Новый премьер-министр Испании, социалист, приказал быстро и безопасно вывести весь испанский контингент из Ирака на родину. Не дожидаясь 30 июня, когда предполагалось полностью передать управление страной иракской администрации, а командование остающимися там войсками - ООН. Испания не верит более в реалистичность этого плана, а участвовать далее в нелегитимной операции под командованием США не желает. Такова воля испанских избирателей, и новое правительство - только ее исполнитель.
После терактов в Мадриде такое объяснение звучит логично, и позиция испанского руководства выглядит вполне оправданной. К тому же слова испанского премьера должны ласкать слух многих российских политиков. Ведь мы предупреждали США, в каком капкане они могут оказаться. К российскому мнению не прислушались. И вот теперь министр обороны США с обезоруживающей прямотой заявляет, что "год назад он совсем не так представлял себе нынешнее развитие ситуации в Ираке". Вообще-то если министр обороны совершенно не представляет результата военной операции, на проведении которой так жестко настаивал, ему стоило бы подумать о соответствии занимаемой должности. То есть не ему, а президенту. Но это американские проблемы, а как относиться к происходящему России - радоваться, печалиться или не обращать внимания - своих проблем хватает, а эта нас не касается?
К сожалению, касается. Начнем с того, что при всей обоснованности и логичности действий испанского руководства, по сути, - это точное выполнение требований, выдвинутых в недавнем обращении Усамы бен Ладена. Ведь он предложил европейским странам отказаться от поддержки США, прекратить вмешательство в дела исламского мира и, главное, полностью вывести свои военные контингенты из Ирака. В обмен обещано прекращение терактов против европейских стран, которые выполнят эти требования. Да, Испания - не главный военный партнер США в Ираке, но уход испанцев - это большая победа международного террористического интернационала. Даже если обращение бен Ладена и уход испанцев - простое совпадение. Несомненно, дело не в том, что для террориста # 1 существует абсолютное зло - США и Израиль, компромисс с которыми невозможен, и "честно заблуждающиеся европейцы", которых еще можно наставить на путь истинный. Отделить Европу от США лидерам мирового терроризма хотелось бы, но только с одной целью - перебить по одиночке проще и удобнее. Кстати, к России это тоже относится.
Ну а в чем же должна состоять позиция России в складывающейся ситуации? Ведь мы и раньше настаивали и сейчас не устаем повторять - решение о проведении военной операции в Ираке было ошибкой. И сейчас у нас значительно больше аргументов, подтверждающих правильность такой оценки. Вместе с тем президент Путин сначала делает заявление о том, что Россия категорически не заинтересована в поражении США в Ираке, а в недавнем телефонном разговоре с президентом Бушем заверяет своего собеседника, что "Россия совместно с мировым сообществом и при лидирующей роли ООН сделает все от нее зависящее, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе". В начале военной операции в Ираке США безуспешно пытались убедить мир в том, что это - естественное продолжение антитеррористической операции в Афганистане. Но было совершенно очевидно, что режим Саддама Хусейна - жестокий, кровавый, бесчеловечный - с мировыми террористическими сетями не связан. Саддам Хусейн сам боялся исламских радикалов, и когда они пытались протестовать, топил такие выступления в крови с редкостной жестокостью, применяя химическое оружие против собственного народа. Так было, например, во время выступления шиитов на юге страны. А совсем недавно замглавы российского МИДа Юрий Федотов выразил обеспокоенность тем, что "Ирак превратился в плацдарм террористической угрозы, в рассадник терроризма".
Сейчас для выработки своей позиции по Ираку России необходимо четко представлять те изменения, которые произошли в стране с момента начала военной операции США и Великобритании. Если в момент ввода войск в Ирак у держав коалиции был один военный противник - армия Саддама Хусейна, то сейчас США в Ираке противостоят по меньшей мере три. Во-первых, это международный терроризм, который хлынул в Ирак через открытые границы. Второй противник - это различные формирования иракских шиитов. Они включают не только 3000 боевиков "армии Махди", подчиненных шейху Муктаде Садру, амбициозному молодому лидеру, мечтающему о построении в Ираке исламского государства, но и значительно более многочисленные формирования шиитских боевиков, прошедших военную подготовку в Иране. Наконец, против США выступили и суннитские формирования, созданные, по всей вероятности, из бывших офицеров иракской армии, не востребованных новыми властями. Так что США удалось решить почти неразрешимую задачу, объединив в борьбе против своего присутствия суннитов и шиитов.
Убрав от власти режим Саддама Хусейна, американцы сняли "обруч" крови и страха, с помощью которого диктатор удерживал от распада страну, столь разную этнически и конфессионально. Теперь эту задачу придется решать США, используя другие инструменты. Считалось, что роль скрепляющих элементов государственной конструкции выполнят демократические институты, и главный из них - свободные демократические выборы. Сегодня совершенно ясно, что этот план провалился. Никакой реальной передачи власти в Ираке 30 июня не произойдет, как и вывода иностранных войск, хотя ряды коалиции могут заметно поредеть. Если бы свободные демократические выборы проводились сегодня, к власти пришли бы наиболее радикальные шиитские группировки просто потому, что шиитов в стране подавляющее большинство. Если сейчас из страны убрать присутствующие там иностранные военные контингенты, то, вероятнее всего, следствием такого шага станет начало гражданской войны, распад государства и колоссальное усиление позиций международного терроризма, который при любом из названных сценариев взял бы под контроль богатейшую страну в стратегически важном регионе мира. Учитывая тесную связь с ситуацией в Ираке таких стран, как Иран и Турция, можно предположить дестабилизацию ситуации в регионе.
США, безусловно, несут всю ответственность за глубину того тупика, в который загнана иракская ситуация. Поэтому "резких движений" вроде "наплевать и уйти" они себе позволить не могут. В этих условиях России стоит подумать о минимизации ущерба. Нельзя допустить, чтобы Ирак превратился в государство исламских радикалов. Нельзя допустить, чтобы Багдад стал столицей международного терроризма, а страна с ее колоссальными ресурсами - плацдармом для действий террористов по всему миру. Нельзя допустить, чтобы в Ираке вспыхнула гражданская война, которая неизбежно затронет соседние страны и дестабилизирует ситуацию на всем Ближнем Востоке. Нельзя допустить втягивания России в военную операцию в Ираке, то есть заменить испанский контингент на российский. Наконец, надо понимать, что войска из Ирака выводить придется, как и передавать власть в стране иракцам. Россия должна действовать политическими методами, способствуя скорейшему строительству иракской государственности. Но четкого плана действий для достижения перечисленных целей у России, судя по всему, нет. Пока мы тихо радуемся тому, что это проблемы не наши, а американские.