0
1008
Газета Армии Интернет-версия

12.11.2004 00:00:00

Остановленная стройка государственных устоев

Александр Шаравин

Об авторе: Александр Александрович Шаравин - директор Института политического и военного анализа.

Тэги: силовики, терроризм, борьба


После прокатившихся по стране чудовищных терактов даже сама верховная власть признала неэффективность нашего государства. Собственно, бессилие перед террористами - это только самое наглядное и самое горькое проявление государственной немощи.

Вот что произошло, в частности, с российской армией. Первоначально была идея создания новых Вооруженных сил на базе Национальной гвардии. Но в дело вмешался субъективный фактор: во всех документах это новое образование подчинялось вице-президенту Руцкому. Когда их с Ельциным пути разошлись, то вместо того, чтобы переподчинить Национальную гвардию напрямую президенту, сочли, что проще эту идею похоронить. А с армией все произошло по описанной выше модели: в кресло министра обороны СССР посадили другого генерала, назвали его министром обороны Российской Федерации, сменили фуражки и нашивки, по несколько раз объединяли и разъединяли разные виды Вооруженных сил и рода войск, поговорили о принципах комплектования - и все, решили, что реформа завершена.

Точно так же поступили и с другими силовыми ведомствами - и на Лубянке, и в МВД, и в Генеральной прокуратуре все осталось по-прежнему. Им было поручено реформировать самих себя. Естественно, дело свелось к тому, что поменяли (иногда по несколько раз) начальников, вывески и эмблемы. Сопровождалось все это стенаниями о том, что их развалили, ошельмовали, не дают денег и прочее. В конце концов, отчитались, что теперь у нас не советские, а российские государственные институты.

Между тем ключевое для нынешней России слово - не реформа, не модернизация, а строительство, создание заново. Поскольку Россия - это не обломок и даже не "ядро" СССР и не воскресшая из праха Российская империя. Это новое государство, родившееся в августе 91-го. У него другие задачи, другие идеалы, другие возможности, другие союзники и противники. Соответственно этим реалиям и нужно было бы строить новые институты новой России. А при отсутствии таковых нечего удивляться, что мы оказываемся не готовы ко всем вызовам нашего времени - политическим, военным, экономическим и едва ли не в первую очередь - психологическим. Нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад. И если, как признает первое лицо в государстве, "нежизнеспособным" в новых условиях оказался настоящий СССР, тем более нежизнеспособен будет его муляж.

Применительно к силовым ведомствам это означает, что мы действуем примерно так, как если бы Ленин и Троцкий в свое время поручили создание Красной Армии императорскому Генеральному штабу, а создание ВЧК - царской жандармерии. А в обоснование этого газета "Правда", "Окна РОСТА" и буквари воспитывали бы ностальгию по тому, как хорошо все было "при царе". Главные проспекты советских городов назывались бы именами Александра III и Победоносцева, к офицерам обращались бы - "господин поручик", да и армии вскоре вернули бы знамена, под которыми русские войска победили Наполеона┘

Но при таком подходе советская милиция, обученная ловить "спекулянтов", будет защищать частную собственность, а ГБ, боровшаяся с диссидентами, - охранять права личности и гражданские свободы или успешно бороться с террористами. Ведь выловить "отщепенца" в условиях тоталитарного государства, когда каждая пишущая машинка на учете, куда легче, чем вычислить и поймать реального террориста в демократической стране. Армия, нацеленная на борьбу с НАТО и США и соответственно оснащенная, не может эффективно взаимодействовать с былыми мифическими противниками и противостоять новым, реальным врагам. (Золотой петушок-то давно уже оборотился не на Запад, а на Юго-Восток.) Все наши силовики пытаются делать то, что умеют, чему их учили раньше. А в большинстве случаев делать это не нужно и даже вредно, опасно для наших сограждан и для страны в целом. Так что те, кто радуется восстановлению памятника Дзержинскому в городе, сохранившем его имя, должны понимать: тем самым они отдаляют возможность успешной борьбы с терроризмом.

Итак, тринадцать лет, в сущности, потеряно для создания нового российского государства. Стройка замерла, потому что нет целостного замысла, общего, генерального проекта. Нет архитекторов, нет прорабов. Есть реставраторы и ремонтные рабочие. Они занимаются тем, что оборудуют и отделывают помещения для самих себя да пытаются укреплять и как-то подновлять здания, предназначенные к сносу. Их все равно потом придется сносить, только много времени, сил и денег будет потеряно.

От новой власти, пришедшей пять лет назад, ждали такого генерального проекта и хотя бы начала его осуществления. Не получилось.

И причина совсем не в том, что у страны мало денег, а отсюда чиновничья коррупция и апатия. Тот, кто берет взятки сейчас, будет их брать и при десятикратно возросшей зарплате, только сумма взятки десятикратно же увеличится. Новая номенклатура не видит иного смысла своей деятельности, кроме сохранения своих кресел, и бешено сопротивляется всему, что может ее этих кресел лишить. Это происходит на генетическом уровне. Вспомним, на какой базе создавался аппарат российского правительства - на базе аппарата ЦК КПСС. Чего же мы хотим от этих людей, при том, что и новые задачи верховной властью внятно не сформулированы?

С начала перестройки мы очень боялись "охоты на ведьм". Но лояльное сверх меры отношение к старым, советским кадрам вылилось в гонения на новых людей, лишенных прежних стереотипов. И ростки новой государственности оказались затоптаны. Справедливости ради надо сказать, что какие-то новые, нужные нашему государству учреждения создаются и сейчас, - скажем, Федеральная служба по незаконному обороту наркотиков или Служба финансовой разведки. Но я совершенно уверен, что и эти островки будут затоплены волнами реставрации, как это случилось с той же налоговой полицией и муниципальной милицией. Или службой безопасности президента, где было собрано около двадцати тысяч лучших офицеров, настоящая элита, где, главное, была уже другая идеология и другая организация дела; эта структура вполне могла бы взять на себя обеспечение безопасности не только президента, но и страны в целом.

Подводя итоги: строительство нового государства вообще и его силовых институтов в частности невозможно без твердой поддержки верховной власти. Но для этого нужно, чтобы у верховной власти был внятный проект строительства, воля для его реализации и решимость опираться при этом на людей, адекватных новым задачам. Вопрос, наблюдается ли все это у нас сегодня, представляется излишним.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
720
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2457
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1648
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1272

Другие новости