Постановлением правительства РФ # 523 от 25 августа 2003 г. была утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы.
Реализация принятой ФЦП предполагает перевод на контрактную службу солдат, матросов, сержантов и старшин в соединениях и воинских частях постоянной готовности (ПГ) Вооруженных сил РФ, частях пограничных войск и внутренних войск МВД. В результате численность контрактников указанной категории в этих соединениях и частях к 2008 г. возрастет с 22,1 тысячи человек до 147,6 тысячи человек. Это должно повысить боевую готовность указанных соединений и воинских частей, исключит направление военнослужащих по призыву для прохождения военной службы в горячих точках, а значит, снизит напряжение в обществе. Выполнение программы должно создать также предпосылки для сокращения с 2008 г. срока военной службы по призыву до одного года. На реализацию программы предусматриваются средства из федерального бюджета в размере 79091,65 млн. рублей.
25 февраля 2004 года в Институте экономики переходного периода состоялся семинар, главная цель которого формулировалась так: выработать научно обоснованные рекомендации, способствующие наращиванию положительных результатов начавшегося масштабного перехода на контрактную систему комплектования, парированию возможных негативных последствий и уточнению рационального облика новой системы комплектования.
В докладе, с которым выступил один из авторов данной статьи, было рассказано о результатах математического моделирования, позволившего проанализировать военно-экономические и социально-экономические последствия перехода военной организации России на новую систему комплектования.
Оценки осуществлены не только на программном периоде 2004-2007 гг., но и за его пределами, поскольку последствия (особенно социально-экономические) у такого рода программ, как правило, являются долговременными. Некоторые из них проявляются только при анализе процессов на интервале до 2011 г. (включительно), а многие требуют рассмотрения на гораздо большую глубину (до 2035 г.). Это необходимо прежде всего для анализа динамики мобилизационных ресурсов, а также расходов, которые связаны с уходом контрактников из военной организации, обеспечением их жильем и пенсионным обеспечением.
ЧТО ПОКАЗАЛО МОДЕЛИРОВАНИЕ
Начнем с того, что изменение количества контрактников в военной организации РФ характеризуется не только их увеличением в воинских частях постоянной готовности (ПГ), но и сокращением вне ПГ. Вне частей ПГ количество контрактников будет убывать с нынешним темпом (около 5% численности ежегодно) или даже более интенсивно, поскольку стимулы к службе по контракту распространяются только на воинские части ПГ. Главный вывод из анализа этой части результатов моделирования таков: при сохранении нынешних темпов даже к 2012 г. общее количество контрактников не достигнет количества, достаточного для военной организации РФ. Достаточным считалось количество, во-первых, превышающее по боевой способности нынешний показатель, и во-вторых, такое, чтобы нужное количество восполняемых контрактников (после истечения сроков службы по контракту) можно было отобрать из военнослужащих, призванных на сокращенную по сроку службу, причем на конкурсных условиях.
Напомним, что и контрактник волен продлить или не продлить контракт, и для военной организации он может стать нужным или ненужным. По результатам моделирования выработана следующая рекомендация, совпавшая с опытом некоторых государств, перешедших к добровольной службе комплектования. Кадровую политику в отношении контрактников надо строить так, чтобы по истечении очередного срока приблизительно половина контрактников уходила, вторая половина продолжала служить. На это должны быть ориентированы организационно-штатная структура, система переподготовки и система разнообразных стимулов, делающих выгодным как продолжение службы по контракту - для тех, у кого она лучше получается, - так и возвращение к гражданской жизни с весомым набором преференций.
Особо значимым, как показало моделирование, является количество тех контрактников, которые перешагнут за рубеж десятилетней выслуги и останутся на службе как профессионалы до предельного срока.
Дело в том, что в рамках нынешнего законодательства может появиться значительное количество лиц, которые после 10-12 лет службы станут правообладателями ряда существенных преференций, в частности, при некоторых условиях - жилья в собственность и пенсий. Если соответствующие законоположения не поправить, а кадровую политику пустить на самотек, то вскоре может произойти ежегодное увеличение очереди бесквартирных военнослужащих, имеющих право на получение жилья в собственность, с оценочной интенсивностью до 15 тысяч человек в год. Учитывая размер существующей в настоящее время очереди (до 170 тысяч человек) и нынешние темпы ее пополнения офицерами и прапорщиками (более 30 тысяч человек в год), нетрудно понять, что это резко усложнит и так трудно решаемую проблему.
