В последние годы уже неоднократно отменялись льготы, которыми ранее пользовались военнослужащие. Так, только Федеральный закон от 27 мая 1998 г. # 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" претерпевал изменения 13 раз, в результате чего военнослужащие оказались лишенными ряда существенных льгот. Кроме того, в последние годы сложилась практика, когда законами о федеральном бюджете водится приостановление действия некоторых льгот военнослужащим на очередной бюджетный год, а затем оно продлевается и на последующие годы, тем самым создается ситуация, при которой льгота не отменяется, а ее действие замораживается на длительный период.
ЛЬГОТЫ
Какие же льготы на сегодняшний день отменены вообще, а какие из льгот временно не реализуются?
В результате внесенных изменений из Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключены следующие льготы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:
1) право на получение денежной компенсации в размере удерживаемого с их денежного довольствия налога на доходы физических лиц;
2) право военнослужащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, на выплату ежемесячной надбавки в размере от 25 до 50% от пенсии, которая могла быть им назначена;
3) право военнослужащих, временно исполняющих помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям еще обязанности по воинским должностям, неукомплектованным личным составом, на ежемесячную доплату к денежному довольствию в размере до 50% оклада по дополнительно исполняемой воинской должности;
4) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на льготную оплату в размере 50%: общей площади жилых помещений, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами, абонентской платы за пользование телефоном;
5) право семей погибших военнослужащих, уменьшать совокупный доход в налогооблагаемом периоде на сумму дохода, не превышающую за каждый месяц, трехкратного минимального размера оплаты труда;
6) право военнослужащих на неприменение к ним административных наказаний в виде штрафа и лишения права управления транспортными средствами.
Отмену льгот военнослужащим им компенсировали установлением должностных окладов (с 1 июля 2002 г.) и окладов по воинским званиям (с 1 января 2003 г.) в размерах не ниже окладов и надбавок за квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных государственных служащих. Увеличение денежного содержания военнослужащих с 1 июля 2002 г. привело к тому, что на момент его введения доходы военнослужащих возросли в 1,4-1,5 раза. Однако надо признать, что реальные доходы военнослужащих и их жизненный уровень в результате инфляции, повышения цен на электроэнергию, жилье и коммунальные услуги сегодня вновь снизились до дореформенного уровня.
Вследствие нехватки средств на финансирование национальной обороны правительство оказывается не в состоянии в полном объеме обеспечить военнослужащих всеми видами натурального обеспечения (вещевым, продовольственным и жилищным). На компенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольствия денежными выплатами средств также не хватает. В этих условиях правительство РФ выработало механизм приостановления ежегодно принимаемым в ранге федерального закона федеральным бюджетом действия норм законодательных актов о правах военнослужащих.
Так, например, законами "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год" уже на протяжении двух лет подряд приостановлено действие следующих четырех существенных льгот, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
1) право на выплату денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости. Указанное право приостановлено в части размера выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка - не более 20 руб. в сутки;
2) право на получение вместо положенных предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов. Приостановлено в части ограничения размера выплаты денежной компенсации стоимости предметов вещевого имущества - не более 3000 руб. в год, а на 2004 г. право получения такой компенсации сохранено только за военнослужащими, увольняемыми в текущем году с военной службы;
3) право граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, но не обеспеченных на момент увольнения жилыми помещениями, на получение за счет средств федерального бюджета денежной компенсации за поднаем жилья.
4) право членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, на предоставление им льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство, ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков.
Кроме того, Законом "О федеральном бюджете на 2004 год" приостановлено в 2004 г. действие пункта 7 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" в части выплаты средств из федерального бюджета в виде безвозмездной финансовой помощи военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) квартир.
И это еще далеко не все ограничения прав военнослужащих. С 2001 г. законами о федеральном бюджете уже четвертый раз подряд приостанавливается действие подпункта "б" подпункта 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах", которым ветеранам военной службы гарантировано получение разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства.
Вот лишь один пример, к чему приводят подобные ограничения установленных законом прав и льгот военнослужащих. Так, Законом "О статусе военнослужащих" декларировано их право на выплату по их желанию денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости. В 2002 г. общевойсковой паек стоил - 48,78 руб., а в 2003 г. - уже 51,5 руб. в сутки. Однако размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка в последние годы ограничивается законами о бюджете в размере 20 руб. в сутки, в результате чего размер выплат военнослужащим взамен продовольственного пайка сегодня составляет всего 600-620 руб., что существенно меньше его месячной стоимости 1545-1596 руб. Нетрудно подсчитать, что за один только 2003 г. разница между реальной стоимостью продовольственного пайка и размером выплачиваемой военнослужащим денежной компенсации составляет около 11 500 руб. Всего же за период действия ограничений на размер выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка (2000-2004 гг.) на каждом из военнослужащих, получавших денежную компенсацию взамен общевойскового продовольственного пайка, было сэкономлено около 40 тыс. руб.
