистане ограниченным количеством авиаполков в сравнительно небольшой промежуток времени - 3,5 месяца. Боевых потерь самолетов ДА не было.

В 50-е годы на вооружение Дальней авиации поступает стратегический авиационный комплекс, состоящий из стратегического самолета Ту-95к и крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) с ядерной боевой частью и дальностью пуска до 600 км. В 1958 году в СССР создаются первые соединения баллистических ракет класса "земля-земля" с ядерными зарядами. Они вошли в состав 43 и 50-й воздушных армий ДА. Таким образом, ДА объективно стала родоначальником стратегических ядерных сил (СЯС) СССР. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 31.12.1959 г. соединения баллистических ракет, входящие в состав воздушных армий Дальней авиации, в 1959 году передаются в состав РВСН - нового вида ВС СССР.

Известно, что в истории взаимоотношений между США и СССР был такой критический период, когда ядерное сдерживание осуществлялось не только поддержанием в высокой боевой готовности МБР и выполнением боевого патрулирования в океанских водах АРПЛ, но и за счет боевого дежурства в назначенных зонах определенного числа стратегических самолетов США и стратегических самолетов ДА СССР с оружием на борту.

Все изложенное - убедительное свидетельство того, что в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации, главными целями которой согласно Военной доктрине РФ является "...предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации", требуется не только сохранять, но и укреплять, и развивать авиационную составляющую СЯС - Дальнюю авиацию.

После развала СССР в 1991 году ВВС России получили в наследство от СССР около 60% боевых самолетов и всего 40% военных аэродромов. Понесла потери и ДА. На территории Украины осталось 43 стратегических самолета (24 Ту-95мс и 19 Ту-160). И только в 2000 году в Россию из Украины было возвращено на основе договоренности руководства обеих стран лишь 8 Ту-160 и 3 Ту-95мс.

Негативное влияние на боевую мощь ДА оказывают необоснованно частые изменения оргструктуры. Это не только снижает уровень воздушной выучки экипажей стратегических и дальних самолетов, но и приводит к безвозвратным потерям опытного руководящего звена, особенно летных кадров, неустойчивости выполнения НИОКР и т.п. В январе 1980 г. ликвидируется командование ДА - орган оперативно-стратегического звена управления в ВС, которое в течение 34 лет (1946-1980 гг.) совершенствовалось и стало надежным органом управления АСЯС. Вместо командования ДА формируется управление 37 ВА ВГК (СН) - оперативный орган управления АСЯС. Потребовалось 8 лет доказательств, чтобы вначале политическое, а затем и военное руководство страны восстановило уже растерянное по всем направлениям командование ДА в 1988 г. В 1997 г. наступил очередной этап ломки оргструктуры: командование ДА ликвидируется и вместо него опять формируется 37 ВА ВГК.

Возвращение оргструктуры Дальней авиации к закрепленному опытом десятилетий ее развития командованию Дальней авиации - объективная необходимость, которую могут и должны осознать в руководстве Минобороны России. Чем раньше это состоится, тем прочнее станет военная безопасность РФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1567
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1765
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1877
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4239

Другие новости