В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЕ
Это произойдет не скоро. А вот другие проблемы могут возникнуть уже в 2008 г., и связаны они с возможностями набора военнослужащих на службу по призыву после сокращения ее продолжительности. Скорее всего, если не форсировать ФЦП, после 2007 г. придется отказаться от 100% укомплектованности военной организации или от сокращения срока службы. Моделирование динамики военнослужащих РМКС, служащих по призыву в военной организации РФ, показало, что "провал" численности в период 2008-2009 гг. может оказаться значительным даже при отмене практически всех отсрочек.
Проанализирована и динамика мобилизационного ресурса. Здесь налицо снижение как абсолютной, так и эффективной численности. Однако при ускорении перехода на добровольный принцип комплектования по контракту может выручить более благоприятное соотношение категорий лиц, которые будут находиться в мобилизационном ресурсе первой категории. Из 3-4 человек в этом ресурсе один будет опытным контрактником.
Особую группу показателей составляют расходы на содержание военнослужащих рядового и младшего состава (РМКС) в период перехода и после его завершения. Они посчитаны в соответствии с бюджетной классификацией. Общий вывод таков: запланированный в ФЦП переход, а тем более его ускорение - дорогостоящи, но посильны для нынешней экономики страны. Экономить расходы в каждом бюджетном году надо. Но точно так же не следует перекладывать груз ответственности за нынешние реформы на потомков, которым мы можем оставить выполнение пенсионных, жилищных и иных обязательств.
Ежегодные расходы общества на призыв молодежи в состав военной организации, рассматриваемые как своеобразный "налог", а также размеры противоправного "откупа" от военной службы достаточно велики. Но если сопоставить их с "доходами", которые принесут контрактники обществу, то баланс при разумной кадровой политике может сложиться в пользу общества.
Особо следует отметить, что переход на службу по контракту будет полезен для региональных и местных бюджетов, куда будут поступать соответствующие налоги, взимаемые с военнослужащих. Это может разрешить многие проблемы на месте дислокации воинских частей.
ЧЕГО ЖДАТЬ?
Во-первых, подтверждение благотворных перемен. Несмотря на то что в результате осуществления ФЦП мы всего лишь приблизимся к количеству контрактников РМКС, которое у нас было в середине 90-х годов, начало осуществления новой попытки перехода на добровольную службу по контракту является положительным явлением.
Принципиальным отличием начатого осуществления ФЦП от предыстории является создание соединений и воинских частей, укомплектованных полностью и исключительно по контракту, причем для решения тех задач, которые нынешнему военно-политическому руководству государства представляются наиболее важными.
В то же время к концу осуществления ФЦП мы получим приращение военного эффекта от этой программы только для небольшого количества воинских частей постоянной готовности. В остальных воинских частях (в том числе и несущих боевое дежурство) стимулы для продолжения службы снизятся, количество контрактников и младших офицеров скорее всего будет сокращаться. Это может сделать последствия ФЦП для военной организации РФ негативными.
Не менее, а для общества даже более значимым является второе из принятых решений - сокращение продолжительности службы по призыву не менее чем вдвое по сравнению с нынешней продолжительностью.
Однако радикальность этого решения общество, вынужденное отдавать молодых граждан для прохождения военной службы по призыву, признает лишь после того, как изменится предназначение и характер этой службы.
Сохранение многих действующих законоположений (в частности, по кадровой политике в отношении РМКС, по статусу контрактников в сопоставлении с прапорщиками и мичманами, по обеспечению жильем и некоторым другим преференциям) далее недопустимо. Соответствующие законоположения должны быть пересмотрены до начала массового набора контрактников в военную организацию. Промедление чревато огромными затратами средств, непосильными даже для отдаленной перспективы страны.
Это делает задачу активизации перехода к добровольной системе комплектования необходимо важной. С существенной разницей: министр назвал "активизацией перевода ВС на контрактную основу" саму ФЦП и ее реализацию. Если же исходить из задач всей военной организации и требований общества, то настоящей активизацией должно стать дальнейшее ускорение перехода к добровольной системе комплектования, сверх планов-графиков принятой ФЦП, никоим образом не отменяя их.