ПЕРСПЕКТИВЫ ОТ НОВОВВЕДЕНИЙ
Будущий 2005 г., очевидно, станет очередной вехой в урезании льгот военнослужащим. Правительством РФ на заседаниях от 29 апреля и 11 мая 2004 г. уже приняты решения о внесении в Государственную Думу проекта Федерального закона "О реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством для отдельных категорий граждан". В первом чтении этот законопроект будет рассмотрен в парламенте 2 июля 2004 г., во втором чтении - еще через месяц, то есть в начале августа.
Чего же следует нам ожидать от нового законопроекта? С 1 января 2005 г. предполагается перейти к замене натуральных льгот граждан на денежные компенсации. Данная процедура уже получила и свое название - монетизация. Замена натуральных льгот денежными компенсациями затронет интересы 30 млн. граждан, в том числе и 1,2 млн. военнослужащих. В интересах монетизации натуральных льгот правительством предлагается внести поправки в 155 действующих законов и отменить еще 41 законодательный акт, которыми сегодня гарантируется гражданам бесплатный проезд на общественном городском и пригородном транспорте, льготы в жилищно-коммунальной сфере, а также бесплатное медицинское обслуживание. Согласно проекту монетизации льгот наибольший размер денежной компенсации взамен натуральных льгот - до 3 тыс. руб. - предусматривается ежемесячно выплачивать героям России и Советского Союза, простым же пенсионерам, предполагается выплачивать всего 600 руб., которых хватит разве что на компенсацию бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте.
С 1 января 2005 г. предполагается отменить льготу на бесплатный проезд на транспорте и военнослужащим, путем замены ее на выплату в повышенном размере надбавки за сложность и напряженность к денежному довольствию. В настоящее время указанная надбавка установлена на уровне до 70% от должностного оклада военнослужащего. В 2005 г. эту надбавку предлагается повысить до 120%. Как сообщила, выступая 7 июня этого года в Совете Федерации заместитель министра финансов России Татьяна Голикова, "планируемое повышение надбавки вбирает в себя не только замену транспортной льготы на деньги, а включает еще и индексацию, которую в 2004 г. мы не проводили, а в такой форме предполагаем осуществить в следующем году".
Таким образом, взамен права на бесплатный проезд на транспорте и вместо повышения должностных окладов военнослужащим увеличат лишь размер надбавки за сложность и интенсивность. При этом Минфином России применены хитрости в индексации денежного содержания военнослужащих. Если бы увеличили размер должностных окладов военнослужащих, то автоматически произошло бы и соответствующее увеличение пенсий пенсионеров Минобороны России. Увеличение же предельных размеров надбавки за сложность и интенсивность никак не повлияет на размер военных пенсий. Кроме того, как известно должностные оклады военнослужащих носят строго фиксированный характер, размер же повышаемой надбавки имеет гибкую форму: в зависимости от условий и характера воинской службы каждому военнослужащему персонально приказом командира (начальника) размер указанной надбавки может варьироваться от нулевого до предельного размера.
По оценкам Минфина России, в среднем военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, с 1 января 2005 г. получат прибавку на уровне 770 руб., из них 200 руб. это прибавка в связи с инфляционной индексацией (8%) и 570 руб. - компенсация за отмену бесплатного проезда. Нетрудно подсчитать, что 570-рублевой компенсации хватит только на 57 поездок в месяц (из расчета 1 поездка = 10 руб.), или соответственно 2 поездки в день на городском и пригородном транспорте. Компенсационной выплаты может не хватить военнослужащему даже для поездки в одну сторону, если ему необходимо добираться к месту службы и на метро и на автобусе. Если же военнослужащий будет приобретать единый проездной билет, то прибавки к жалованию ему хватит только на приобретение проездного билета на городской транспорт. Тем же военнослужащим, которые кроме городского транспорта для следования к месту службы и обратно пользуются пригородными автобусами и электропоездами компенсационных выплат на проезд явно не хватит.
