Китайская Народная Республика - одна из пяти общепризнанных ядерных держав мира - обладает постоянно совершенствующимися стратегическими ракетно-ядерными силами (СЯС) и одними из крупнейших в мире обычными вооруженными силами трех основных видов - СВ, ВВС и ВМС, представляющими Народно-освободительную армию Китая (НОАК).
В июне 1985 г. Политбюро и ЦВК ЦК КПК предписали руководству ВС КНР в области военного строительства и стратегии по существу прекратить подготовку к ведению всеобщей обычной или ядерной войны, а вместо этого планировать и осуществлять модернизацию и подготовку ВС к ведению прогнозируемых локальных войн обычными вооруженными силами в случае возникновения угроз и военных конфликтов по периметру Китая.
С этого момента началось постепенное и последовательное сокращение и перестройка ВС КНР. По сведениям спецслужб США, к 1990 г. количество военных округов и соответствующих командований в НОАК сокращено с 11 до 7. Сухопутные войска реорганизованы в 24 общевойсковые армии, численностью примерно по 50 тыс. человек.
К 1994 г. численный состав НОАК сократился примерно с 4 до 2,82 млн. человек, в том числе, на 600 тыс. кадровых офицеров. По ряду сведений зарубежных источников, КНР намерена до 2010 г. осуществить структурную и организационную перестройку ВС, сократив их еще на 500 тыс. человек.
Широкомасштабная хозяйственная деятельность НОАК разрешена и развивалась с начала 80-х годов в качестве "подспорья" национальной экономике и военному строительству на основе своеобразной конверсии оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции параллельно с военной, а также организации в соединениях и частях НОАК собственных "хозяйствующих структур" для ресурсного (материально-финансового) самообеспечения. Эти структуры могут включать сельскохозяйственное производство, производство электроники и бытовой техники, транспортное обслуживание, ремонтные услуги, сферу досуга (развитие аудио-, видеотехники и дискотек), даже банковское дело. Важное место заняли также импорт вооружений и технологий двойного назначения, торговля излишним и новым оружием (партнеры - Пакистан, Иран, КНДР, арабские страны).
По оценкам китайских и зарубежных (в том числе российских) аналитиков, годовой объем военного "бизнеса" КНР в его пиковый по масштабам и результатам период (2-я половина 90-х гг. XX в.) достигал 9 млрд. долл. ежегодно, а чистая прибыль превышала в разные годы 1,1-3 млрд. долл. Причем 40% коммерческой прибыли расходовалось на нужды военного строительства, на закупки современных вооружений и технологий, на НИОКР и развитие ВПК. По тем же оценкам, коммерческая деятельность НОАК в 90-х годах ежегодно обеспечивала до 2% объема ВВП страны.
В основу военно-экономической политики Китая положено принципиальное требование обеспечения единства целей и задач промышленно-экономического, научно-технического, социального и военного развития страны с тем, чтобы к началу XXI в. вывести Китай на уровень наиболее развитых стран мира.
По оценкам американского агентства по контролю за вооружениями, общие ежегодные расходы КНР на военные нужды (примерно в период 1987-1997 гг.) оставались на одном уровне и составляли, согласно официально объявлявшимся оборонным бюджетам Китая, от 7,2 до 7,8 млрд. долл. при значительном сокращении НОАК.
Анализируя оборонные бюджеты КНР и их эволюцию за последнее десятилетие, разведывательные органы США, Индии, Японии, зарубежные военные аналитики авторитетных исследовательских центров предполагают, что официально объявляемые в КНР оборонные бюджеты занижены по отношению к фактическим оборонным расходам как минимум в 2-3 и более раз.
Например, в ежегодном докладе МО США Конгрессу "О военной мощи КНР" от июля 2002 г. утверждается, что фактические оборонные расходы КНР в 2002 финансовом году в долларовом исчислении ближе к 65 млрд. долл., а не 21 млрд. долл., как показано в официально опубликованном (март 2002 г.) оборонном бюджете КНР. Более того, в докладе МО США дается прогноз, что ежегодные оборонные расходы КНР к 2020 г. в реальном исчислении могут возрасти в 3-4 раза.
По решению руководства страны, в 2002 г. в рамках более широкой реформы общенациональной бюджетной системы КНР началась реформа ее военно-бюджетной системы. Цель реформы состоит во внедрении в китайскую бюджетную систему западных принципов и методов бюджетных назначений, таких, как отчетности по расходам; повышение контроля за расходами; оперативной гибкости в финансировании народного хозяйства и обороны; приоритетов военного строительства и подготовки ВС; а также повышение прозрачности оборонного бюджета и расходов с учетом требований национальной безопасности и общественного контроля.