В реализации такого сценария активизации перехода на добровольный принцип комплектования нет ничего невозможного. Поправки к закону о воинской обязанности и военной службе, а также к другим законам и правовым нормам, определяющим принципиально новый порядок прохождения военной службы в РФ, могут быть приняты в течение нескольких месяцев. Концепция поправок ясна.
При разработке новой законодательной базы необходимо добиться, чтобы одновременно с существенным сокращением продолжительности службы по призыву изменилось ее содержание, предназначение и условия прохождения. В этом случае вопрос об уклонении от военной службы потеряет свою актуальность. Естественно, пропадет питательная среда для многих криминальных структур, опоясавших систему призыва, а также для ряда противоправных деяний в самой военной организации.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ
Главным материальным фактором привлекательности военной службы должен стать размер оплатывоинского труда. Как показали социологические исследования, он должен на 10-20% превышать среднюю зарплату по стране с учетом специфики и опасностей, присущих военной службе. Соответствующие надбавки должны гарантировать конкурентоспособность военной организации РФ по сравнению с другими работодателями. Это положение декларировалось при обосновании ФЦП и должно быть распространено на всех контрактников. Как показали расчеты, расходы на переход к предлагаемой системе комплектования в этом случае сравнительно невелики и посильны для российской экономики.
Необходимая сеть учебных воинских частей или центров подготовки военно-обученного резерва для всей военной организации РФ может быть создана в течение ближайших лет на базе:
- существующих учебных воинских частей (учебных центров, отрядов, школ, комбинатов, команд, флотских экипажей) и соединений;
- подлежащих сокращению боевых и "кадрированных" воинских частей, баз хранения и некоторых военно-учебных заведений, которые в настоящее время избыточно готовят офицерские кадры.
Создание окружных учебных центров, начатое Генеральным штабом ВС РФ, - явление знаменательное. Но этого мало.
Стало настоятельно необходимым одновременно с сокращением продолжительности службы по призыву ввести все учебные воинские части (центры) в общую систему военного образования как обязательную начальную ступень, в том числе и для той части гражданской молодежи, которая принимает решение о поступлении в высшие военные учебные заведения. Заодно так можно будет отсечь "хитрецов", принимающих это решение только ради освобождения от призыва.
При этом руководящий и преподавательский состав всех военных учебных заведений не должен быть ущемлен в своем социальном и служебном положении. Более того, кадры преподавателей и инструкторов должны быть поставлены в привилегированное положение, поскольку на них ляжет всесторонняя подготовка как тех граждан, которые будут состоять в резерве, так и тех, которые пожелают продолжить военную службу по контракту после выпуска из центров подготовки резерва.
Отметим, что системы подготовки военно-обученных специалистов и службы в регулярных войсках (силах) становятся гибко связанными между собой. Это облегчает управление процессами их преобразований. Важно лишь, чтобы количество обученных военному делу было достаточным для организации конкурса среди желающих служить и отбора достойных.
В период преобразования системы комплектования военной организации РФ должна быть осуществлена перестройка деятельности военных комиссариатов, приспособления их к работе по новой системе комплектования.
Политика в отношении набора и удержания военнослужащих на службе по контракту должна иметь целью пребывание их на должностях солдат (матросов) или сержантов (старшин) в физиологически оптимальном возрасте - не старше 35 лет. Средняя продолжительность службы контрактников должна быть близкой к 6 годам. Этот срок был в свое время рекомендован Шарлем де Голлем и подтвержден опытом зарубежных государств. Общее время службы по контракту на должностях рядового и младшего командного состава, как отмечалось, не должно превышать 10 лет. При приближении к этому сроку службы и положительной аттестации военнослужащему должна быть предоставлена возможность пройти переподготовку и стать либо младшим офицером, либо прапорщиком (мичманом).
Рассмотрение и научно обоснованная оценка этих и иных предложений по активизации перехода на новую систему комплектования и по парированию нежелательных последствий представляются нам необходимыми. Математическая модель позволяет утверждать, что такая оценка осуществима.