Как пытается убедить сенаторов госпожа Голикова, в повышение надбавки военнослужащим за сложность и интенсивность заложено еще и повышение их денежного довольствия в связи с инфляционными процессами. Однако указанное повышение почему-то запланировано на уровне 8%, в то время как инфляционный рост гораздо выше. Так, в 2003 г. рост инфляции составил около 14% в год, в то же время денежное довольствие военнослужащих было повышено только раз и всего на 11% (с 1 октября 2003 г.). В 2004 г., несмотря на очевидный рост инфляции, денежное довольствие военнослужащим вообще не индексировалось, и до конца года правительство не планирует его индексации.
Другое планируемое нововведение касается жилищных прав военнослужащих. В 2005 г. предусматривается отмена военнослужащим, имеющим внеочередное право на получение жилья указанного права. Взамен внеочередного предоставления квартир военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижению предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями будет предложен выбор: получение жилищного сертификата либо оставление в списках очередников на получение жилья по последнему перед увольнением месту военной службы. Конечно, если повезет и подойдет очередь на получение квартиры за счет возможностей бюджетного строительства, то увольняемый может получить и квартиру. Однако по причине нехватки средств на бюджетное строительство количество бесквартирных военнослужащих сегодня достигло уже 164 тыс., а срок получения военнослужащими постоянного жилья затягивается до 10 и более лет. Широко же разрекламированная в последнее время и вводимая с 1 января 2005 г. накопительно-ипотечная система начнет работать только с 2008 г. и будет распространяться лишь на тех военнослужащих, которые в будущем году окончат военные учебные заведения, либо заключат первые контракты на прохождение военной службы, а также тех рядовых и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, которые по состоянию на 1 января 2005 г. достигнут трех лет военной службы по первому контракту.
Таким образом, урезание льгот военнослужащим явно опережает рост их доходов.
Хотя законами о федеральном бюджете и другими федеральными законами процедура временного ограничения и приостановления прав военнослужащих осуществляется юридически безупречно, с точки зрения социальной справедливости, вряд ли можно признать приемлемыми те изменения статуса военнослужащих, которые приводят к ухудшению их материального положения. В этой связи представляется, что в целях усиления социальной защиты военнослужащих на законодательном уровне целесообразно ввести запрет на приостановление другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащим, установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. # 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ИЗМЕНЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ГРАЖДАН, РАССМОТРЕННЫЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 апреля 2004 г.
Сферы | Льготники | Сегодня | Предполагаемое решение |
Жилье | Многодетные, работники суда, прокуратуры, военные, инвалиды I и II группы, ветераны | Предоставление жилья вне очереди | Отмена |
Коммунальные | Инвалиды, пенсионеры, ветераны | 50% квартплаты, коммунальных услуг, стоимости топлива в дома, не имеющие центрального отопления | Денежный эквивалент либо сохранение льготы |
Компенсации | Работники Крайнего Севера, военные, работники судов, прокуратуры, доноры | Денежные выплаты, временный бесплатный проезд | Отмена |
Медицина | Отдельные категории госслужащих, ветераны, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды, герои СССР, России | Медобслуживание, бесплатные лекарства, изготовление зубных протезов, дополнительный отпуск | Денежный эквивалент либо сохранение льготы для большей части категорий |
Надбавки | Жители Крайнего Севера, военные, доноры | Денежные | Отмена |
Образование | Военные, сироты, отдельные категории госслужащих, многодетные семьи | Льготное поступление в вузы | Без изменений |
Проезд | Инвалиды I и II группы, ветераны, герои СССР, России, военные, пенсионеры, многодетные, отдельные категории госслужащих, доноры | Проезд в городском и пригородном транспорте, 50% либо 100% льготы в зависимости от категории для проезда на поездах дальнего следования, авиа- и водном транспорте, льготы при покупке ГСМ | Денежный эквивалент либо сохранение льготы |
Санаторно- курортное лечение | Инвалиды I и II группы, ветераны, герои СССР, России, военные, пенсионеры, отдельные категории госслужащих, доноры | Проезд к месту лечения, оплата пребывания | Денежный эквивалент либо сохранение льготы |
Соцобеспечение | Инвалиды I и II группы, ветераны, герои СССР, России, военные, пенсионеры, отдельные категории госслужащих | Помощь на дому, денежные компенсации, похороны | Сохраняется |
Телефон, радио, сигнализация жилья | Инвалиды, ветераны, герои СССР, России, военные, пенсионеры, многодетные | 50% или 25% оплаты телефона, радиоточки, сигнализации, Бесплатная установка | Денежный эквивалент либо сохранение льготы |
Электроэнергия | Инвалиды, ветераны, герои СССР, России, военные, пенсионеры, многодетные | 50% оплата электроэнергии | Денежный эквивалент либо сохранение льготы |
Прочие | Родители несовершеннолетних детей | Детские пособия | По решению региональных властей |