0
881
Газета Армии Интернет-версия

21.05.2004 00:00:00

Китай готовится к локальным войнам

Вячеслав Баскаков

Об авторе: Вячеслав Владимирович Баскаков - доктор технических наук, профессор полковник в отставке.
Александр Федорович Горшков - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: кнр, бюджет, оборона, локальные войны


Китайская Народная Республика - одна из пяти общепризнанных ядерных держав мира - обладает постоянно совершенствующимися стратегическими ракетно-ядерными силами (СЯС) и одними из крупнейших в мире обычными вооруженными силами трех основных видов - СВ, ВВС и ВМС, представляющими Народно-освободительную армию Китая (НОАК).

В июне 1985 г. Политбюро и ЦВК ЦК КПК предписали руководству ВС КНР в области военного строительства и стратегии по существу прекратить подготовку к ведению всеобщей обычной или ядерной войны, а вместо этого планировать и осуществлять модернизацию и подготовку ВС к ведению прогнозируемых локальных войн обычными вооруженными силами в случае возникновения угроз и военных конфликтов по периметру Китая.

С этого момента началось постепенное и последовательное сокращение и перестройка ВС КНР. По сведениям спецслужб США, к 1990 г. количество военных округов и соответствующих командований в НОАК сокращено с 11 до 7. Сухопутные войска реорганизованы в 24 общевойсковые армии, численностью примерно по 50 тыс. человек.

К 1994 г. численный состав НОАК сократился примерно с 4 до 2,82 млн. человек, в том числе, на 600 тыс. кадровых офицеров. По ряду сведений зарубежных источников, КНР намерена до 2010 г. осуществить структурную и организационную перестройку ВС, сократив их еще на 500 тыс. человек.

Широкомасштабная хозяйственная деятельность НОАК разрешена и развивалась с начала 80-х годов в качестве "подспорья" национальной экономике и военному строительству на основе своеобразной конверсии оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции параллельно с военной, а также организации в соединениях и частях НОАК собственных "хозяйствующих структур" для ресурсного (материально-финансового) самообеспечения. Эти структуры могут включать сельскохозяйственное производство, производство электроники и бытовой техники, транспортное обслуживание, ремонтные услуги, сферу досуга (развитие аудио-, видеотехники и дискотек), даже банковское дело. Важное место заняли также импорт вооружений и технологий двойного назначения, торговля излишним и новым оружием (партнеры - Пакистан, Иран, КНДР, арабские страны).

По оценкам китайских и зарубежных (в том числе российских) аналитиков, годовой объем военного "бизнеса" КНР в его пиковый по масштабам и результатам период (2-я половина 90-х гг. XX в.) достигал 9 млрд. долл. ежегодно, а чистая прибыль превышала в разные годы 1,1-3 млрд. долл. Причем 40% коммерческой прибыли расходовалось на нужды военного строительства, на закупки современных вооружений и технологий, на НИОКР и развитие ВПК. По тем же оценкам, коммерческая деятельность НОАК в 90-х годах ежегодно обеспечивала до 2% объема ВВП страны.

В основу военно-экономической политики Китая положено принципиальное требование обеспечения единства целей и задач промышленно-экономического, научно-технического, социального и военного развития страны с тем, чтобы к началу XXI в. вывести Китай на уровень наиболее развитых стран мира.

По оценкам американского агентства по контролю за вооружениями, общие ежегодные расходы КНР на военные нужды (примерно в период 1987-1997 гг.) оставались на одном уровне и составляли, согласно официально объявлявшимся оборонным бюджетам Китая, от 7,2 до 7,8 млрд. долл. при значительном сокращении НОАК.

Анализируя оборонные бюджеты КНР и их эволюцию за последнее десятилетие, разведывательные органы США, Индии, Японии, зарубежные военные аналитики авторитетных исследовательских центров предполагают, что официально объявляемые в КНР оборонные бюджеты занижены по отношению к фактическим оборонным расходам как минимум в 2-3 и более раз.

Например, в ежегодном докладе МО США Конгрессу "О военной мощи КНР" от июля 2002 г. утверждается, что фактические оборонные расходы КНР в 2002 финансовом году в долларовом исчислении ближе к 65 млрд. долл., а не 21 млрд. долл., как показано в официально опубликованном (март 2002 г.) оборонном бюджете КНР. Более того, в докладе МО США дается прогноз, что ежегодные оборонные расходы КНР к 2020 г. в реальном исчислении могут возрасти в 3-4 раза.

По решению руководства страны, в 2002 г. в рамках более широкой реформы общенациональной бюджетной системы КНР началась реформа ее военно-бюджетной системы. Цель реформы состоит во внедрении в китайскую бюджетную систему западных принципов и методов бюджетных назначений, таких, как отчетности по расходам; повышение контроля за расходами; оперативной гибкости в финансировании народного хозяйства и обороны; приоритетов военного строительства и подготовки ВС; а также повышение прозрачности оборонного бюджета и расходов с учетом требований национальной безопасности и общественного контроля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Иван Родин

Постановление Конституционного суда РФ по выборам оказалось лишь формальным поводом к поправкам

0
417
Фетва о курьерах доставила неприятности

Фетва о курьерах доставила неприятности

Андрей Мельников

Решение мусульманских богословов назвали противоречащим Конституции

0
442
Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Анастасия Башкатова

Хакеры взламывают подрядчиков, получают доступ к приложениям и шпионят за федеральными ведомствами

0
471
Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Алексей Фененко

Вестфальскую систему не способны преодолеть ни классы, ни корпорации, ни общие институты

0
320

Другие новости